ЕЛЕНА БРОСОВА
Конспект наблюдения в старшей группе «Наблюдение за берёзой зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект наблюдения за объектами природы в старшей группе «Наблюдение за берёзой зимой»
Цель:
1. Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
2. Продолжать знакомить детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев,
и познакомить со способом определения возраста деревьев;
3. Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности;
Публикация «Конспект наблюдения в старшей группе „Наблюдение за берёзой зимой“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
4. Развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов.
Предварительная работа: Чтение стихотворений о березе; рассматривание иллюстраций; загадывание загадок; рисование русской красавицы; дид. игры: «Что где растёт?», «Что изменилось?
Словарная работа: Обогащать словарный запас детей: береза – белоствольная, ажурная, изящная, кудрявая, длиннокосая; береста.
Ход наблюдения
Орг. момент: Воспитатель обращает внимание детей на красоту берёзы, присыпанной снегом.
Ой, какое вижу чудо! -
Белый снег лежит повсюду!
И вверху и на земле!
Прикоснулась я к коре.
А она белым - бела!
И зачем же навела,
На коре полоски
Белая березка?
Воспитатель: Прекрасная береза зимой вовсе не теряет своей красоты, даже наоборот. Это изящное, хрупкое дерево с раскидистыми гибкими ветвями даже без листьев завораживает своим видом. Становится видно каждую мельчайшую веточку, их причудливое расположение, замысловатые сплетения. Береза зимой – будто королева красоты: стройная, изящная, с пышными белыми кудрями по пояс, сияющими в солнечном свете.
(Предлагаю рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки, сравнить с соседним деревом. Напоминаю, что береза является символом России.)
Воспитатель: Все деревья в зимнее время находятся в состоянии покоя, они спят. Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
Воспитатель задает детям вопросы:
Воспитатель: Ребята посмотрите,что есть у берёзы? Какие части дерева?
Дети: Корни, ствол, крона-ветки, листья, почки.
Воспитаель: Какой у берёзы ствол ( по величине: снизу, сверху)
Дети: Книзу широкий, к верху зауженный и переходит в ветки.
Воспитатель: А каким цветом ствол?
Дети :Белый, с чёрными чёрточками.
Воспитатель: Скажите мне,а как называется кора берёзы?
Дети: Кора берёзы называется -берестой.
Воспитатель: Как чувствуют себя деревья зимой?
Дети: Деревьям холодно, солнышко не греет.
Воспитатель: В каком состоянии находятся деревья зимой?
Дети: В покое
Воспитатель: Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?
Дети: Ствол белый
Воспитатель: Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?
Дети: Не задевать хрупких от мороза веточек, так как они ломаются.
Воспитатель: Почему березу называют русской красавицей, является символом России?
Дети: Берёза - это распространённое дерево России, оно растёт почти на всей территории нашей страны.
Воспитатель: Берёза является символом нашей страны.
Исследовательская деятельность
Воспитатель: Когда я была такого же возраста, как и вы, любила гулять по лесу с папой. И моё внимание привлекло, что одно и тоже дерево например берёза имеет разную высоту и толщину ствола. Я спросила у папы, почему деревья имеют разный размер? Папа сказал мне, что каждое дерево имеет свой возраст. Дерево может жить очень долго. В течении всей своей жизни оно постоянно растёт, но только очень медленно.
Чтобы определить возраст дерева нужно сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо. А определить возраст можно с помощью спила дерева. Спил-это разрез дерева.
Спил дерева позволяет нам не только определить возраст дерева, но и рассказать историю всей жизни : скорость роста - замедленный рост дерева и быстрый рост дерева (узкие кольца (замедленный рост) – говорят нам о том,что для дерева год был трудный,ему не хватало света и питательных веществ; широкие кольца (быстрый рост) – нам говорят о том, что дерево росло в благоприятных условиях); условия в котором росло дерево (темные пятна нам говорят о том, что, дерево было затронуто огнём или в него ударила молния).
Вывод: Что показали исследования? Предметом исследования нами был выбран спил берёзы. Кора берёзы тонкая и светлая. Подсчёт колец показал, что данному дереву было больше 20 лет. Это молодое дерево. Спил имеет широкие и узкие кольца. Значит, не всегда были благоприятными условия для его развития. Тёмные пятна на трёх этапах жизни дерева показали, что оно было затронуто огнём или молнией.
Анализ наблюдения
Это наблюдение прописано в плане -конспекте, что соответствует требованиям программы и возрастным особенностям детей. В наблюдении на прогулке принимали все дети старшей группы.
Структура наблюдения строилась с учётом принципа интеграции и комплексно-тематического планирования. Во вступительной части, воспитатель настроила ребят на активную работу и позитивный контакт. Основная часть наблюдения направлена на развитие познавательной деятельности, на формирование умственных и практических действий. Детям для обследования зрительного и тактильного восприятия были представлены два спила берёзы. Воспитатель поставила перед детьми конкретные цели, добивалась от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляла контроль за выполнением заданий, оказывала необходимую помощь, поощряла успехи. Во время наблюдения использовала подгрупповую и индивидуальную формы работы. Методы и приемы отвечали возрастным особенностям детей. Воспитатель старалась общаться с детьми на одном уровне, не доминировать над ними, старалась быть в позиции «рядом, вместе». Все моменты проведения наблюдения логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, присутствовали вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности при наблюдении и исследовании, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Длительность наблюдения соответствовало гигиеническим нормам для детей данного возраста. Санитарный режим был соблюдён. Деятельность детей была динамичной, ее разнообразие позволило избежать утомляемости. В заключительной части был подведен итог наблюдения. Дети ответили на вопросы: «Что больше запомнилось?», «Трудно ли было?», «Понравилось ли наше исследование по определению возраста дерева.