Получи документы

Конспект мастер-класса для родителей по тестопластике «Тесто — это просто»

Романчук Анна Николаевна
Конспект мастер-класса для родителей по тестопластике «Тесто — это просто»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» г. Камень-на-Оби Каменского района

V муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку «Все вместе»

Конспект мастер-класса для родителей

«Тесто – это просто»

(тестопластика)

Составила: Романчук Анна Николаевна, воспитатель

г. Камень-на-Оби

2024 год

Актуальность

Публикация «Конспект мастер-класса для родителей по тестопластике „Тесто — это просто“» размещена в разделах

Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья - это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни. Семья – своеобразная педагогическая академия. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и вовсе не восполняется. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.

Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени, которое расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т., общественно - политическую активность, творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т. д., но может содержать также и пассивный отдых (безделье) и даже антикультурные занятия. Свободное время необходимо каждому человеку.

Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ребенке. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить детей отдыхать с пользой для здоровья. Если у родителей есть какие-либо увлечения, дети охотно их разделяют. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, разнообразя их играми для детей, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга.

В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет совместный отдых. Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместных отдых, совместная творческая деятельность играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.

Современный ритм жизни часто провоцирует дефицит совместного времени внутри семьи. Детям и родителям не хватает совместного времяпрепровождения.

Молодые родители зачастую делают свои «взрослые дела», в которых ребёнок не участвует, а просто смотрит со стороны. Родители аргументируют это нехваткой времени, а иногда тем, что им, просто скучно играть с детьми в детские игры. Забывая, или не зная о том, что можно весело провести совместный семейный досуг с детьми.

В то время как семейный досуг очень разнообразен и увлекателен.

Совместный семейный досуг

Домашний досуг:

- любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными и т д.);

- совместные занятия творчеством: рисование, конструирование и т. д.

- поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т. п.);

- домашние спектакли и праздники: организация театрализаций и театральной деятельности (переодевание, гримировка, розыгрыши, с включением игровых программ и конкурсов);

- семейное чтение;

- игры с детьми (настольные, ролевые и т. д.).

В помощь родителям мы предлагаем овладеть технологией тестопластики – искусством создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого теста).

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). С этой точки зрения лепку можно оценить как очень эффективное средство для сенсорного развития; с помощью лепки происходит развитие мелкой моторики пальцев, координации движение рук.

Работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг.

Тактильный контакт родителей с детьми ( прием: рука в руке, для малышей детей или детей с нарушением здоровья) иногда необходимое условие для выполнения задания. Воспитатель тоже становится непосредственным участником, (наблюдателем) дающим необходимые пояснения по технике лепки, обменивается опытом работы с родителями, таким образом создается теплая, доброжелательная эмоциональная обстановка.

Дети с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками, с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.

Работа в этой технике способствует творческому развитию детей, развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса.

Основное внимание при организации тестопластики уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости. Обогащается словарный запас; развивается восприятие, внимание, память, мышление.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - тестопластика или биокерамика.

Оптимальной формой демонстрации образовательных инноваций и распространения передового педагогического опыта является мастер-класс для родителей воспитанников ДОУ – особая форма учебной активности, в ходе которой педагог (мастер) вовлекает родителей в совместную деятельность с целью обучения новаторским формам и методам работы.

Мастер-класс для родителей – это партнёрская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они усваивают определенные формы обучения.

Мастер-класс – это особый жанр общения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. Его отличие от других форм трансляции опыта в том, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.

Цель: научить использовать возможности соленого теста (тестопластика) в совместном творчестве родителей и детей.

Задачи:

- Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

- Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

- Установление доверительных отношений с родителями/законными представителями воспитанников группы детского сада с педагогом.

Форма организации мероприятия: мастер-класс

Материалы и оборудование: стол, стулья, миски, клеенки по количеству участников; мука, вода, соль, растительное масло, кофе, готовое тесто (колобки разного цвета); картинки с изображением фигурок из теста; запись спокойной музыки; влажные салфетки, фигурные формочки для выпечки; буклеты с описанием технологии изготовления соленого теста.

Методы и приемы:

- словесный

- наглядный

- практический

- игра

Принципы, используемые для проведения мастер-класса :

- индивидуальный подход

- сотрудничество

- серьезная подготовка

- динамичность

- наблюдения,

- групповой метод

- индивидуально подход

Форма мастер – класса : практическое занятие

Участники: педагог группы, родители/законные представители воспитанников группы

Предварительная работа:

- консультация для родителей о важности сенсорного развития ребенка при подготовке к школе (папка – передвижка)

- размещение объявления о дате и характере встречи

Уважаемые родители,

Творчеством заняться, не хотите ли?

Ждем вас в среду, ровно в пять

(И нельзя вам опоздать)

Будем с вами мы лепить,

О жизни нашей говорить.

Вводная часть:

- организационный момент

- приветствие участников.

Основная часть:

- знакомство с историей, технологией тестопластики (через презентацию)

- пальчиковая гимнастика

- выполнение совместной работы: изготовление теста, лепка фигурки символа года – Дракончика.

Заключительная часть: - демонстрация получившихся работ

- заключительное слово воспитателя

- вручение памятных подарков

Ход мероприятия:

1. Воспитатель:

Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада, что вы смогли найти время, чтобы провести его вместе в нашей творческой мастерской. Предлагаю вам занять места за столом. (Родители проходят и присаживаются на стулья).

Сегодня мы хотим познакомить вас с лепкой из соленого теста. Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода и клей ПВА — вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом, душевным теплом.

Детям особенно интересно заниматься чем-нибудь новеньким. Привычный пластилин не поддается раскрашиванию, недолговечен в отличие от высушенных фигурок из теста. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Этому занятию даже дали название — тестопластика. Как материал, тесто очень эластично, его легко формовать, изделия из него долговечны, а работа доставляет массу удовольствия и радости. Стоит только попробовать, и вам полюбится это вечно молодое ремесло.

Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.

Обычные материалы для лепки - это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Оно имеет ряд преимуществ:

1. Тесто легко замешивать в любое время.

2. Материал экологически безвредный, не аллергенный.

3. Легко отмывается и не пачкает одежду.

4. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.

5. Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

6. Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

2. Воспитатель:

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и Солнце выносили дорогому гостю! (демонстрация изображений фигурок из теста)

Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из теста, достаточно иметь простые навыки. Технология лепки, приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, просто в месте соединения смочить водой. Вылепленное изделие сушат в духовке на малом огне и при открытой дверце. Законченное изделие можно раскрашивать и расписывать, как душе будет угодно. Затем по желанию можно покрыть свои произведения лаком.

Воспитатель: А сейчас загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без… (Воды).

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы. (Краски)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста.

Теперь давайте научимся готовить этот материал. Надо сказать, что рецептов существует много. Но сегодня я познакомлю вас с классическим рецептом (пропорции) :

Мука – 1 чашка, соль – 0,5 чашки, вода – 0,4 чашки, растительное масло – 1 ч. л.

Муку лучше брать белую пшеничную высшего сорта, в ней достаточно клейковины. Соль – самую мелкую – «экстра». Тогда изделие будет иметь ровную гладкую поверхность. Вода – лучше брать холодную. Тесто будет эластичным. Также для эластичности добавляется и растительное масло.

Замешивается тесто в глубокой миске. Перемешивается сначала соль с мукой, затем добавляется вода. Тесто должно быть довольно крутым, поэтом окончательно вымешивать его удобнее на столе.

При вымешивании регулируйте густоту теста – если крошится, добавить воду; если чересчур мягкое – досыпать соль и муку. Вымешивать до тех пор, пока не станет эластичным.

Окрашивание теста

Если нам для лепки нужно белое тесто, то оно у нас готово к использованию. Поделка лепится из него. И остается в таком виде. А может раскрашиваться гуашевыми или акриловыми красками обычной кисточкой. Но детям интереснее лепить из цветного. И с раскрашиванием поделки у маленьких детей могут возникнуть трудности – в итоге - не аккуратно и не та радость от результата. Поэтому лучше использовать окрашивание на стадии замеса. Краски могут использоваться разные: акварель, гуашь, акриловые. Они должны быть в пастообразном состоянии. Можно использовать красители пищевые. Краска для пасхальных яиц подойдет не вся.

1 вариант – добавить краску в уже замешанное белое тесто и вымешивать до тех пор, пока не исчезнут мраморные разводы, и тесто не станет однородным. В любой литературе предлагается этот вариант. Но мне кажется удобней и легче – другой.

2 вариант – изначально в воду для приготовления теста добавить краску. Вводить надо достаточное количество – иначе цвет получится светлым. И сразу замешивать цветное тесто.

Сегодня мы попробуем лепить из кофейного теста. Сделать его не сложно. Мука, соль и растворенный в холодной воде кофе. Раздаем кофейное тесто. Вы чувствуете приятный кофейный аромат?

Участники мастер-класса, взяв все необходимое, тут же замешивают тесто – небольшую порцию. Педагог помогает с выполнением работы – дает советы, отмеряет необходимое количество ингредиентов.

Воспитатель: Пока вы мнете тесто в руках, я продолжу.

Хранение теста. Хранить необходимо в холодильнике, в полиэтиленовом пакете или в емкости с крышкой. Тесто не должно соприкасаться с воздухом. Цветное тесто – в отдельных пакетах или емкостях. Но лучше замешивать такое количество теста, которое вы сможете переработать в течение 2-3 дней. При длительном хранении тесто отсыревает, прилипает к рукам, невозможно становится лепить. Выход – добавить муки с солью. Но со свежим все равно его уже не сравнить.

Инструменты и дополнительные материалы.

Как для любой деятельности помимо материала – теста необходимы инструменты. Но в нашем случае инструмент – понятие условное. Практически все приспособления вы можете найти на собственной кухне.

Скалочка, баночка с водой, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания, стеки. Фактурный рисунок на изделия можно наносить при помощи различных штампов. В качестве таких штампов можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получился рельефным: зубочистки, расчески, рельефные пуговицы, колпачки от фломастеров, насадки для кондитерского шприца и т. д.

Что касается дополнительного материала, то с соленым тестом очень хорошо сочетаются природные материалы. Для оформления композиций отлично подойдут различные веточки. Соломки, колоски пшеницы и овса, ракушки, деревянные бусинки, а также нитки, кружево.

Воспитатель:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Месим тесто»

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

- Тесто мнём, мнём, мнём! - очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно).

- Тесто жмём, жмём, жмём!

- Пироги мы испечём! - руками совершаем движения, как будто лепим снежки.

Желаю вам творческого вдохновения при создании вашей фигурки символа Нового года - Дракончика!

Готовое тесто родители, откладывают в сторону, предварительно накрыв его пленкой, и поучив готовые колобки от педагога, создают фигурку– Дракончика.

Участники приступают к выполнению работы. Играет тихая, спокойная музыка. Воспитатель во время работы беседует с участниками. При необходимости оказывает помощь

.

3. Воспитатель: Предлагаю сейчас всем показать свои работы, рассказать о своем Дракончике: придумать ему имя и характер.

Родители демонстрируют свою работу, сопровождая показ небольшим рассказом о получившемся Дракончике.

3. Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Она была теплой, семейной. Мы знакомились, узнавали новое; интересно и полезно провели время.

Пусть в наступившем Китайском Новом году (10 февраля) в ваших домах всегда царит мир, покой и уют. Надеюсь, что Дракончик, которого вы сегодня изготовили, займёт достойное место в вашем доме; а данная технология поможет вам с интересом и большой пользой для вашего ребенка организовать семейный домашний досуг на новом уровне.

Спасибо всем за активность и открытость.

На память о нашей встрече, хочу подарить вам небольшие сувениры – фигурные формочки для ваших новых творений. (Воспитатель дарит всем участникам формочки для лепки).

Воспитатель: Спасибо вам, до свидания. (После завершения мероприятия - общее фото).

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто»Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто» Уважаемые коллеги, доброе утро! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Экспериментирование.

Конспект мастер-класса «Пирожки из соленого теста» для детей и их родителей в группе компенсирующей направленностиКонспект мастер-класса «Пирожки из соленого теста» для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности Конспект мастер-класса для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности «Пирожки из соленого теста» Цель: создать условия.

Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка»Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка» Конспект мастер-класса для родителей и детей по лепке из природного материала. Тема: «Божья коровка». Цель: обобщить представления детей.

Консультация для родителей «Игры с песком не просто забава»Консультация для родителей «Игры с песком не просто забава» Игры с песком — это далеко не праздное занятие, они приносят детям не только массу удовольствия, но и — ощутимую пользу, ведь эта игра связана.

Консультация для родителей «Легко и просто учим дни недели»Консультация для родителей «Легко и просто учим дни недели» Познакомить ребенка с названиями дней недели можно уже с 4- 4,5 лет. Знание дней недели облегчит ребенку ориентировку в окружающей действительности,.

Консультация для родителей «Музыкальная школа? Тоже не просто!»Консультация для родителей «Музыкальная школа? Тоже не просто!» Ваш малыш с замиранием слушает песню, рекламные ролики, смотрит мультики, в детском саду поет, взахлеб рассказывает, как играет музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса для родителей по тестопластике «Тесто — это просто»
Опубликовано: 18 января 2024 в 06:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД