Получи документы

Конспект логопедического занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Осенняя звуковая полянка»

Екатерина Юрчик
Конспект логопедического занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Осенняя звуковая полянка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. На занятии были использованы упражнения по развитию подвижности мышц артикуляционного аппарата и мелкой моторики,упражнения по развитию фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи,упражнения по отрабатыванию чёткого произношения звуков С,Ш,Р,Л.

Тема занятия"Осенняя звуковая полянка"

Цели:

Публикация «Конспект логопедического занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР „Осенняя звуковая полянка“» размещена в разделах

1. Закреплять знания детей по лексической теме “Осень ”.

2. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.

3. Закреплять знания о произношении звуков : Р, Л, Ш, Ж, С, З.

4. Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками : Р, Л, Ш, Ж, С, З.

5. Развивать фонематический слух.

6. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.

7. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.

8. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: закрепить знания детей об осенних явлениях природы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, навыки чтения; активизировать словарь по теме «Осень».

3. Коррекционно-воспитательная: приучать детей вежливости.

Оборудование:

осенние листья, макет дерева,ленточки,бусинки, мяч, корзина, яблоки.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, а вот и я,

здравствуйте, мои друзья!

Вас не видела весь год,

Наступил и мой черёд

Осень в гости к вам пришла

И с собою принесла. Что

Скажите наугад?

Ну конечно…. листопад.

- Какой сегодня чудесный день! Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

Осень : – А теперь назовите по порядку осенние месяцы.

Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев.

Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

( Ребенок: – Это оранжевый лист клена.)

Осень : – Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

( листья: клен, береза, дуб, рябина)

Упражнение «Подуй на листочки»

- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по моей команде. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Закрепление лексической темы “Осень”

(На доске изображение дерева, вокруг него картинки-приметы осени)

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко : Упражнение фонетической ритмики

Дождик капает : кап (логопед) … КАП (дети)

Дует холодный ветер :Ссссс… .Фф… .

- А теперь, взявшись за руки, отправимся на полянку.

Подул холодный ветер и сорвал все листики с дерева.

-Ребята, они хотят вернуться на свои веточки. Давайте им поможем.

Первый листик (на нём изображение ветра)

(Один из детей берёт лист, затем дети присаживаются прямо на ковёр, а логопед на “пенёчек”)

- Что нарисовано на этом листике?

Ребё нок :-Ветер

Осень : - Ветер что делает? (дует)

-Ветер что сделал? (подул)

-Ветер что будет делать? (будет дуть)

-Какой последний звук в слове “ветер”?

Ребё нок: -Р

Осень :- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы : он гласный или согласный… твёрдый или мягкий… звонкий или глухой)

-Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Листик предлагает детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.

Самомассаж

“Не циркач и не артист, сам себе я массажист

• Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

• И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

• Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

• Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

• Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

• А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

• Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

• А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

• И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

• Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

• А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

(Детям раздаются зеркала)

• Жил-был Язычок в домике-ротике. Ночью язычок лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”) .

• А утром Язычок проснулся, умыл свои круглое окошко-губы (“Кружок”) .

• После этого Язычок выглянул из окошка и спрятался от дождика. (“Змейка”) .

• Язычок взял зонтик и смело посмотрел вверх на небо, вниз - на землю (“Качели”).

• Мимо скакала лошадка, и язычок зацокал вместе с ней (“Лошадка”) .

• После этого Язычок захотел поиграть с любимой игрушкой-клоуном, показывает, как дует ветер (дыхательное упражнение “Весёлые клоуны”)

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда) :

РРР! - ракета рвётся ввысь!

РРР! - рычит сердито рысь!

РРР! – раскатистый и громкий

РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!

(Первый листик «возвращается «на одну из веточек дерева)

Второй листик (на нём лужицы)

(Один из детей приносит лист)

- Что нарисовано на этом листике?

- Какой 1 звук в слове “лужицы”? Как правильно произносить звук Л?

( Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются… зубки открыты или закрыты… язычок вверху, или внизу)

Тонкий кончик язычка

Вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

И получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

Перевернув листик, дети узнают задание:

сказать на один слог больше: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ

сказать на один слог меньше: ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

(Второй листик “возвращается” на веточку дерева)

Третий листик” (на нём картинка с изображением шарфа)

- Какой первый звук в слове “шарф”?

Этот листик знает такие слова, но он их пока спрятал, отгадаете загадки и увидите их:

Не галстук он не воротник,

А шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (ШАРФ)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (КОШКА)

Если ты его подточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь.

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это? (КАРАНДАШ)

(Третий “листик “возвращается” на веточку дерева)

Четвёртый листик (на нём картинка рябиновые бусы)

- Какой звук слышится в середине слова “бусы”?

- А как правильно произносить этот звук?

Язык горочкой пошире

Вниз, в зубы упирается.

По середине языка

Воздух пробирается.

Струйку воздуха пусти.

Улыбнись и посвисти: ССС!

- А теперь ребята зарядка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Игра-упражнение «Рябиновые бусы»

Кисти рябины (Кисти рук расслабить и держать их кончиками пальцев вниз).

Сияют на солнце.

Ветки,качаясь (изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать)

Стучатся в оконце. ( изобразить окошко:сложить ладони домиком,кончики больших пальцев соединить,заглянув в «окошко»)

Ягодки бережно

С кисти снимаю (с каждого пальчика «веточки»»снимаем» по ягодке)

Крепкую нитку (поднять вверх левый указательный палец-это «иголка»,а правый указательный палец будет имитировать нитку,вдеваемую в иголку.

В иголку вдеваю.

Ягодку к ягодке я нанижу (левой рукой делать «колечки»,поочерёдно соединяя указательный палец со всеми остальными,а правым указательным пальцем»нанизывать»колечки на «нитку».

Яркие бусы друзьям покажу.

-Ну вот,наши пальчики размялись и теперь готовы сделать настоящие рябиновые бусы.

Дети усаживаются за стол. Каждый ребёнок берёт по ленточке и нанизывает бусинки.

(Четвёртый “листик “возвращается” на веточку дерева)

Пятый листик (на нём журавль)

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели журавли

- Какой звук первый в названии “журавль”?

- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая?

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль” :

• Когда этих птиц много, это (ЖУРАВЛИ)

• Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)

• Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)

• У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)

• А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)

• Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)

(Пятый “листик “возвращается” на веточку дерева)

- И вот остался на полянке последний “листик ” и на нём … Зайчик

Шестой листик” (на нём зайчик - Повторяйчик) Он предлагает вам ребята вот такие игры :

«Спрячь слоги в ладошки»

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить. (листопад, осень, гриб, дерево)

Игра «Один-много» (с мячом).

Осень : – Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки ( например: стол – столы, кот – коты) .

Лист… зонт… туча…

Дерево… гриб… птица…

Осень : – Молодцы. Садитесь на места.

(Последний листик возвращается на дерево)

- Вот и все листики возвратились на свои веточки, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила… Осень

- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки,составлять правильно предложения.

Я когда к вам в гости шла,

Вот такой платок нашла:

Разноцветный, расписной

Необычный, непростой,

Раз, два, три,

Угадайте, что внутри?

В конце игры Осень накрывает корзину с яблоками платком. Дети угадывают, что спрятано под ним. Осень угощает детей яблоками.

Осень : Ну что, понравилось вам со мной играть? Ну вот и всё, мне пора уходить, за мною идёт холодная зима.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фразовой речи детей старшего дошкольного возраста «Встречаем гостей» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 242» КОНСПЕКТ логопедического занятия по развитию фразовой речи детей старшего дошкольного.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ш] и буква Ш» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ш] и буква Ш» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство со звуком и буквой Ш. Задачи: уточнить произношение звука [ш]; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе,.

Конспект логопедического занятия по предупреждению аграмматической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста (6 г. ж) Тема: Дифференциация предлогов В-НА на основе психологического метода сказкотерапиии. Цели: 1. Учить детей различать предлоги.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФФНР «Дифференциация звуков [л]-[л`]» Цель: Учить дифференцировать звуки [л] - [л`] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; отрабатывать дикцию; совершенствовать.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звуков [р], [р’], для детей 6–7 лет с ФФНР Чикина А. А., учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 46» города Ярославля Тема: «Птичья школа» Цель: автоматизация звуков [р], [р’] в спонтанной.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Весна» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Коррекционно-образовательные задачи: Активизация словаря по лексической теме «Весна». Автоматизация звуков «С,Сь», «З,Зь» в слогах, словах,.

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Осенняя прогулка в лесу» Конспект занятия по экологии старший дошкольный возраст Тема: «Осенняя прогулка в лесу» Цель: - закрепить приметы осени; - вспомнить правила.

Листы домашнего задания для детей старшего дошкольного возраста с ФФНРЛисты домашнего задания для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Листы домашнего задания разработаны по всем лексическим темам для старших дошкольников с ФФНР в условиях логопедического пункта. Включают.

Мастер-класс «Волшебная полянка». Изготовление цветов из коктейльных трубочек. Предназначен для детей 4–5 летМастер-класс «Волшебная полянка». Изготовление цветов из коктейльных трубочек. Предназначен для детей 4–5 лет Весна! Всё ярче светит солнышко, согревая нас своими лучами. Птички весело играют и радостно щебечут. Снежные завалы уже вовсю таят и.

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Осенняя звуковая полянка»
Опубликовано: 4 июля 2016 в 20:25
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Осенняя звуковая полянка»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Юрчик (УИ 402768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД