МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [ш] по мотивам сказки «Теремок»

Нигматдьянова Анна Каримулловна
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [ш] по мотивам сказки «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

- закрепить умение анализировать кинестетические ощущения с опорой на символы положения органов артикуляции;

- осуществлять связь звука с буквой;

- развивать подвижность органов артикуляции;

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, связную речь;

- закрепить произношение звука [ш] в слогах, в словах, фразовой речи;

- воспитывать умение отвечать, выслушав вопрос до конца, умение слушать.

Публикация «Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [ш] по мотивам сказки „Теремок“» размещена в разделах

Оборудование: зеркало, карточки-образцы положения артикуляционного аппарата, картинки с артикуляционной гимнастикой, игрушки (мишка, зайчишка, лягушка, мышка, картинки (вилы, девочка в шляпе, дедушка с гармошкой, кошка ловит мышку, бусинки, фишки, карточка на звук [ш], сюжетные картинки по сказке «Теремок».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.

Сегодня к нам в гости пришли зверята, посмотрите на них (сидят игрушки – мишка, зайчишка, лягушка, мышка). Это мишка-шалунишка, зайчишка-трусишка, лягушка-квакушка, мышка-норушка. Какой одинаковый звук вы услышали в названии наших гостей.

Дети. Звук [ш].

Логопед. Сегодня мы будем вместе с ними правильно и красиво произносить звук [ш], а сначала давайте покажем нашим гостям, как мы умеем играть с губками и язычком.

2. Артикуляционные упражнения для губ и языка.

Упражнение «Дудочка» - округлить губы 5 раз.

Упражнение «Чашечка» - открыть рот, высунуть широкий язык и придать форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик и боковые края языка 4 раза).

Упражнение «Вкусное варенье» - открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу 5 раз.

Упражнение «Парашютик» - на кончик носа положить ватку, широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа 3 раза (используются картинки-образцы).

3. Произношение изолированного звука.

Логопед. Зайчишка-трусишка бежал к нам через лес. Вдруг ветерок закачал деревья и листики на них зашумели «ш-ш-ш-ш». Как зашумели листочки?

Дети. «Ш-ш-ш-ш».

Логопед. Какой звук напоминает шелест листьев?

Дети. Звук [ш].

4. Анализ артикуляции звука (логопед раскладывает перед детьми карточки-символы).

Логопед. Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

Дети. Губы выдвигаются вперед. Они похожи на «дудочку».

Логопед. Правильно. Покажите карточку-символ. Хорошо. В каком положении находится язык, когда произносим звук [ш]?

Дети. Язык как «чашечка» поднимается вверх.

Логопед. Покажите ручкой (на ручной модели, какую форму принимает язык. Покажите карточку-символ. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук [ш-ш-ш-ш].

Дети. Ш-ш-ш-ш. Воздух теплый. Каким символом мы покажем, что струя теплая?

Дети. Карточка с нарисованным солнышком.

Логопед. А теперь проверьте, спит голос или работает. Что нужно для этого сделать?

Дети. Приложить руку к горлышку и сказать [ш]. Голос спит.

Логопед. Правильно. Покажите символ (дети показывают карточку-символ). Повторите, в каком положении находятся губы, язык, когда произносим звук [ш]. При рассказе опирайтесь на карточки-символы.

Дети. Когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.

5. Характеристика звука.

Логопед. Скажите, пожалуйста, звук [ш] какой? Согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Дети. Звук [ш] - согласный, твердый, глухой, обозначаем синей фишкой.

6. Связь звука с буквой. Логопед. Давайте звук [ш] обозначим буквой Ш. Посмотрите на картинку

Шура сено ворошила

Вилы в сене позабыла.

На что похожа буква Ш? (на вилы)

Посмотрите, эта буква Ш, три ровные вертикальные палочки, которые соединяются внизу горизонтальной палочкой. Попробуйте букву Ш выложить из бусинок (дети выкладывают букву Ш). Какую букву вы выложили? Молодцы.

7. Развитие фонематического слуха.

Логопед. Послушайте одну интересную историю. Какой звук будет повторяться в словах очень часто.

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит

Шепот по лесу шуршит

- Ты куда?

- К тебе лечу.

Дай на ушко прошепчу:

Шу-шу-шу, да ши-ши-ши,

Тише, шорох не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай.

- Слышишь?

- Слышу.

Что ты слышишь?

Шебаршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат –

Дружно шишку шелушат.

Тише, шорох, не дыши!

Слышишь, стихли камыши!

Какой звук передавали лесные шорохи?

Дети. Звук [ш].

Логопед. А сейчас попробуйте запомнить как можно больше слов, словосочетаний со звуком [ш], которые вы услышите снова в этой истории (повторное чтение, ответы детей).

8. Закрепление звука в слогах.

Логопед. Вот и наш зайчишка, когда бежал к нам через лес слышал разные шорохи. Лес шумел: «Ша-шо-шу-ши». Как шумел лес?

Дети. Ша-шо-шу-ши.

Зайчишка насторожился, а лес снова зашумел: «Аш-ош-уш-иш». Как шумел лес?

Дети. Аш-ош-уш-иш.

Логопед. И тут зашумели кусты: «Шта-што-шту-шты». Как зашумели кусты?

Дети. Шта-што-шту-шты.

9. Закрепление звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Логопед. Зайчишка-трусишка выбежал из леса и поскакал к лягушке-квакушке, и они вместе предлагают нам поиграть. Я буду говорить слова, а вам нужно подобрать другие похожие слова близкие по звучанию. В помощь вам вот эти картинки (логопед выкладывает картинки).

Шина – (машина,

кошка – (ложка,

лягушка – (подушка,

мушка – (пушка,

мышка – (мишка).

Где слышится звук [ш] в этих словах?

Дети. В середине слова.

Логопед. Лягушка-квакушка решила рассказать нам о том, что недавно произошло с мишкой-шалунишкой.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка:

- На носу вскочила … шишка. Какие похожие слова вы услышали?

Дети. Мишка, шишка.

Логопед. Сколько звуков в слове мишка?

Дети. Пять звуков.

Логопед. Какой первый звук?

Дети. Звук [м’].

Логопед. Какой это звук? Какого цвета фишкой мы его выделим?

Дети. Согласный, мягкий, зеленой фишкой.

Логопед. Какой второй звук? Какой это звук? Какого цвета фишкой мы его выделим?

Дети. Звук [и], гласный, красной фишкой.

Логопед. Какой третий звук? Какой это звук? Какого цвета фишкой его выделим?

Дети. Звук [ш], согласный, твердый, синей фишкой.

Логопед. Какой четвертый звук? Какой это звук? Какого цвета фишкой его выделим?

Дети. Звук [к], согласный, твердый, синей фишкой.

Логопед. Какой пятый звук? Какой это звук? Какого цвета фишкой его выделим?

Дети. Звук [а], гласный, красной фишкой (дети выкладывают слово фишками на столе).

Логопед. Прочитайте, какое слово получилось? (Мишка) Покажите, где находится звук [ш].

Дети. В середине слова.

10. Физкультминутка.

Мы топаем ногами – топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками – хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

11. Закрепление звука в предложениях.

Логопед. Зайчишка, лягушка и мишка пошли в гости к мышке-норушке. Мышка-норушка придумала «путаницу». Послушайте внимательно, исправьте и подберите нужную картинку.

Наташа носит шлюпку.

Наташа носит шляпку (показывают картинку).

Дедушка играет на машине.

Дедушка играет на гармошке (показывают картинку).

Мышка ловит кошку.

Кошка ловит мышку (показывают картинку).

Логопед. Сколько слов в предложении: Кошка ловит мышку.

Дети. Три.

Логопед. Назовите первое, второе, третье слово, составьте схему предложения.

Дети. Первое слово – кошка, второе – ловит, третье – мышку (дети выкладывают из полосок схему предложения).

Логопед. В каких словах есть звук [ш] в этом предложении?

Дети. В словах кошка, мышка.

12. Закрепление звука в связной речи.

Логопед. Вспомните в какой сказке есть эти герои : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчишка-трусишка, мишка-шалунишка.

Дети. В сказке «Теремок» (детям предлагаются сюжетные картинки по сказке «Теремок»). Логопед просит разложить картинки в нужной последовательности и пересказать сказку.

13. Итог занятия.

Логопед. Молодцы. Нашим гостям очень понравилось с вами играть. До свидания.

Нигматдьянова Анна Каримулловна учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 395» г. Пермь

Публикации по теме:

Артикуляционные модулиАртикуляционные модули Применение моделирования при постановке звуков помогают ребенку осмыслить этот процесс. Модель служит наглядной опорой,постоянно напоминая.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [ш] по мотивам сказки «Теремок»
Опубликовано: 15 июля 2013 в 17:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [ш] по мотивам сказки «Теремок»» (включая файлы) размещена пользователем Нигматдьянова Анна Каримулловна (УИ 59758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД