Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш»

Анастасия Терещенко
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш»

Дифференциация звуков и букв Ж-Ш.

Цель: закрепить умение различать звуки и буквы Ш - Ж на слух и в произношении: в слогах, словах, предложениях, связном тексте.

Задачи:

1. Коррекционно- образовательные.

-уточнение и сравнение звуков Ж-Ш по артикуляционным и акустическим признакам;

-развитие навыков звукового анализа и синтеза;

-обучение навыкам образования относительных прилагательных от существительных;

-обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе;

-обучение составлению предложений по наводящим вопросам;

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие логического мышления, памяти, внимания,

- развитие фонематического слуха и восприятия.

3. Коррекционно-воспитывающие:

- формирование положительной мотивации на занятии;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам и взрослым.

Оборудование: графические профили звуков Ж, Ш; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш, Ж; логопедическая лото «Одежда»; наглядный материал на развитие голоса и дыхания; индивидуальное зеркало, спирт, вата, логопедические, постановочные и массажные зонды.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй!

По первым звукам слов жираф, уши, кот составь слово.

Какое слово получилось (ЖУК)

По первым звукам слов шуба, арбуз, рыба. Какое слово получилось? (ШАР)

Назовите первый звук в слове ЖУК.

Назовите первый звук в слове ШАР.

1. Введение в тему занятия.

Догадайся, о каких звуках мы будем говорить сегодня? Ж и Ш.

Л. Тема занятия: звуки и буквы Ш-Ж.

На что похож звук Ш?

На шипение змеи.

Что напоминает звук Ж?

Жужжание жука.

1. Артикуляционная гимнастика:

Подготовительные упражнения:

- Широкий язычок положить на нижнюю губу, пошлепать верхней губой пя-пя-пя. - Упражнение “качели”. Язычком тянемся к носу, подбородку. - Трубочка. Губы вытянуть трубочкой (у-у-у, затем широко улыбнуться. - Чашечка. Широкий язык положить на нижнюю губу, загнуть “чашечкой»,

убрать за верхние зубы, подуть (ш-ш-ш).

1. Сравнение звуков Ж-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

- Язык вверху в форме чашечки.

А при произнесении звука Ш?

- Язык тоже вверху в форме чашечки.

Что вы скажите о форме губ при произнесении звука Ж?

- Губы напоминают окошечко.

А при произнесении звука Ш что напоминают губы?

- Окошечко.

А теперь, проверьте какая воздушная струя при произнесении звука Ж.

- Теплая.

- И при произнесении звука Ш – теплая.

Артикуляция этих звуков одинаковая.

Характеристика звуков и букв Ж-Ш.

Ж (согласный, звонкий, твердый);

Ш (согласный, глухой, твердый).

Соотнесение звука и буквы.

Звук Ж обозначается буквой ЖЕ.

Звук Ш обозначается буквой ША.

Что напоминает буква Ж?

На что похожа буква Ш?

2. Дифференциация Ж-Ш в слогах.

Чтение слогов (шо-жи-ша, жи-жа-шо, жу-ши-ша, ша-ша-жи, ши-жи-ша)

Д\игра «Образуй слово».

Замени звук Ж на звук Ш. Назовите слова.

(Жар-шар, ужи-уши, наживка-нашивка, сажа-Саша, жаль-шаль).

3. Дифференциация Ж-Ш в словах.

Классификация предметных картин со звуками Ш, Ж

Д\и «Разложи предметы по корзинкам».

Ребята, давайте соберем предметы в корзинки. У нас две корзинки. Предметы со звуком Ж - в левую корзинку, а предметы со звуком Ш - в правую корзинку. (Шишка, шиповник, груша, жёлудь, ежевика, баклажан).

Что мы делали?

Физкультминутка

ЛЯГУШАТА

Мы лягушки – попрыгушки,

Неразлучные подружки,

Животы зеленые,

С детства закаленные.

Мы не хнычем, мы не плачем,

Дружим - не ругаемся.

Целый день по лужам скачем,

Спортом занимаемся.

4. Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.

Согласование прилагательных с существительными.

Д/игра «Из чего предмет?»

Сейчас поиграем в игру «Логопедическое лото».

У тебя на столе большая карта, а у меня маленькие карточки.

Я называю предмет одежды и тот материал, из которого сшита эта одежда.

Ты должен найти ответ на своей карте и назвать словосочетание

прилагательное с существительным

Шапка из шерсти - шерстяная шапка

Шуба из меха - меховая шуба

Свитер из шерсти - шерстяной свитер

Перчатки из кожи - кожаные перчатки

Платье из шелка – шелковое платье

Рубашка изо льна – льняная рубашка

5. Дифференциация Ж-Ш в предложениях.

Составьте предложение с данными словосочетаниями.

Мама купила мне шерстяной свитер.

6. Дифференциация Ж-Ш в связном тексте.

Отработка техники чтения с соблюдением всех компонентов речи.

«Кошка и ёж».

Принесли дети из леса домой ежа. Побежал ёж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Ёж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.

Вопросы к тексту:

1) .Кого принесли дети из леса?

2) .Кто увидел ежа?

3) .Что сделала кошка?

4) .Как защищался ёж?

Итог занятия.

О каких звуках говорили на занятии?

Какой звук звонкий, какой глухой?

Какое задание вам понравилось больше всего?

- Вы сегодня хорошо потрудились.

Со всеми заданиями справились.

Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цели: • Закрепление навыка различения и правильного употребления звуков [С] и [Ш]. • Развитие фонематических процессов. • Развитие внимания,.

Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс Конспект фронтального занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв «Ч-Щ» (1-ый этап обучения, 1-2 класс) Михайлова Н. В., учитель-логопед,.

«Звук. Слог. Слово. Предложение» конспект логопедического занятия «В стране звуков и букв» Конспект логопедическое занятие: «В стране звуков и букв» по тема: «Звук – слог - слово – предложение» для детей подготовительной к школе.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация шипящих звуков» Задачи: 1. Активизировать в речи детей употребление предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет.

Конспект логопедического занятия «Паровозик из Ромашково. Дифференциация звуков [С], [Ш]» Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы. Коррекционно-развивающие задачи: – уточнить артикуляцию дифференцируемых.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте» Образовательные задачи: - Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте; - Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции.

Конспект логопедического занятия подготовительной группы «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Конспект логопедического занятия подготовительной группы по теме: "Дифференциация звуков [С] - [Ш]" Составила учитель-логопед – Грачёва.

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ОВЗ «Дифференциация звуков [с]-[з]» Цель: Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков с-з. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. учить детей.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков и букв [Г]-[К]» Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К. Задачи: Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков [с-ш]" Цель: Дифференциация и закрепление правильного.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш»
Опубликовано: 7 мая 2018 в 16:00
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Фотозарисовка осенней прогулки на Покров
Сквозь объектив я вижу мир иным. В нём что-то есть от кисти и холста. Он может быть и сложным, и простым. Мелькают кадры: жизнь и красота. Felk...
Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Девочка играет в мяч»
Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Фотоотчёт «Экскурсия в сбербанк»
Фотоотчёт "Экскурсия в сбербанк" Чтоб надёжно капитал свой сохранить, Нужно в банк его скорей вложить. Там его не только сберегут, Но и все проценты...