МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Северный край, в котором я живу»

Наталья Сусенкова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Северный край, в котором я живу»

Цель:

составление рассказа-описания с опорой на картинный материал лексической темы «Северный край в котором я живу».

Задачи:

- (обучающая) закреплять и уточнять знания детей о культуре, быте традициях народов Севера; учить адекватному использованию лексики по теме, подбирать признаки предметов быта, действия, выполняемые с ними, в структуре простых фраз; образование однокоренных сложных слов;

- (развивающая) развивать логическое мышление и связную речь детей;

активизировать словарь по теме;

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи „Северный край, в котором я живу“» размещена в разделах

- формировать представления детей об истории родного края;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях.

- (воспитательная) воспитывать у детей интерес и любовь к истории родного края и уважение к его коренным жителям;

- (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.

Речевой материал: тундра, чум, оленеводство.

Форма образовательной деятельности: интегрированная

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое-развитие

Методы и приё мы:

1. Игровая мотивация

2. Беседа

3. Вопросы

4. Сюрпризный момент

5. Практическое упражнение

6. Указания

Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, предметов быта, национальных костюмов; беседы о природе, рисование узоров.

Оборудование:

Интерактивная доска, обучающая презентация Power Point, картины, детские рисунки

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

- Ребята, скажите мне, как называется край в котором мы живем (Ямал).

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем [1]

И. Истомин

Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». А знаете ли вы какие народы с древних времен живут на этой земле? (ненцы, ханты, манси, селькупы). А хотите поближе с ними познакомиться и узнать, как они живут? (Да)

Самым древним и многочисленным северным народом считаются ненцы. Они ведут кочевой образ жизни, то есть всегда переезжают с места на место.

Вы, наверное, уже немного знаете с ненецкой культуре, посещая праздник народов севера. Каждый год, они приезжают в наш город, чтобы познакомить нас со своими, обычаями и традициями. И сегодня, один из ненцев пришел к нам на занятие и хочет проверить, что вы знаете о его народе.

Познакомьтесь, его зовут Ёнко. Давайте поиграем с ним. (Слайд 1)

1. Дидактическая игра «Где находится мой дом» (Слайд 2)

Цель: расширение знаний, пополнение словаря.

Словарь: тундра

Ход игры:

Открываются картинки разных местностей (тундра, степь, лес). Дети выбирают правильную картинку и называют все названия местности. (Рассказ педагога) (Тундра -это местность, где много болот, суровый климат, сильные ветра и многолетняя мерзлота. Растения в тундре прижимаются к поверхности земли и поэтому они небольшие)

2. Дидактическая игра «Найди мой дом». (Сайд 3)

Цель: пополнение словаря

Словарь: чум, изба, иглу.

Ход игры:

Открывается слайд с картинками. Изображены 3 жилища (чум, изба, иглу). Дети выбирают правильную картинку и знакомятся с названиями жилищ. (Рассказ педагога). (Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый оленьими шкурами). [2]

3. Физкультминутка

Цель: развитие общей моторики, координирование речи с движениями

Ставят чум отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Есть кустарник – нарублю.

Только будет чум готов,

Принесу охапку дров.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. (Василий Ледков). [3]

4. Дидактическое упражнение «Чем я питаюсь». (Слайд 5)

Цель: расширение знаний о продуктах питания ненцев

Словарь: рыба, мясо, курица

Ход игры:

Открываются картинки с продуктами питания (рыба, мясо, курица).

Дети выбирают и называют правильные картинки. (Рассказ педагога)

5. Дидактическое упражнение «Мой узор» (Слайд 6)

Цель: Закрепление знаний и умений о видах орнаментов, полученных на занятиях художественно-эстетического развития

Ход игры: Открывается слайд с несколькими изображениями орнаментов разных народов

Дети выбирают серию правильных орнаментов. (Рассказ педагога о значении этого узора) (Первый узор обозначает детей, второй – заячьи уши, третий – два крючка, четвертый – макушка чума, пятый – кедровые ветки, шестой – рога быков)

- А сейчас мы свами сами попробуем нарисовать эти узоры. (Дети берут бумагу и рисуют узор, который изображен на слайде). Фон - национальная ненецкая мелодия

6. Дидактическая игра «Чем я занимаюсь» (Слайд 7)

Цель: Образование однокоренных сложных слов, расширение знаний, пополнение словаря

Словарь: оленеводство, рыболовство, строительство

Ход игры: На слайде изображены различные занятия (Оленеводство, рыболовство, строительство)

Дети выбирают правильное занятие ненцев и называют слова, от которых они образовались

7. Составление рассказа – описания с опорой на серию картин (Слайд 8)

Цель: Развитие связной речи детей

- Ребята, вам понравился рассказ Ёнко? Теперь мы с вами очень хорошо знаем о коренном народе земли, на которой живем. Давайте теперь сами попробуем с помощью картин рассказать о нём.

Дети составляют рассказ о коренных жителях- ненцах, по опорным картинкам.

Примерный рассказ.

Я живу на Ямале. Коренной народ этого края – ненцы. Живут они в тундре. Тундра -это местность, где много болот, суровый климат, сильные ветра и многолетняя мерзлота. Растения в тундре прижимаются к поверхности земли и поэтому они небольшие. Жилище ненцев называется чум. Чум - это такой шалаш из длинных палок, покрытый оленьими шкурами. Основное занятие ненцев рыболовство и оленеводство. Поэтому они питаются рыбой и олениной. У северного народа очень красивый орнамент – узор. Этот узор изображен на нашем флаге ЯНАО. Каждый узор может иметь свое значение. Я люблю свой край и уважаю коренных жителей, которые здесь живут.

Молодцы ребята! Ёнко очень понравились ваши рассказы. Он с вами прощается. Ему пора возвращаться домой.

8. Итог занятия.

Вот и закончилось наше знакомство с этим удивительным народом. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свой уклад жизни. Мы должны бережно относиться к их культуре, сохранять природу, которая их кормит, поит, одевает.

Список литературы

1. Истомин И. Г., Наш Север : сб. стихов., 1953.

2. Ледков В. Н., Детям моего стойбища: сб. стихов. - Л., 1960.

3. https://ru.wikipedia.org.

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Фантазёры»Авторская дидактическая игра «Фантазёры» Варианты игры. - Выкладывание задуманного сюжета из картинного материала. - Составление рассказа о временах года. - Что перепутал художник.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Северный край, в котором я живу»
Опубликовано: 26 января 2015 в 09:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД