Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Мастерами славится земля»

Ольга Богданова
Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Мастерами славится земля»

открытое итоговое занятие

по изобразительной деятельности

Цели: воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи; вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным; обобщать имеющиеся знания о народных промыслах России; приобщать к народным промыслам через собственные работы.

Оборудование: изделия и картинки народных промыслов (филимоновские, городецкие, дымковские); заготовки для росписи дымковских игрушек; 4 кокошника для исполнения частушек; свистульки, деревянные ложки, трещотка для музыкального оркестра; кисти, краски, баночки для воды, подставки для кисточки, промокашки для кисточек по количеству детей.

Предварительная работа: беседа о народных промыслах, лепка игрушек, расписывание силуэтов, разучивание стихов, частушек.

Ход занятия.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в зале. Сегодня здесь открывается выставка народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки». Славно трудились люди на Руси. А как умели веселиться, плясать после работы! «Сделай дело – гуляй смело». А знаете ли вы изделия народных мастеров? Сможете ли вы мне помочь представить экспонаты нашей выставки?

1 часть – Филимоновская игрушка.

Попробуйте угадать, о каких игрушках я говорю!

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у них видны.

Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Мастерами славится земля»

Дети: Это филимоновские игрушки.

Дети подходят к столу, на котором выставлены филимоновские игрушки.

Ведущие: Посмотрите, эти глиняные расписные игрушки пришли как будто тоже из сказки. У всех животных сильно вытянута шея - так что олени, коровы похожи на жирафов, все они полосатые, как зебры. Их мастерят в деревне Филимоново и поэтому называют филимоновскими. Как вы думаете, почему их так любят взрослые, и дети?

Дети: Игрушки красивые, красочные, дети любили в них играть. В эти игрушки можно было посвистеть, потому, что они игрушки-свистульки. Взрослые любили их за то, что дети могли часами играть в эти игрушки, свистеть в них. Ещё взрослые использовали их для украшения дома. Эти игрушки вызывают радостное настроение у детей и у взрослых.

Ведущая: Молодцы ребятки!

Игрушки эти добрые и разные,

Весёлые, и каждая свистит.

Полоски жёлтые, зелёные и красные.

Посмотришь – как от солнышка рябит!

Есть барыни и бравые солдаты,

Коровушки, олени полосатые.

Слепили все игрушки эти здорово

Нам мастера деревни Филимоново.

Ну-ка, выбирайте каждый по свистульке – посвистим, повеселимся.

Дети берут свистульки и насвистывают под русскую народную мелодию: Чайковский «Комаренская».

Ведущая: Молодцы!

2 часть – Городецкая роспись

Загадаю-ка вам ещё одну загадку.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Дети: Это городецкие игрушки.

Ведущий с детьми подходят к столу, на котором выставлены городецкие изделия.

Ведущая: Что изготавливают городецкие мастера? Назовите знакомые вам элементы.

Дети: 1. На фабрике создают деревянные расписные городецкие изделия: детская мебель – столы, стулья, кресла-качалки, кони-качалки, настенные панно, комплекты кухонной посуды – ложки, солонки, разделочные доски, хлебницы, сундучки. 2. Букеты, гирлянды цветов, птицы с необычными хвостами, гордый конь с изогнутой шеей. Очень любят городецкие мастера изображать и целые сцены: чаепитие, гулянья, всадников, свадебные сюжеты.

Ребёнок: Это сказка с чудесами –

Сколько красок и цветов

Оживает под руками

Городецких мастеров.

Чудо-птицы, чудо-кони

Тонконогие летят,

Розоватые бутоны

Снова радуют наш взгляд.

И, как будто для забавы,

Расцветают на глазах

И розаны, и купавы

На солонках и досках…

Ведущая: Навострите, гости, ушки

И послушайте частушки!

Дети в кокошниках выходят и исполняют частушки.

1-й ребёнок: Веселись, наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споём о Городце!

2-й ребёнок: Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И лисички и цветы –

Это всё для красоты.

3-й ребёнок: Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица –

Это значит Городец.

4-й ребёнок: Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Ведущая: Молодцы!

3 часть – Дымковская игрушка.

Ведущая: Послушайте третью загадку.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назови-ка меня!

Дети: Дымковская игрушка.

Ведущая: Правильно, это дымковская игрушка. Ребята, а почему эти игрушки называются дымковскими? Что вы знаете о них? Кого обычно лепят дымковские мастера? Какие цвета используют в росписи?

Дети: 1. Эти игрушки называют дымковскими, потому что их делают в Дымковской слободе. 2. Эти игрушки не простые. Они сделаны из глины. Мастер берёт глину и начинает лепить из неё фигурку. Глина мягче, чем пластилин. Затем игрушку обжигают в печи. От огня и жара игрушка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остывшую фигурку мастер красит в белый цвет. А когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство! Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушки разноцветными узорами. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. 3. Дымковские мастера лепят оленей, индюков, коней, петушка, барышень. 4. Для росписи мастера используют яркие краски – это и красная, и жёлтая, и зелёная, и голубая, и чёрная, и малиновая, и розовая.

Ведущая: Эй, ребята, подходите –

На игрушки поглядите!

Дети вместе с ведущим подходят к столу, на котором лежат картинки с дымковскими игрушками. Дошкольники представляют каждую из них.

1-й ребёнок: (берёт и показывает картинку дымковского индюка)

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем непрост –

Точно сказочный цветок.

А высокий гребешок

Красной краскою горя, как корона у царя…

2-й ребёнок: (показывает картинку куклы-няни)

В кокошнике няня,

На руках – Ваня,

И хорош, и пригож…

Скоро, Ваня, подрастёшь?

3-й ребёнок: (показывает картинку скомороха)

Яша – дружок

Дует в рожок.

Сидит на спинке

У свинки.

Ведущая: Ребята, какое настроение создают эти игрушки?

Дети: Эти игрушки создают весёлое, радостное настроение.

Ведущая: Для вас ребята, дымковские мастера приготовили подарки. Вот такие картинки, на которых нарисованы лошадки, барашки, барышни. А вы их раскрасите, используя свои знания и фантазию!

Давайте займём свои места за столами нашей мастерской.

Дети выбирают себе картинки, проходят, садятся за столы и приступают к росписи игрушек. Воспитатель наблюдает за процессом выполнения работ детьми.

Ведущая: Молодцы, ребята, у вас тоже получились красивые узоры. Давайте из ваших работ оформим выставку и может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет настоящим художником. Сегодня убедилась и я, что вы знаете народные промыслы. Теперь наша выставка готова принять гостей. Пригласим воспитателей и детей других групп.

Ребёнок: Ой вы, гости дорогие,

У нас игрушки расписные,

Собирали их, старались,

Показать вам собирались.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям!

Гости выставки рассматривают экспонаты выставки.

Публикации по теме:

«Чем славится край родной — Нижний Новгород» Конспект занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию с использованием мультимедийного оборудования «Чем славится край родной.

Конспект занятия «Земля — наш общий дом» Задачи: - расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; - закрепить.

Дидактическая игра на экологическую тему «Планета Земля»Дидактическая игра на экологическую тему «Планета Земля» Цель: помочь детям понять принципы взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах; формировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Мы — жители планеты Земля» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное» «Художественно – эстетическое» Возраст детей: 5-6лет,.

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Земля — живая планета» Конспект образовательной деятельности По экологическому воспитанию старших дошкольников «Земля - живая планета» Тема: «Земля - живая.

Конспект по экологии «Земля наш дом» Конспект занятия по экологии «Земля-наш дом» Тема: «Земля – наш дом» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»,.

Конспект занятия «Города старинные, мастерами славные» «Города старинные, мастерами славные» Цели: познакомить детей с народными промыслами; воспитывать интерес к народному искусству, чувство.

Краткосрочный проект «Славилась Россия чудо-мастерами» Проблема: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о многообразии существующих видов народных ремёсел и промыслов. Обоснование.

Конспект НОД «Разноцветная земля» Образовательная область – познавательное развитие. Цель. Формирование представлений об экосистемах: моря и океаны, пустыня, Арктика. Задачи.

Сценарий праздника «Славится Россия чудо-мастерами» Славится Россия чудо - мастерами. (сценарий праздника для детей старшей группы)Задачи: -познакомить с народными промыслами; -привить любовь.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Мастерами славится земля»
Опубликовано: 29 октября 2015 в 19:34
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотоотчет выставки поделок «Осенняя фантазия»
Фотоотчет выставки поделок "Осенняя фантазия" Цель выставки: Обогащение детско-родительских отношений, вовлечение родителей в...
Фотозарисовка «Осенний выходной в лесу-2»
Приятного осеннего дня, дорогие друзья! Приглашаю Вас на продолжение фотозарисовки "Осенний выходной в лесу". У нас в регионе продолжается тёплая...
Конспект НОД по художественному творчеству «Декоративная тарелка» в подготовительной...
Цель: Учить детей лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приёмы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивая...