Нина Николина
Конспект музыкального занятия «Оркестр русских народных инструментов. Гармошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: музыкальное развитие кругозора воспитанников посредством знакомства с музыкальными инструментами русского народного оркестра.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания об оркестрах, группах музыкальных инструментов;
- продолжать знакомство с народными музыкальными инструментами, с их звучанием и историей;
Публикация «Конспект музыкального занятия „Оркестр русских народных инструментов, Гармошка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Темочки
- формировать интерес к русской музыкальной культуре, через слушание и исполнение народной музыки.
Развивающие:
- учиться различать по тембру звучание струнных народных инструментах
- эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений, активизировать развитие духовно-эстетических потребностей, мыслительную деятельность воспитанников;
- развивать певческие навыки, учиться легко ритмично выполнять танцевальные движения.
Воспитательные:
- воспитание музыкальной культуры воспитанников;
- воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, фортепиано, музыкальный центр, детские шумовые музыкальные инструменты.
Средства: видеопрезентация, фонограммы со звучание балалайки, домры, гуслей, с музыкой плясовых русских народных мелодий, картинки с изображением балалайки, домры, гуслей на каждого ребёнка.
Предварительная работа: проведение занятий на тему «Оркестр. Виды оркестров», «Оркестр русских народных инструментов. Балалайка, домра, гусли»; разучивание танцевальных движений русской пляски.
1 СЛАЙД. Тема
Дети заходят в зал и встают в круг.
Муз. рук. Ребята, такой чудесный день и я предлагаю начать наше занятие с приветствия.
Я здороваюсь везде: разводят руки в стороны на уровне пояса
дома и на улице, отводят правую руку в сторону, ладошкой вверх,
потом леву.
Даже «Здравствуй» говорю скрещивают руки перед собой,
Я соседской курице. … машут «крылышки»
Здравствуй, небо голубое! поднимают руки вверх, слегка разводят в
стороны
Здравствуй, солнце золотое! скрещивают руки над головой, пальцы
широко разводят в разные стороны
Здравствуй, вольный ветерок! покачивают руками над головой
Здравствуй, маленький дубок! приседают, руки соединяют перед собой, от
запястья раскрывают ладошки в стороны
Здравствуй, Утро! отводят правую руку в сторону, ладошкой
Здравствуй, День! вверх, потом левую
Нам здороваться не лень! прикладывают руки к груди и разводят в
стороны
Муз. рук. Молодцы! Ребята, вспомните, где мы с вами побывали на прошлом занятии? (в стране русских народных инструментов).
ПАУЗА. КАРТИНКА. Муз. инструменты.
Муз. рук. А с какими инструментами познакомились? (струнно-щипковыми: балалайка, домра, гусли). Давайте послушаем, как звучат эти инструменты. Вам нужно по звучанию определить музыкальный инструмент и подобрать соответствующую картинку.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»
Муз. рук. В этой стране ещё очень много разных интересных инструментов. Давайте продолжим знакомство и вновь отправимся в путешествие по стране русских народных инструментов. Согласны? Тогда встали.
ВИДЕО. Ворота.
Вокруг себя повернитесь, ворота отворитесь!
ПАУЗА. Заставка.
Муз. рук. Посмотрите на музыкантов. На чём они играют?
ВИДЕО. Играют гармонисты.
ПАУЗА. Заставка.
Муз. рук. Кто из вас знает, как называется этот музыкальный инструмент?
ПАУЗА. Картинка гармошка.
ВИДЕО. Гармонисты
Напрасно кто-то рассмеётся,
Сейчас во многих городах
Уже не знают, как зовётся,
Та, что держу в своих руках.
Та, что дрожит в моих ладонях,
Лишь только пальцами коснусь,
А было время, на гармонях
Играла вся Святая Русь.
После труда, в часы досуга,
Или у праздного стола,
Гармонь - любимая подруга,
Нам верной спутницей была.
Она не только развлекала
И в даль тревожную звала,
Гармошка - выжить помогала
Средь равнодушия и зла.
ПАУЗА. Картинка гармошка.
Муз. рук. Это ручная гармошка. А кто же изобрёл гармонь?
ВИДЕО.
Существует несколько версий появления гармоники. Кто-то приписывает ее изобретение мастерам из Англии или Германии, есть мнение, которого придерживался и основатель Музея русской гармоники Альфред Мирек, что впервые этот музыкальный инструмент появился в Российской империи в конце XVIII века, а создал ее чешский мастер органного искусства ФрантишекКиршник.
Гармонь сконструирована из двух полукорпусов с клавиатурами, между которыми находится мех. Небольшие по размеру и массе гармони во время игры удерживают в руках на весу, гармоники побольше устанавливают на колени в положении сидя или подвешивают за плечевые ремни в положении стоя. Играют двумя руками, двигая левый или оба полукорпуса для разжатия и сжатия меха, что при одновременном нажатии клавиш приводит к поступлению воздуха на язычки гармоники и к их звучанию. Гармоника Киршника была настольной — за нее садились, как за фортепиано.
Первые слушатели высоко оценили не только компактность инструмента,
но и его чистое, насыщенное звучание.
Первую ручную гармонику изготовили в 19 веке в Германии, а в дальнейшем она дошла до России. Следующие 100 лет принесли инструменту поистине народную любовь — свои гармошки появились в Саратове, Ливнах, Нижнем Новгороде и других городах.
Разные гармоники имеют одинаковое строение меха, музыкальные язычки, каждый инструмент изготовлен по- своему и каждый из них имеет свою особенность, свой секрет. Если один гармонист умеет играть вот на такой маленькой тульской гармошке, то взяв в руки другую гармоньсразу сыграть не получится, ему понадобиться время, чтобы понять в чём особенность данного инструмента.
ПАУЗА. Заставка.
Муз. рук. Давайте мы с вами немного отдохнём и попляшем!
СВОБОДНАЯ ПЛЯСКА
Муз. рук. Много песен сложено о гармони. Мы с вами разучим попевку
«ГАРМОШКА»
(слушание и разучивание).
Муз. рук. В трудные времена гармошка помогала людям «выжить», поднять настроение.
ВИДЕО. Гармонь на войне.
Когда пришли года лихие,
запахло в воздухе войной,
На фронт ребята молодые
гармошку увезли с собой.
Десятки вёрст,
промчавшись в танках,
пройдя сквозь тысячи преград,
Гармонь в окопах и землянках -
лечила музыкой солдат.
И в бой пехоту поднимая,
на разъярённого врага,
Она нам сделалась родная,
как мать близка и дорога.
Мы помним, как под гром салюта,
на весь поверженный Берлин,
Тальянка пела вальс кому-то,
у стен рейхстаговских руин.
Доподлинно известно, что в период Великой Отечественной войны гармонь использовалась для поднятия боевого духа солдат. Именно поэтому уже с первого года войны инструмент огромными партиями поставляли на линию фронта.
ПАУЗА. Заставка.
Муз. рук. Когда я готовилась к этому занятию, случайно нашла видеоролик, с рассказом одного гармониста о гармошке, которая прошла всю войну. Я тоже хочу его вам показать.
ВИДЕО. Фронтовая гармонь.
ПАУЗА. Гармонист-фронтовик.
Муз. рук. Вот такая вот трогательная история.
ВИДЕО. Картинки.
Каждая гармошка хороша по-своему, главное, что она душа нашей страны, душа России.
Играй, гармонь, назло стихии,
воюй за правду и добро,
В тебе живёт душа России,
природных звуков серебро.
Неси, как знамя, развевая,
культуру нашу над собой
И весели, не уставая
сердца частушкой озорной.
Пусть никогда не угасают
в тебе ни удаль, ни задор,
И пусть гармошкой украшают
национальный наш фольклор.
Муз рук. Приглашаю детвору на весёлую игру.
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»
Муз рук. Сколько нового мы свами сегодня узнали о каком инструменте?
Что вам запомнилось и понравилось на занятии больше всего?
Время подошло к концу, а путешествие наш продолжится на следующем занятии