Елена Машарова
Конспект музыкального занятия для детей подготовительного возраста «Русский колокольчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : отражение образа колокольчика в различных видах искусства, знакомство с народными промыслами (искусство литья колокольчиков, палехская лаковая миниатюра, дать представление о различном использовании колокольчиков на Руси, воспитывать детей, интересующихся своим прошлым, любящих свою Родину.
Задачи:
1. Учить детей находить созвучные по настроению произведения изобразительного, музыкального и поэтического искусства.
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей подготовительного возраста „Русский колокольчик“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Учить детей понимать взаимосвязь общего колорита картины и ее
звучания по настроению.
3. Учить понимать взаимосвязь слова, мелодии и гармонического сопровождения в создании настроения в вокальном произведении.
4. Знакомить детей с особенностями изображения на палехской лаковой
миниатюре.
5. Учить различать на слух звуки колокольчиков, сделанных из разных
материалов.
6. Учить детей передавать в движении настроение, соответствующее музыкальному образу.
Материалы и оборудование: кукла Карандашкин, кукла би-ба-бо Козленок; аудиозаписи: романс «Однозвучно гремит колокольчик», русская народная песня «Над полями да над чистыми», пьеса П. И. Чайковского «Ноябрь.
На тройке» из цикла «Времена года», мелодия с аудиокассеты «Голоса природы»; репродукции: картина В. Перова «Последний кабак у
заставы», палехская миниатюра И. Голикова «Тройка»; коллекция колокольчиков из разных материалов: глины, стекла, меди, фарфора, керамики, бубенцы; коллекция палехских шкатулок разных размеров.
Ход занятия.
Карандашкин приглашает детей войти в музыкальный зал и просит детей отгадать, кто к ним сейчас придёт. Звучит запись с аудиокассеты (блеяние козы и звон колокольчиков). Дети называют, какие звуки они услышали. Появляется Козленок (игрушка би-ба-бо) с колокольчиком на шее.
КАРАНДАШКИН Козлёнок, почему у тебя на шее колокольчик привязан?
КОЗЛЁНОК Это для того, чтобы я не потерялся, к тому же звон колокольчика отпугивает хищного зверя. Такой колокольчик называется ботало. Я сегодня пришёл к вам, чтобы поговорить о колокольчиках, и принёс небольшую коллекцию.
Козлёнок показывает колокольчики из глины фарфора, керамики, меди. Демонстрирует, как они звенят и предлагает поиграть в дидактическую игру «Угадай, какой колокольчик звучит».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Ребята, а каким животным вешали на шею колокольчики? (Коровам, лошадям) Правильно. (Лошадям вешали колокольчики под дугу, и назывались они поддужными)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ А кто знает, как ещё назывались колокольчики? (Бубенцами). И у бубенцов были свои названия - воркуны, глухари.
КОЗЛЁНОК С колокольчиком ездить было веселее, поэтому на них отливали такие надписи: «Звону много - веселей дорога», «Купи, не жалей – со мной ездить веселей».
Первоначально колокольчик вешали под дугу только почтовым лошадям для того, чтобы по звону опознавать почтовую лошадь и уступать ей дорогу. Впоследствии не только почтари, но и все путешествующие стали подвешивать под дугой колокольчик.
Глухари вешались на шею последней идущей в обозе лошади, и если та начинала отставать, то глухарь звенел всё тише и тише. Тогда обоз останавливался и поджидал отстающих.
Давайте послушаем романс «Однозвучно гремит колокольчик»
Вопросы для общения:
1. Какое настроение вызывает у вас этот романс? (Грустное, печальное, унылое, тоскливое).
2. Какими средствами пользуется композитор для создания такого грустного настроения? (Минорный лад, медленный темп).
3. Какие слова в тексте романса передают грустное настроение? Вы услышали их? Помочь детям при необходимости. (Однозвучно гремит колокольчик, уныло разливается песнь, сколько грусти в напеве.)
4. О чём рассказывает этот романс? (О долгой дороге, о колокольчике, о грустном настроении ямщика)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Да, этот романс рассказывает нам о путнике, который едет куда-то в коляске, запряжённой лошадью. Ведь до строительства железной дороги единственным средством передвижения на Руси была лошадь, запряжённая в телегу, сани, повозку и пр. чтобы утомительная дорога казалась веселее, ямщик (человек, который управляет лошадью) затягивал песню. Часто она получалась тоскливой, так как тяжело было на сердце у ямщика. Он оставил семью дома. От тяжёлой ямщицкой жизни грустные мысли захватывали его.
КАРАНДАШКИН А давайте рассмотрим репродукцию с картины В. Перова «Последний кабак у заставы».
Вопросы для общения:
1. Что вы видите на картине? (Двух лошадей, запряжённых в сани, стоящих у станции).
2. В какое время суток происходит действие? ( Ранним утром: ещё темно, но на горизонте занимается заря.)
3. Какое настроение передал художник в картине? (Минорное, грустное, печальное, тоскливое).
4. Какими средствами выразительности художник создаёт такое настроение? (Цвета холодного колорита : больше серых и чёрных красок).
5. Созвучна ли картина романсу по настроению?
КАРАНДАШКИН На картине мы видим остановку на последней станции перед границей. Станция – это местечко, где можно было отдохнуть, переночевать, поменять уставших лошадей. Видимо, путник навсегда или надолго покидает Родину, и поэтому чувство тоски и грусти передаётся в картине мрачными красками. (Преобладает чёрный цвет).
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Если дорога была широкой, то по ней могла скакать не одна, а целая тройка лошадей. Такая дорога называется трактом. Летит тройка – птица. Удивительно красиво бежит русская тройка лошадей. Это отображали художники в своих картинах.
Посмотрите на репродукцию палехской лаковой миниатюры «Тройка».
Вопросы для общения:
1. Что изображено на картине? (Тройка лошадей)
2. Каких коней изобразил художник: реальных или сказочных? Почему? (Они красного цвета, у них большая грудь и очень тонкие ноги).
3. Какое настроение у этой картины? (Бодрое, мажорное, ликующее).
4. Какой колорит использовал мастер для приподнятого настроения? ( Контрастные цвета: палехская миниатюра пишется на чёрном фоне, используются красный, золотой, яркий синий, зелёный, коричневый цвета.)
КАРАНДАШКИН Палехские мастера писали свои миниатюрные картины на шкатулках, покрывали их лаком. (Показывает несколько шкатулок.)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Заливистые голоса колокольчиков или их усыпляющее побрякивание вдохновляли композиторов, поэтов на создание своих произведений. Давайте послушаем пьесу «Ноябрь. На тройке» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Вопросы для общения:
1. Что вы услышали в музыке Чайковского? (Звон бубенцов, стремительность бега тройки)
2. Звук какого инструмента вы слышали? (Фортепиано).
3. Какие чувства выражает музыка? (Чувства радости, восторг, которые возникают от катания на тройке «с ветерком». Музыка полны света, жизнелюбия, приподнятого настроения.)
Послушайте стихотворение:
Как по Питерской по дороженьке,
По Тверской – Ямской, по Коломенской,
Едет мой милой, мил на троечке,
Мил на троечке с колокольчиком.
Вопросы для общения:
1. Какое настроение передано в стихотворении?
2. Какими словами и фразами создается такое настроение?
3. Какой картине по настроению подходит это стихотворение? (Палехской лаковой миниатюре.)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Раньше любили кататься на тройке. Ни один праздник без этого не обходился – ни Рождество, ни Масленица, ни свадьба. Послушайте русскую народную песню «Над полями да над чистыми».
Вопросы для общения:
1. Какое настроение возникает у вас при прослушивании этой песни?
(Праздничное, веселое, приподнятое.)
2. Какое движение в этой музыке? (Быстрое.)
3. Какие слова в тексте песни указывают на быстрое движение? («Месяц птицею летит».)
4. Какие слова и фразы создают праздничное, веселое настроение? («Ну, дружней, звончей, бубенчики»; «Серебряными искрами поле ровное блестит»; «Эх, ты, удаль молодецкая».)
5. Каким услышанным и увиденным сегодня произведениям искусства созвучна эта песня?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Искрится снежок, бежит тройка, а вокруг просторы полей, заснеженные деревья. Чудно и красиво кругом. И чудесное возникает настроение.
Пластический этюд. Дети, встав по три человека и взявшись за руки крест- накрест, скачут галопом, изображая тройку лошадей. Движения выполняются под музыку П. И. Чайковского «На тройке. Ноябрь».
КОЗЛЁ НОК: Как много мы узнали сегодня о колокольчиках! А знаете, ребята, они могут создавать музыку своим звоном, когда их много. Для этого колокольчики вешали на музыкальный инструмент (гармошку, под дугу лошадям. По древнему обычаю жених дарил невесте колокольчик к свадьбе. На таком колокольчике делали надпись : «Кого люблю, тому дарю».
КАРАНДАШКИН Вот наша встреча и подошла к концу. Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии и о чем вы хотите еще узнать?