Лилия Салихова
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по преодолению нарушений грамматического строя речи и развитию связной речи в рамках лексической темы «Фрукты» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня путем использования метода наглядного моделирования
Цель: преодоление нарушений лексико – грамматических категорий и связной речи путем использования метода наглядного моделирования.
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Задачи:
• Активизировать словарный запас в рамках темы «Фрукты»
• Сформировать практические навыки подбора признаков предмета с помощью вопросов
• Сформировать навык работы с карточками – схемами, отображающими отдельные признаки и свойства предметов, составлять описательные рассказы
• Учить определять объект по признакам, описанным при помощи знаков
• Развивать зрительно - пространственную ориентацию: общую и мелкую моторику
• Развивать артикуляционную моторику
• Развивать дыхание
• Развивать слуховое внимание, память
Оборудование: игрушка мышка; натуральные фрукты; предметные карточки с изображением фруктов; карточки – схемы, отображающие отдельные признаки и свойства предметов; план схема для описания фрукта.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Загадка:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки
.
Игра «Кошки – мышки».
Правила игры: кто пошевелится после команды «мыши замри!» тот из игры выходит.
Вышли мыши как – то раз (марширование)
Посмотреть, который час? (руки на пояс, повороты вправо, влево)
Раз, два, три, четыре! (хлопки в ладоши)
Мыши дернули за гири (имитация дёргания за веревочку)
Вдруг раздался страшный звон (ладони к щекам, покачивания головой)
Побежали мыши вон (бег на месте)
Мыши замри!
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения:
«Улыбка»
«Хоботок»
«Месим тесто»
«Блинчик»
Упражнение на развитие выдоха: носиком глубоко вдохнули и ротиком плавно, медленно выдохнули.
3. Объявление темы занятия :
Кратко обговариваем тему: «Осень. Уборка урожая». О том, что нашей гостье мышке тоже нужно сделать запасы на зиму и, что ребята смогут для этого сделать?
4. Основная часть
Однажды пошла мышка в сад, а в саду растут разные.. . (фрукты)
Отгадывание загадок о фруктах, после отгадывания показ на карточках.
Затем при помощи вопросов (какой, какая, какое) с использованием наглядных моделей обговариваем цвет и форму фруктов (яблоко, апельсин, банан, груша, слива, персик).
Отгадывание загадок с использованием моделей.
Пока мышка собирала урожай, на огороде совсем стемнело ничего не видно.
- Какие же фрукты мышка собрала?
- Давайте попробуем на ощупь угадать. (Дети ощупывают, отгадывают, достают, отвечают какой на ощупь).
5. Развитие мелкой моторики
Собрала мышка урожай и у нее очень устали лапки. Давайте покажем мышке, как мы разминаем пальчики, когда они у нас устают.
Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные)
Но купили мы арбуз – (большие)
Это самый вкусный груз! (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)
6. Развитие общей моторики
И ножки у мышки тоже устали.
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия:
«Танцующий верблюжонок» (ходьба на месте с поочередным подниманием пяток)
«Забавный медвежонок» (ходьба на месте на наружных краях стоп)
«Смеющийся сурок» (полуприсяд на носках)
Понравились мышке наши упражнения, и за это она предлагает вам угоститься. (Дети пробуют фрукты и при помощи вопросов отвечают какие они на вкус).
Пошла мышка в мышиную школу учиться. На занятии ей задали трудное задание – составить рассказ о фрукте. Поможем мышке?
Упражнение «Расскажи – ка» : составление рассказа о фрукте по предложенному наглядному плану; образец ответа: яблоко – это фрукт, оно красное, круглое, сладкое, сочное, на ощупь твердое, растет в саду.
А что можно приготовить из фруктов (варенье, сок, пирог, компот, пастилу).
А сейчас посмотрите и скажите: из каких фруктов и что приготовит сегодня мышка на ужин.
7. Итог:
- Что мы сейчас с вами делали?
-Как мы ей помогали?
- О чем мы с вами говорили?
- Чему научились?
-Что для вас было самым трудным?
-Что нового узнали?
-Что понравилось?