Папки-передвижки

Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс

Михайлова Наталья
Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс

Конспект фронтального занятия по теме:

«Дифференциация звуков и букв «Ч-Щ»

(1-ый этап обучения, 1-2 класс)

Михайлова Н. В., учитель-логопед, г. Тарко-Сале

Задачи:

• Коррекционно-образовательные:

• развивать навык слышать, выделять и дифференцировать звуки и буквы «Ч-Щ» в слогах, словах, фразах;

• закреплять умение характеризовать звуки «Ч-Щ».

Коррекционно-развивающие:

• развивать фонематические процессы, слоговую структуру слов;

Публикация «Конспект фронтального занятия „Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ“, 1-ый этап обучения, 1–2 класс» размещена в разделах

• обогащать словарный запас;

• развивать грамматическую сторону речи;

• закреплять умение пересказывать короткие рассказы;

• развивать мелкую моторику рук, мышцы глаз, слуховую и зрительную память, наблюдательность.

• Коррекционно-воспитательные:

• развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

• формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

Карандаши, предметные картинки, таблица артикуляции звуков «Ч-Щ», плакат «чудо-дерево», карточки с точками, корзинки, слова-«ягоды» с пропущенными буквами «Ч-Щ», таблица с буквами, таблица с рассказом.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед:

а) - Сядет тот, кто все «бросит» звуки слов, которые я назову: мак, сыр, каша, мост, кран, липа, лось.

б) – Ребята, прежде чем начать занятие проведём разминку.

Проведем пальчиковую гимнастику с карандашом.

Упражнение «Коза» (на карандаш кладём указательный палец и мизинец, остальные пальцы – под карандаш).

Упражнение «Краб» (на карандаш кладём средний и безымянный пальцы, остальные – под карандаш).

Упражнение «Паучок ползёт» (рука с карандашом находится на столе, пальцами «перебирать» карандаш от верхнего конца к нижнему и обратно).

в) – Гимнастику для глаз вы хорошо знаете, поэтому её проведёт по желанию любой ученик.

Упражнения: «Пол-потолок» (смотрим на пол и потолок).

«Дверь-окно» (смотрим только глазами на окно, потом на дверь).

«Забор» (рисуем глазами забор).

2. Работа со звуками. Характеристика звуков «Ч-Щ».

Логопед:

Д/у «Угадай, на какой я звук «надавила» голосом?

Два щенка щека к щеке

Грызли щётку в уголке (Щ).

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход (Ч).

- С какими звуками мы будем работать?

- Произнесём эти звуки.

- Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, всегда мягкие)

- Сравним эти по артикуляции:

«Щ» – губы округлены, но края губ растягиваются в улыбку, выдыхаемый воздух проходит через щель.

«Ч» – губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, воздух толчком проходит посередине языка, язык резко отталкивается от нёба. (Рассматривают таблицу).

Д/у «Речевая зарядка».

Ча-ча-ча - мы увидели грача.

Ща-ща-ща - мы поймали леща.

Чо-чо-чо - греет солнце горячо.

Ащ-ащ-ащ - у Ирины новый плащ.

Чи-чи-чи - горячи калачи.

Щи-щи-щи - мы сварили щи.

Упражнение «Зашифруй слово» (азбука Морзе).

- «Ч» звучит коротко, поэтому будем обозначать точкой.

- «Щ» тянется - будем обозначать чёрточкой -.

Слова:

щавель, кирпичи, почта, учитель, щегол, роща, ласточка, чемодан, щепки, ощущение, плечо, восхищение, отвечать, горячий, каменщик, трубач, трещотка, сокровище.

Д/у «Чудо-дерево».

- Мы гуляли по лесу и увидели «Чудо-дерево».

- Найдём картинки, в названии которых есть звук «Ч», а потом звук «Щ».

- Разделите слова на слоги, определите количество слогов в этих словах.

- Запишите слоговые схемы этих слов.

Картинки:

щука, бабочка, щётка, чашка, чайник, ключ, часы, черепаха, ящерица.

- Устали мы работать – нужно отдохнуть.

3. Минутка отдыха

Психогимнастика. Игра «Цветы».

- А сейчас мы красивые цветы, которые ещё не распустились. Для этого поднимаем вверх руки и сделаем бутон.

Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают – головой качают.

Д/и «Угадай слово».

На приготовленных карточках нужно соединить точки.

- Ребята, какое слово получилось? (ЧАЩА).

- Что такое чаща? (объяснение)

- Какая первая буква по счёту? Третья?

- Звуки «Ч-Щ» на письме обозначаются буквами «Ч-Щ».

Д/у «Найди буквы».

На плакате написаны буквы различных конфигураций.

- Букву «Ч» обведите квадратом, а букву «Щ» - кружком.

Д/у «Собери ягоды».

Вставить пропущенные буквы «ч-щ» в слова, написанные на «ягодках».

- Ребята, разложите слова-ягоды по корзинам. С буквой «Ч» в 1 корзину, а с буквой «Щ» - во вторую.

Слова: врач, овощи, щепка, тащить, туча, чужой, очки, роща, вещи, чудо, точка.

- Запишите слова в 2 столбика.

Д/у «Составь рассказ».

- Дети, прочитайте рассказ, вместо точек вставьте слова.

Рассказ: «Дети пошли в рощу. Там пели щеглы и летали бабочки. Оля набрала щавеля. Сережа поймал черепаху. Дома мальчик посадил черепаху в ящик. Дети угощали черепаху щавелем».

Картинки:

роща, щеглы, бабочки, щавель, черепаха, ящик.

Словарная работа: роща, щеглы, щавель.

- Ребята, запомните этот рассказ и перескажите его.

4. Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация букв «И», «Ш» в слогах и словах» Тема: Дифференциация букв И-Ш Цели: Дифференциация букв И-Ш в слогах и словах Задачи: П. УУД: Формировать умение принимать учебную задачу.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]»Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]» Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ж]-[З]» (подготовительная к школе группа) Конспект непосредственной образовательной деятельности (занятия) Тема: «Дифференциация звуков [Ж]-[З]» подготовительная к школе логопедическая.

Конспект фронтального занятия для старшей группы «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»Конспект фронтального занятия для старшей группы «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: создание условий для слухо - произносительной дифференциации звуков: [Л]-[Р]. Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствовать.

Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения «Дифференциация звуков [К], [Х]» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Коррекционно-образовательные задачи: 1. Уточнить произношение звуков [К], [Х]. 2. Упражнять в дифференциации звуков.

«Звук. Слог. Слово. Предложение» конспект логопедического занятия «В стране звуков и букв» Конспект логопедическое занятие: «В стране звуков и букв» по тема: «Звук – слог - слово – предложение» для детей подготовительной к школе.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков и букв [Г]-[К]» Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К. Задачи: Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в.

Конспект занятия по коррекции оптических нарушений письменной речи «Дифференциация букв О — А» Тема: Дифференциация букв О – А. Задачи: научить детей сравнивать буквы О – А по начертанию, закрепить знания о правописании букв о – а.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Тема: «Автоматизация звука Р в предложениях. Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах». Цель: дифференцировать звук [Р], [Л] в слогах, словах.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]» Тема: «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]. Задачи: 1. Упражнять в дифференциации звуков [Щ], [Ч] в словах; упражнять в умении изменять слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 06:03
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД