Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

Олеся Морозова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: 1. Знакомство со звуком <;Ш>, его характерными особенностями, с буквой Ш.

2. Закрепление правильного произношения звука <;Ш> в слогах, словах.

3. Развитие фонематического слуха: умения выделять звук <;Ш> на слух и в произношении из ряда других звуков, слогов, слов и определять позицию звука в слове.

4. Упражнение в чтении слогов, слов с буквой Ш. Знакомство с правилом написания слога ШИ.

5. Воспитание стремления правильно произносить поставленные звуки.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква Ш“» размещена в разделах

Оборудование: зеркала, демонстрационные предметные картинки (васильки, ромашки, шмель, пчела, ландыш, фиалка, рубашка, футболка, брюки, шорты, шлепанцы, сандалии, шоколад, конфеты, шалаш, домик, ручка, карандаш, индивидуальные предметные картинки по 2 на каждого ребенка (часы, камыш, лук, лошадка, кольцо, шкаф, санки, пушка, труба, шар, самолет, кошка, заяц, шапка, зонт, мышка, игрушка Шуршунчик, звуковые домики, наборы для схем слов, замок согласных букв, демонстрационная карточка буквы Ш, карточки для чтения, листы Рабочего Букваря с буквой Ш, контейнеры со цветными карандашами, презентация к занятию, компьютер.

План занятия :

I. Организационный момент.

Логопед : Перед началом занятия проводится игра на коммуникативность

«Доброе утро» :

Снова наступило утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. У меня чудесное настроение, и я хочу с вами поделиться им. А для этого, давайте пустим по кругу этот мягкий теплый мячик и ласково пожелаем друг другу доброго утра. Дети передают по кругу мячик и желают друг другу доброго утра.

Молодцы! Надеюсь, что вы будете на занятии также внимательны друг к другу, как и во время этой игры.

II. Сообщение темы занятия.

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой. А вот с какими, нам расскажет об этом мой друг Шуршунчик.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Давайте поздороваемся с Шуршунчиком.

Дети: Здравствуй, Шуршунчик.

Шуршунчик: Ждластвуйте, ребята!

Логопед : Ой, Шуршунчик! Что это с тобой?

Шуршунчик: Не жнаю!

Логопед : А ты делал сегодня зарядку для язычка?

Шуршунчик: Нет!

Логопед : Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки. Но это мы сейчас исправим.

Ребята, чтоб слова звучали гладко,

Давайте сделаем для язычка зарядку.

- «Улыбка» :

Рано утром мы проснемся,

Маме с папой улыбнемся.

- «Заборчик» :

В окно выглянем во двор

И увидим там забор.

- «Маляр» :

Чтобы дома было чисто,

Потолок покрасим кистью.

- «Чашечка» :

А теперь мы отдохнем,

Чашку чайную возьмем.

- «Вкусное варение» :

Чай с варением попьём.

- «Лошадка» :

По дорожке узкой, гладкой

Мы поскачем на лошадке.

- «Грибок» :

У дорожки есть дубок,

Под дубком растет грибок.

- «Гармошка» :

Мы от радости немножко

Поиграем на гармошке.

Шуршунчик: Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются!

IV. Выделение <Ш> из имени. Характеристика звука.

- Шуршунчик, а какой звук мы будем сегодня учить?

- Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!

- Ребята, вы догадались, какой это звук?

- Звук Ш.

- Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук : гласный или согласный? Дети отвечают.

Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук. Поет голосок? Значит звук Ш : глухой или звонкий? Ответы детей.

- Да, ребята, звук Ш – согласный, глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.

Давайте повторим характеристику звука Ш.

Дети повторяют: Звук Ш – согласный, твердый, глухой.

Шуршунчик: Ой, какие молодцы!

V. Игра «Поймай звук Ш».

Логопед : Да, Шуршунчик, мои ребята очень умные и внимательные.

Шуршунчик: Ой, я хочу поверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук Ш».

Логопед : А что? Хорошая идея! Приготовили ладоши. Если вы услышите звук <;Ш>, хлопайте в ладоши:

А) Ш, С, М, Ш, Ш, З, Ы, Ш

Б) АШ, УШ, МА, ШО, ШИ, ШЕ, СО

В) САД, МАК, ШУМ, ХОМЯК, ШУТКА, КАРАНДАШ, СТОЛ, КОШКА

Шуршунчик: Молодцы, справились!

VI. Произношение звука в слогах, словах. Выбор слов со звуком Ш.

Шуршунчик: Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом ходил в гости к Хомяку. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком <;Ш>. Вы поможете их мне подобрать?

Татьяна Анатольевна хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.

Логопед : Договорились. Ну что ж, начнем.

Однажды прекрасным летним утром Шуршунчик решил отправиться в гости к своему другу Хомячку. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки. Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить: ША-ШО-ШУ

ШИ-ШО-ША

ШЕ-ША-ШУ

ШУ-ШИ-ШЕ

УШ-ОШ-АШ

АШ-УШ-ИШ

ОШ-ЫШ-ЯШ

ИШ-ОШ-ЕШ

А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком <;Ш>.

Итак, Шуршунчик решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты). На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы). И, закрыв плотно дверь, зашагал по дорожке. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы). На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш). На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга). Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны). Выйдя на широкую поляну, Шуршунчик увидел (шалаш или домик) Хомячка. Он очень обрадовался, заметив друга. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш). А Хомячок угощал гостя (шоколадом или конфетами). А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук Ш в домик».

VII. Игра «Посели звук <;Ш> в домик».

Давайте и мы, ребята, сыграем в эту игру.

Логопед называет слова с доски (слова, которые выбрали дети, а ребята на звуковых домиках определяют позицию звука Ш в них.

Шуршунчик: Ха! Всем вместе легко играть в эту игру. Можно и у соседа подсмотреть.

Логопед : Ну что ж. Давай проверим, как ребята самостоятельно справятся с этим заданием. У вас на столах лежат 2 картинки. Возьмите их, выберете картинку со звуком Ш и определите место звука в нем.

Дети выполняют задание. Затем вслух объясняют его выполнение.

Шуршунчик: Молодцы!

VIII. Физкультурная минутка.

Логопед : Шуршунчик! А мы с ребятами знаем игру про твоего друга Хомячка. Хочешь посмотреть?

Шуршунчик: С удовольствием!

Дети вместе с логопедом выполняют физминутку «Хомячок» :

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, ушки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз,два,три,четыре, пять –

Хомка сильным хочет стать.

IX. Знакомство с буквой Ш.

Шуршунчик: Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой Хомячок подарил мне букву Ш. Хотите, я вам её подарю.

Логопед : Спасибо, Шуршунчик!

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Букву Ш я написала :

Три шеста и снизу шпала.

Логопед показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш.

Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква.

X. Чтение слогов и слов по карточкам :

АШ УШ ОШ ЫШ

ША ШУ ШО ШИ

ШАГ ШУМ ШОК ШОВ

У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА

XI. Работа на листах Рабочего Букваря.

Логопед : Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами, мы с Шуршунчиком предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах Букваря. Каким цветом вы будете раскрашивать буквы? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш.

Дети раскрашивают букву.

XII. Итог занятия.

Логопед : Ребята, вы запомнили, какой звук и букву мы сегодня изучали?

Дети отвечают.

Шуршунчик: Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!

Логопед : До свидания, Шуршунчик!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Звуковой экран» для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Звуковой экран» (для детей старшей и подготовительной группы) Цели: • Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 14:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Морозова (УИ 250026) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД