МААМ-картинки

Конспект нейропсихологического индивидуального коррекционного занятия

Надежда Фролова
Конспект нейропсихологического индивидуального коррекционного занятия

Конспект нейропсихологического индивидуального

коррекционного занятия

Возраст ребенка/детей 5 лет, девочка

Контингент:

Публикация «Конспект нейропсихологического индивидуального коррекционного занятия» размещена в разделах

Тип дизонтогенеза - задержанное развитие (замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний (анамнез родителями не предоставлен).

Нейропсихологический синдром - функциональная несформированность правого полушария.

Нарушения, выявленные в ходе нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая диагностика проводилась по методическому пособию «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста», Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева, Ю. О. Титова.

Заключение: Из проведенного нейропсихологического обследования и из графиков выше видно, что у ребенка выявлены задержки в развитии эмоционального, сомато-пространственного, цветового гнозиса; слухоречевого, тактильного восприятия; динамического праксиса; снижение уровня когнитивных процессов, таких как память, интеллект; низкая мотивация. Сохранными остаются концентрация внимания, крупная моторика, зрительная память. По методике ребенок набрал 9,2 балла, что говорит о грубой степени задержки психического развития.

Форма занятия - индивидуальное. Такая форма работы с данным ребенком будет наиболее эффективной для развития самых «слабых» психических функций, позволит наиболее полно обеспечить переход от развернутого действия к свёрнутому, от внешнего к внутреннему, от совместного к самостоятельному, даст возможность подбирать и дозировать режим нагрузок с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Тема: «Накорми зайчиков морковками».

Цель: Коррекция нарушений психического развития.

Задачи:

- Оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и базис для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

- Оптимизировать и стабилизировать общий тонус тела.

- Снимать мышечные зажимы и дистонии.

- Расширять сенсомоторный репертуар.

- Преодолевать патологические ригидные телесные установки и синкенезии.

- Формировать операциональное обеспечение вербальных и невербальных психических процессов: соматогностических, тактильных и кинестетических.

- Развитие зрительного гнозиса.

- Формировать базовые сенсомоторные (одновременные и реципрокные) взаимодействия.

- Развивать цветовой гнозис.

- Формировать произвольную регуляцию и самоконтроль поведения.

- Повышать мотивацию.

- Развивать эмоциональный гнозис, коммуникацию.

Оборудование: Песочные часы (30 мин., картинка с зайчатами (зайчат по количеству заданий) формата А-4, вырезанные морковки по количеству зайчат, бубен, нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!», нейроигра «Повторяй за мной», дидактическая игра «Гусеница», релаксационная музыка «Шум прибоя», дерево эмоций.

Сценарий занятия :

Психолог в начале занятия переворачивает песочные часики (30 мин) и говорит ребенку, пока бежит песок мы будем выполнять задания, когда песок закончится, закончится и наше занятие. В начале занятия педагог говорит, что сегодня мы будем кормить зайчиков морковками. На столе лежит картинка с зайчатами и отдельно морковки из бумаги. Для того, чтобы накормить зайчиков, нужно выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает морковку и кладет ее зайчонку. (Этот прием мотивирует ребенка к правильному выполнению заданий. Помогает удержать стойкий интерес ребенка на протяжении всего занятия.)

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Поздороваемся …». Ребенку предлагается поздороваться той частью тела, которую назовет взрослый. Сначала ребенок и взрослый шагают под кругу под бубен. Когда музыка останавливается, взрослый предлагает ребенку поздороваться, например, ладошками, потом локтями, указательным пальчиком и т. д. Игра продолжается 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на позитивный настрой).

2. Разминка.

Дыхательное упражнение «Удивимся» (Энергизатор). И. п. – о. с., сделать свободный вдох. 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и. п. В это время психолог произносит:

«Удивляться чему есть,

в мире всех чудес не счесть».

Упражнение повторяется 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов).

Глазодвигательное упражнение «Помоги лягушке перебраться с листочка на листочек». Ребенок сидит ровно на стуле. Взрослый берет бумажную лягушку и плавно ведет ее слева – направо, снизу – вверх, справа – налево, сверху – вниз, по листочкам. Упражнение повторяется 2-3 раза. После выполнения проводится (Упражнение на снятие мышечных зажимов и расширение сенсомоторного репертуара).

Растяжка «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что мы держим в руках тяжелые ведра, поднимаем над головой тяжелую корзину с яблоками. Повторить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)

3. Упражнения, направленные на формирование психомоторных координаций.

Массаж пальцев эластичным кольцом Су-джок «Дорожка». Ребенок поочередно надевает кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение.

«Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

ловким быть его учу».

После выполнения упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика.

(Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов)

Игра «Попробуй повтори». Ребенку предлагаются карточки с движениями кистей и пальцев рук (простые) и просят сделать также. Выбираются 2-3 движения, которые повторяются 3-4 раза. После выполнения упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на формирование соматогностических, тактильных и кинестетических процессов).

4. Упражнения, направленные на формирование познавательных компетентностей.

Упражнение «Лабиринт».

Упражнение «Назови, что спряталось» (наложенные изображения). После выполнения упражнений ребенок получает 2 морковки и «кормит» зайчиков. (Упражнения на развитие зрительного гнозиса).

Игра «Гусеница». Ребенку предлагается выложить гусеницу из цветных кружочков, в соответствии с карточкой, обязательно проговаривая цвета. После выполнения ребенок опять «кормит» зайчика морковкой». (Упражнение на развитие цветового гнозиса).

5. Подвижная игра.

Игра «Повторяй за мной». Игра начинается с более простого варианта. Ребенку предлагается карточка с изображением ребенка, показывающего какое-либо движение. Например, отведи левую ногу в сторону, а руки подними вверх, сложи руки внизу в замок и открой рот. Предлагается 2-3 движения выполнить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит» зайчика. (Упражнение на преодоление патологических ригидных телесных установок и синкенезий).

6. Ритуал завершения занятия, подведение итогов, прощание.

Релаксация «Пляж». Психолог предлагает ребенку лечь на ковер и закрыть глаза, включает релаксационную музыку (звуки моря) и говорит «Представь, что ты лежишь на теплом песке и загораешь. Ласково светит солнышко и согревает тебя. Веет легкий ветерок. Ты отдыхаешь и слушаешь шум волн. Прислушайся к своему телу. Удобно ли тебе? Попытайся изменить свою позу, чтобы было максимально удобно, и ты была максимально расслаблена. Попробуй представить себя целиком, запомни этот образ. Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза, медленно садись и не спеша вставай». (Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)

(Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Релаксация.)

Психолог: Давай вспомним чем мы сегодня занимались? Какое задание было самым легким? Какое было самым сложным? Какое понравилось больше всего? Ты молодец, смогла накормить всех зайчиков! Какое у тебя настроение? Подойди к нашему дереву настроения, выбери желудь с настроением, похожим на твое и повесь. Песочек в наших часах закончился и наше занятие тоже. До свидания!

7. Список использованных источников.

- Лекции «Понятие нейропсихологического симптома, синдрома и фактора», «Синдромы функциональной несформированности в детском возрасте», «Особенности генеза ВПФ», «Теория о трех основных структурно-функциональных блока А. Р. Лурия».

- Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. – 8-е изд. – М. : Генезис, 2015.

- Интернет ресурсы: https://infopedia.su/8x8943.html, https://sdnp.ru/recomendatsii/.

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика», Трясорукова Т. П. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2019.

- Личные картотеки игр «Комплексы дыхательной гимнастики с точечным массажем», «Су-джок терапия в работе с детьми раннего и дошкольного возраста», «Кинезиологические упражнения», «Глазодвигательные упражнения», упражнения на развитие внимания, восприятия «Лабиринты», «Наложенные (зашумленные) изображения», «Игры на формирование цветовосприятия», «Игры на развитие эмоционального интеллекта», игры на развитие двигательного праксиса «Попробуй повтори», «Повторяй за мной».

Домашнее задание: Выполнять упражнения из картотек «Попробуй повтори» и «Повторяй за мной» в течении пяти дней.

Составитель педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Фролова Надежда Сергеевна

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»,

Камчатский край, город Елизово

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Фрукты»Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Фрукты» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Встреча с Карлсоном» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - автоматизировать звук [Р] в словах; - развивать.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет «Изучаем цвета»Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет «Изучаем цвета» .

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

Конспект коррекционного часа «Транспорт» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект коррекционного часа «Транспорт» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект коррекционного.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]»План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: - закрепление правильного произношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект нейропсихологического индивидуального коррекционного занятия
Опубликовано: 25 сентября 2021 в 08:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД