Елена Костенко
Конспект «На Кубани мы живём» с детьми в старшей группе на основе литературного творчества Кубани
▼ Скачать + Заказать документы
Костенко Е. А
воспитатель
МА ДОУ дс№3
МО Каневской район
Конспект образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» с детьми в старшей группе на основе литературного творчества Кубани.
Каневская, 2017г
Конспект занятия в старшей группе
Публикация «Конспект „На Кубани мы живём“ с детьми в старшей группе на основе литературного творчества Кубани» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
«На Кубани мы живём».
Программные задачи:
-Продолжать активизировать и обогащать словарь детей. Расширять представления детей о родном крае.
-Воспитывать уважительное отношения к старине и традициям нашего народа. - воспитание любви к труду через произведения кубанских писателей;
- развитие речевой активности, выразительности речи, творческого воображения.
-привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
-познакомить детей с поэтической культурой Кубани : творчеством В. В. Нестеренко, Варавы И. Ф.
- обогатить эмоциональный отклик, духовный мир детей, вызываемый книгами кубанских писателей;
совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать их.
Материал: картины, на которых изображена природа Краснодарского края, кубанская утварь,картинки к стихотворению.
-портреты кубанских писателей;
-подбор литературных изданий кубанских писателей : И. Ф. Варава, Владимира Нестеренко.
Актуальность: Приобщить детей к традиционной культуре Кубани, привить интерес к книге, вхождение в книжную культуру, через произведения кубанских поэтов и писателей.
Ход занятия.
Посмотрите вокруг: зачарует краса,
Нет края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса
Даль морская лазурью окрашена.
А какие сады на Кубани у нас!
А какие девчата – красавицы!
Кубань – это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о поэтах и писателях Кубани.
С самого раннего возраста с нами всегда рядом книги. Скажите у кого какая любимая книжка?
Ответы детей.
Воспитатель:
Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля. Кубань по праву называют «житницей России».
Сегодня мы с вами поговорим о кубанских поэтах, которые в своих стихах воспевают труд хлебов, красоту хлебных полей, важность хлеба для жизни каждого человека, красоту кубанской земли и природу края.
Интересна, богата кубанская земля не только своей природой, но и людьми, которые беззаветно, предано, служат родному краю. Замечательные кубанские поэты, писатели в своих произведениях излагают «много любопытного в художественном и этнографическом отношениях».
Послушайте, как описывает хлебное поле кубанский поэт Иван Федорович Варава (выставляет портрет писателя на магнитной доске) :
Стоит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зеленый парус тополей.
Шумят хлеба…
В стаде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд…
(И. Варава).
Воспитатель: С чем сравнивает хлебное поле поэт? (с океаном). С чем он сравнивает тополя? (с парусом).
- А как вы думаете, кому бьют поклоны хлеба? (хлеборобам)
Дидактическая игра «Бесконечное предложение».
Воспитатель: я скажу слово хлеб, а вы мне скажите какой он:
Ответы детей.
(кубанский, душистый, теплый, вкусный, сдобный, золотистый, пышный, ржаной, пшеничный, белый, отрубной, мягкий, свежий, хрустящий.)
Воспитатель: посмотрите сколько слов можно сказать о хлебе, потому что «Хлеб- всей жизни глава».
Физминутка: Я дотронусь до каждого волшебным колоском и превращу вас в зернышки.
-Зернышки посеяли- дети приседают.
-Зернышки проросли- встают.
-Зернышки в колосках созрели- поднимают руки, раскачиваются.
-Урожай собрали- зернышки разбегаются и собираются вместе.
В. Нестеренко жил в станице и в повседневной жизни наблюдал за повадками животных и птиц. И очень необычно, тонко подметил и описывал их в своем стихотворении.
-Хотите послушать, стихотворении : «Сельский двор».
Зовет кота братишка Вовка
«Моя живая мышеловка»
А о Полкане говоря:
«Пес – друг, которых защитит».
Вот с красным гребешком петух.
Он как костер, что не потух.
А вот стоит свирепый бык.
Он подчинятся, не привык.
А эта сивка, славный конь.
Бежит красиво и свободно.
Его поводья только тронь, он отвезет куда угодно.
-Ребята посмотрите, как ловко поэт подметил все тонкости характера кота.
-Как он его называет?
-Моя живая мышеловка.
-А что он говорит о Полкане?
-Пес друг, который защитит.
-А как необычно, автор сравнил гребешок петуха с костром.
-Вот с красным, гребешком петух, он как костер, что не потух.
-В следующей, строчке стихотворения поэт очень точно, описал характер грозного, свирепого быка.
-А вот стоит свирепый бык, он подчинятся, не привык.
- Давайте я вам еще раз прочту стихотворение, а вы мне будете подсказывать.
Найти картинку по стихотворению.
-Писатель очень любил животных и птиц, и о многих написал свои произведения.
-А сейчас я расставлю картинки животных и птиц о которых В. Нестеренко писал стихи, вы внимательно слушайте и отгадывайте о ком я вам буду читать.
Индюк. Крот.
Во дворе серьезней всех Он не любит, свет дневной.
Важно он ступает. Проживает под землей.
Если вдруг услышит смех, Землю роет, роет, роет,
Сразу отчитает. Каждый день метро он
строит.
Еж. Заяц.
У него друзей не много, -Посадил я огород, в огороде –
густо:
Но порою и друзья И морковка там растет, и растет
капуста
Недовольны недотрогой: Приходите в гости летом,
- и погладить-то нельзя! Угощу вас винегретом!
•
• Жеребенок.
Он гордится сбруей новой,
Каждой звонкою подковой.
Все теперь блестит на нем-
Скоро быть ему конем!
Физминутка:
Вышли уточки на луг Кря – кря –кря! (шагаем).
Пролетел веселый жук, Ж_Ж_Ж (машем руками как крыльями).
Гуси шеи выгибают Га – га – га. (наклоны головы).
Клювом перья расправляют Га- га – га.
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми руками в верх).
Шарик тоже зарычал Р-р –р!
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш (подняли руки в верх потянулись).
И опять настала тишь, Ш-ш-ш! (пальцы к губам).
Игра: «Разноцветная экскурсия».
Сейчас я предложу вам интересную игру. Я вам прочту стихотворение, а вы соберете карандаши тех цветов, которые услышали. Воспитатель рассыпает разноцветные карандаши, дети собирают нужный цвет в коробку, у каждого в коробке должно быть по шесть карандашей.
Это – желтая пшеница. Вот зеленый тополек.
Вот коричневая птица. Это красный мотылек.
Черной лентой вьется тропка, голубой бежит ручей.
Вот и все в моей коробке только шесть карандашей.
- с каким поэтом – кубанцем мы сегодня познакомились.
- о каких животных и птицах прочли стихотворения.
Воспоминания детства… они сопровождают человека всю жизнь. И тем более он взрослеет, тем они сильнее и ярче. Освещенные и согретые любовью и нежностью, возникают в его сознании картины детства, становятся незримой духовной связью человека и земли, где он родился. Из этих детских впечатлений, из этих первых глубоких эмоций вырастает святое чувство любви к родной земле. В этом эмоциональном процессе познания Родины неотъемлемой частью должна стать литература.
О Родине Стихи кубанских поэтов словно пропитаны теплым солнцем. У урожденного ростовчанина Кронида Обойщикова вся жизнь связана с Кубанью : здесь он окончил школу, авиационное училище, отсюда ушел на защиту своего отчего края. Почвой, питавшей его яркое художественное слово, служила и очаровательная в своей красе южная жемчужина России.
Дневные птицы умолкают,
Дробясь о пыльные лучи,
Стихают звуки и стекают,
Как воск с оплавленной свечи.
Темнеют облачные фрески,
Яснеет звездная финифть.
Как в мире мать сравнить мне не с кем,
Так не с чем Родину сравнить. Какие бы стихи кубанских поэтов – короткие или размашистые – ни звучали, в них чувствуется, независимо от количества фраз, глубинное уважение к родине.
Богата наша кубанская земля талантами. Много создано литературных произведений на Кубани. Они помогают нам осознать, как прекрасна земля, на которой мы живём и необходимо беречь её. Нужно читать потому, что «Тот, кто не знает своего прошлого, не может понять настоящее и предвидеть будущее». Я призываю вас идти в библиотеку и открывать удивительный мир кубанской литературы.