Лучший педагог года

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Ольга Суханова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;

- упражнять в правильном произношении и различении звуков «Р» - «Л»;

-дифференцировать звуки «Р» - «Л» в слогах, словах, словосочетаниях;

-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;

- совершенствование звукового анализа;

Коррекционно-развивающие:

-закрепить умение дифференцировать звуки «Р» - «Л»;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Р]-[Л]“» размещена в разделах

-развивать слуховое и зрительное внимание;

-развивать фонематический слух;

-развивать общую и мелкую моторику рук;

- развитие высших психических функций;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: ведра с фасолью; модели звуков «Р» и «Л»; предметные картинки в форме цветов, ягод и листьев; корзинки розового и голубого цвета; объемные буквы; звуковой пенал, компьютер.

Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

- А теперь давай скажем друг другу «Доброе утро!» и улыбнемся для хорошего настроения.

- Посмотри, какое видео – письмо я сегодня получила.

Баба-Яга: Привет, умняшечки. Совсем забыли меня старую, в гости не заходите. Я решила о себе напомнить, позвонить вам, поколдовала немного и что-то напутала - звуки ваши в дремучий лес отправила. Им оттуда без твоей помощи не выбраться. Ищи их у старого дуба, да по пути мои задания выполняй. Не справишься - сгинут звуки, а без них в школу дороги не видать.

- Какой станет наша речь, если некоторые звуки из нее пропадут?

Ребенок: Некрасивой, непонятной.

-Придется нам с тобой отправиться в дремучий лес. Ты готов спасти звуки?

Ребенок: Да.

Основная часть.

- Ой, а это что у нас на пути? Это нам Баба Яга карту и рюкзак в дорогу дала. Одевай рюкзак, бери карту.

- Что за ведра? Это нам Баба Яга подсказку дала.

- Пододвинь к себе ведерко с фасолью и приготовь правую руку.

Указательный – опустим,

Средний пальчик – вглубь нырнёт.

Большой палец - он поможет.

И игрушку там найдёт.

-Назови предметы, которые были спрятаны (жираф, корова, носорог).

-Послушайте слова еще раз и скажите, какой звук одинаковый звук слышится в этих словах?

-Правильно звук «р».

- А теперь пододвинь второе ведерко.

Аналогично искать предметы в другом ведре с фасолью со звуком «Л» (лошадь, белка, волк). Одинаковый звук «Л».

- Вот мы и узнали какие звуки нам придется спасти – это звуки «Р» и «Л».

Повторить фразу:

«В лес дремучий мы идем

Отыщем звуки и спасем!»

- Смотри перед нами на пути высокие горы. На них есть рисунки, что на них изображено?

Ребенок: Это модели звуков «Р» и «Л»,

Уточнение артикуляционного уклада звука «р», «л». Характеристика звуков.

-Почему ты так решил?

Ребенок: Когда произносим звук «Р» язык дрожит за верхними зубами, горлышко работает. Звук «Р» - согласный, звонкий твердый, на письме обозначаем квадратом синего цвета или буквой Р.

Ребенок: А когда мы произносим звук «Л», узкий язык поднимается вверх за зубы, воздушная струя выходит по боковым краям языка, горлышко работает. Звук «Л» - согласный, звонкий твердый, на письме обозначаем квадратом синего цвета или буквой Л.

- Давай еще раз произнесем эти звуки. Смотри, горы перед нами расступились, и мы можем продолжить путь дальше.

- Теперь мы оказались в ущелье, а здесь очень хорошее эхо. Давай и мы поиграем в игру «Эхо». Я произнесу ритмический рисунок со слогами со звуком «Р», а ты должен воспроизвести такой же ритмический рисунок, но со слогами со звуком «Л».

РА-РА, РА-РА-РА

РО-РО-РО, РО-РО

РЫ-РЫ, РЫ-РЫ, РЫ

РУ, РУ-РУ-РУ, РУ

АР, АР-АР, АР-АР

ИР-ИР, ИР-ИР, ИР

Повторить фразу:

«В лес дремучий мы идем

Отыщем звуки и спасем!»

Автоматизация в слогах и словах.

- Ущелье прошли и вышли на поляну незаконченных слов. Игра «Закончи слово».

- Закончи слово, подбирая нужный слог – ра или ла. Собирай цветы с картинками (Когда слово названо – цветок переворачивается и появляется картинка).

пи… шко… кону… ска…детво… ды… пасти…но… аку…

- Смотри, а картинка с изображением «акулы» не появилась. А под цветком лежит звуковой пенал. Что нам нужно сделать?

Ребенок: Звуковой анализ.

Ребенок: В слове «АКУЛА» первый звук «А» - он гласный, потому что его можно петь и долго тянуть, воздушная струя не встречает преграду, на письме обозначаем квадратом красного цвета. Второй звук «К» - он согласный, потому что его нельзя петь и долго тянуть воздушная струя встречает преграду – корень языка, он глухой, потому что горлышко не работает, и он твердый как молоточек, на письме обозначаем квадратом синего цвета. Третий звук «У» - он гласный, потому что его можно петь и долго тянуть, воздушная струя не встречает преграду, на письме обозначаем квадратом красного цвета. Четвертый звук «Л» - он согласный, потому что его нельзя петь и долго тянуть воздушная струя встречает препятствие – кончик языка, он звонкий, потому что горлышко работает, и он твердый как молоточек, на письме обозначаем квадратом синего цвета, Пятый звук «А» - он гласный, потому что его можно петь и долго тянуть, воздушная струя не встречает преграду, на письме обозначаем квадратом красного цвета. В этом слове три слога, так как в нем три гласных звука. Ударный слог КУ.

- Предлагаю устроить на полянке привал и немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы сейчас с тобою встанем,

Отдохнем мы на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх и руки вбок –

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы мы ребятишки.

Замедляем с тобой шаг.

И на месте стой! Вот так!

- Смотри на этой поляне и ягоды растут. Ягоды не простые, тоже с картинками. Найди те, которые отличаются звуками «Р» - «Л».

Рама – лама

Рожки – ложки

Розы – лозы

Брошка – блошка

Игра – игла

Рак – лак

Колобок-коробок

- А теперь, распределим ягоды по корзинкам. Какие картинки мы положим в красную корзину, а какие в желтую.

Ребенок: В розовую - со звуком «Р», а в голубую со звуком - «Л».

- Почему?

Ребенок: В слове «розовая» слышится звук «Р», а в слове «голубая» - «Л».

- А теперь продолжим путь.

Повторить фразу:

«В лес дремучий мы идем

Отыщем звуки и спасем!»

- На пути у нас болото с комарами. Повтори за мной текст и движения, слоги со звуком «Л» - мы хлопаем в ладоши, а слоги со звуком «Р» – хлопаем по ножкам.

ЛА-РА-ЛА-РА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Расскажу про комара (вытянуть руки вперед).

РА-ЛА-РА-ЛА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Нос у комара – игла (показать нос).

РЫ-ЛЫ-РЫ-ЛЫ (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Комары малы (показ маленького комарика).

- Вот и болото перешли.

Повторить фразу:

«В лес дремучий мы идем

Отыщем звуки и спасем!»

- Добрались мы до дремучего леса. Перед нами старый дуб. А под ним волшебные листочки. Я назову один предмет, а ты найди на листок с множеством таких предметов и назови их.

Игра «Один-много».

Белый парус - белые паруса

Красивое облако-

Морская волна-

Розовое платье-

Голубой карандаш-

Желтая рубашка-

Хрупкий бокал-

Белая ромашка–

-Молодец, а под дубовыми листьями что-то спрятано. Определи с помощью пальчиков что там.

Ребенок: Это буквы.

- Найди с помощью своих пальчиков буквы Л и Р среди других объемных букв».

- Задания все выполнили, а звуков наших нигде нет. Может надо нам Бабе Яге подарок сделать. Смотри, в дремучем лесу тоже растут цветы. Зрительная гимнастика «Цветы».

Вот ромашка, василек,

Как красив из них венок!

Погулять ты выйдешь в поле,

Их сорвать ты не спеши –

Полюбуйся от души!

Широко открываем глаза, моргаем.

Круговые вращения глазами.

Взор переводим вправо-влево.

Закрываем глаза и представляем цветы.

- Давай вырастим для бабы Яги цветок. Компьютерная игра «Аленький цветочек». Выбираем ведро с той буквой, которая обозначает звук, услышанный в слове.

Итог. Как только вырастает цветок – поступает видео - звонок от Бабы Яги:

- Молодец! Ты добрался до дремучего леса, справился со всеми заданиями, так еще какой для меня цветок вырастил. А звуки свои ты уже нашел. Ты ведь их так четко произносил, когда выполнял мои задания. Прими от меня подарок, он у тебя в рюкзаке. Это книга – в ней живут и звуки и буквы, береги их и никогда не теряй!

- Спасибо, Баба Яга! До свидания!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цели: • Закрепление навыка различения и правильного употребления звуков [С] и [Ш]. • Развитие фонематических процессов. • Развитие внимания,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация [ш]-[ж]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Дифференциация «Ш»-«Ж» Цель: формирование навыка дифференциации глухих и звонких.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ч ] и [Щ] в слогах и словах» Цель: научить ребенка различать звуки Ч и Щ на слух и в произношении на материале слогов и слов. Задачи: — совершенствовать подвижность.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация шипящих звуков» Задачи: 1. Активизировать в речи детей употребление предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет.

Конспект логопедического занятия «Паровозик из Ромашково. Дифференциация звуков [С], [Ш]» Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы. Коррекционно-развивающие задачи: – уточнить артикуляцию дифференцируемых.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте» Образовательные задачи: - Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте; - Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции.

Конспект логопедического занятия подготовительной группы «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Конспект логопедического занятия подготовительной группы по теме: "Дифференциация звуков [С] - [Ш]" Составила учитель-логопед – Грачёва.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш» Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Цель: закрепить умение различать звуки и буквы Ш - Ж на слух и в произношении: в слогах, словах, предложениях,.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков [с-ш]" Цель: Дифференциация и закрепление правильного.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]». ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. ЗАДАЧИ: • Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
Опубликовано: 18 мая 2018 в 21:18
+115Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД