Екатерина Васильевна Цыганок
Конспект логопедического занятия «Звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Закрепить с детьми знание знакомых букв и звуков;
• Учить подбирать слова на заданный гласный (согласный) звук в начале слова;
• Учить детей делить слова на слоги;
• Учить составлять предложения, выделять предлоги НА, ПОД;
• Определять количество и порядок слов в предложении.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы:
• Какое сейчас время года? (осень)
• Назовите первый месяц осени? (сентябрь)
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
• Что вы знаете о первом дне сентября? (это праздник – День Знаний, дети идут в школу, студенты в техникумы, институты).
• Какой это день? (радостный, веселый, волнующий)
• Почему? (радость встречи после каникул, новизна, красота встречи, желание новых познаний, открытий, а волнение – за будущие успехи)
• Вы ходили в этот день в школу? Что вы новое узнали во время экскурсии в школе?
2. 1 сентября отмечается в нашей стране как День Знаний. В этот день в школе настоящий праздник: все дети, учителя, родители пришли к школе нарядные, красивые, радостные, с букетами цветов. Школа для ребят – второй дом. Здесь они становятся умнее и лучше. Каждый класс – большая дружная семья. И руководит этой семьёй – учитель, самый строгий и добрый друг. Учитель помогает детям узнать много нового, всему научиться.
Вы заметили, как дети приветливо здороваются с учителями, называя их по имени и отчеству, дарят цветы. В школу вы ещё сходите ни один раз, познакомитесь с классом, учителем, узнаете, чему он учит учеников.
3. С большим нетерпением я ждала встречи с вами. Вы стали самыми старшими в детском саду. Через год вы пойдете в школу.
У вас есть год впереди, многому ещё научитесь и, уходя в школу, мы с вами подведем итог, чему вы вновь научились.
В этом году нам с вами предстоит отправиться в страну знаний, там мы будем продолжать знакомиться со звуками, буквами, научимся читать, печатать, рассказывать.
4. Чтобы стать настоящими учениками, следует уметь себя хорошо вести. Школьники должны отличать хорошее от плохого.
А вы умеете?
- Давайте проверим! Я буду рассказывать о разных случаях, а вы – поступках!
• «Доброе утро! Пора вставать!» - будит тебя мама. Что ответишь ты маме и как поступишь?
• «Ты идешь в детский сад. По дороге встречаются друзья, взрослые, работающие в детском саду». Как ты поступишь?
• «Ты вместе с девочкой подошел к двери детского сада или группы». Как ты поступишь дальше?
• «Ты вошел в помещение, а там находятся взрослые». Что ты сделаешь?
• «Идет занятие, прием пищи, а тебе надо что-то сказать или спросить». Что ты должен сделать?
• «Взрослый вышел из группы». Как поступают дети?
Ну это еще не все. Как много вы должны знать, уметь, выполнять. Ведь на вас будут смотреть все младшие дети и учиться.
5. А теперь, давайте, вспомним, что помогает нам говорить.
Кажется, что говорить очень легко: звуки, слова, целые фразы так и выпрыгивают сами изо рта. В действительности все не так просто.
В нашем организме работает целый «завод» по производству звуков : трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Им всем хватает работы. А наши уши – контролеры следят, правильно ли говорит человек. Есть звуки гласные, а есть согласные.
Гласные можно как угодно громко и долго петь:
А – А – А
О – О – О
У – У – У
Ы – Ы - Ы
Они называются гласными от слова голос, т. е. они голосные. Какие гласные мы выучили?
Согласные звуки немного похожи друг на друга.
Чтобы их произнести нужно рот закрыть (хоть чуточку).
При их произношении воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос. Какие согласные мы выучили?
Вывод: Если соединить звуки получатся слова. Слова состоят из звуков.
6. Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться.
И друг другу улыбнуться.
7. Дидактическая игра «Определи первый звук в слове и подними правильно символ» (красный квадрат – гласный звук, синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук).
Слова: Утка, Азбука, Малина, Тень, Калина, Икра, Окунь, Ира, Эхо, Пила, Кит, Ток, Хижина и др.
8. Дидактическая игра «Волшебник»
Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.
Бык, гласный [ы]. Логопед ставит символ звука [ы], затем заменяет его на символ звука [а],
— Во что превратился бык?
Аналогично производится «превращение» следующих слов:
кот кит
дым дом
эхо ухо
9. Как мы можем разделить слова на слоги?
Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом —
Получаются слова:
Ты- и -ква-, а вместе тыква,
Со- и -ва — итак, сова.
В. Берестов.
Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на каждый слог; «укладываю» слово на ладошку. па-па ре-бя-та лес
— Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать.
10. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.
Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу еще одно предложение. Посчитайте, сколько в нем слов:
«Небо потемнело».
Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении.
— Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная черточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.
Осень. Небо потемнело.
— Прочитайте схему предложения.
— Составьте предложение о ветре (о деревьях, начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.
11. Упражнение в согласовании слов в предложении.
«Маша, кукла, укладывать». Правильно я сказала?
Скажите предложение правильно.
Спит, кот, стул, на.
Сидеть, собака, сосна, под.
Логопед делает вывод : Слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке.
12. Итог занятия.