Елена Лесникова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [Щ], [Ч].
Задачи:
1. Упражнять в дифференциации звуков [Щ], [Ч] в словах; упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –чк и –ищ;
2. Развивать чувство ритма.
3. Воспитывать активность, дружелюбие.
Место проведения: группа.
Количество детей: 8 человек.
Методы:
- словесный (рассказ, диалог)
- наглядный (демонстрационный материал, игрушки)
- игровой (игровая ситуация)
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Щ], [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- практический (самостоятельная деятельность детей, действия с предметами)
Приё мы:
- организация детей на занятие;
- активизация умственной деятельности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемная ситуация);
- активизация словарного запаса математическими терминами;
- использование ТСО;
- оптимальное использование демонстрационного материала.
Материал:
демонстрационный: Игрушки, буквы.
раздаточный: картинки со звуками.
Дети встали в круг.
Игра «Доброе утро»
В: Ребята посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости. Тихонько присаживайтесь и не только послушайте одну историю, но и поучаствуйте в ней.
- Жил был в одном городе мальчик. У него было необычное имя - Чук. На день рождение Чуку подарили щенка.
Пока мальчик радуется своему новому другу мы с вами определим первые звуки в словах Чук и щенок. Назовите эти звуки?
В: Саша?
С: Это звуки[ Ч ]и [Щ].
В: Правильно это звуки[ Ч ]и [Щ].
Дайте характеристику звука [ Ч ]
Какой он? (гласный или согласный)
Почему он согласный Миля?
М: Потому что при произношении согласных при выходе воздушной стуи мешает язык и зубы.
В: Скажите ребята звук [Ч] твердый или мягкий Сережа?
С: Он всегда мягкий, глухой.
В: правильно (вывешивают на доску звук [Ч])
В: А сей час дайте характеристику звуку [Щ].
В: Какой он Никита?
Н: Согласный.
В: Почему?
Катя: Потому что при произношении звука [Щ] при выходе воздушной стуе мешает язык и зубы.
В: Какой он твердый или мягкий Вова Д. ?
В: Всегда мягкий, глухой.
В: Ребята скажите а что у них общего?
Д: Они согласные, всегда мягкие, глухие.
В: Молодцы.
В: Чуку очень хотелось показать вам своего щенка и он пригласил вас в гости. Пока он прихорашивал своего щенка и при этом говорил:
Взял я щетку и растческу
Расчешу щенку я шерстку.
В: Ребята давайте вместе с Чуком повторим стишок (дети повторяют все вместе, а затем попросить повторить 2 детей индивидуально, на слайде стих)
В: Кто внимательно слушал и назовет мне 2 слова со звуком [Щ], 2 слова со звуком[Ч].
Дети: Щенок, щетка, расчёску, расчешу.
В: правильно.
В: Ребята щенок маленький и многого боится, поэтому надо вести себя спокойно. А самое главное он хочет с вами познакомиться, но вы должны называть свои имена так, чтобы в них слышался звук [Ч]. например: не Лена, а Леночка. (Дети называют свои имена).
В: Посмотрите щенок веляет хвостиком, значит ему приятно с вами познакомиться.
В: А сейчас щенок хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко» :
Обру, Мя, сила., труба., ово., клю., вра., гра., кули., кала., мат.
В: Хорошо
В: Ребята, а Щенок то у Чука еще и очень внимательный и хочет проверить вы тоже внимательные.
Я буду называть слоговой ряд, а вы должны повторять за мной.
Ча-ща-ща, ща - ча- ща, ща-ча-ча, щя-щя-щя, ча-ча-ча.
В: Молодцы.
В: Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть:
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ч], топни тожкой, если услышишь звук [Щ]
Щ, ча, Ща, Чайник, ач, ощ, щенок, очки, щу, ч, ч, чу.
В: Молодцы.
В: Пока мы с вами играли наш щенок вырос из маленького щенка в большого пса. Теперь у него не глаза, а глазище.
Ответы детей: Не носик, а носище, не хвостик, а хвостище, не лапки, а лапище, не шерстка, а шерстище, не зубки, а зубище, не язычок, а язычище, не спина, а спинище, не хвост, а хвостище.
В: Ребята, а сейчас Чук хочет с вами поиграть. Он предлагает вам выполнить задание из данный букв нужно найти и обвести в кружок девочкам обвести все буквы Ч, а мальчикам все буквы Щ.
(Детям предлагается лист бумаги с букавами и карандаши)
В: Молодцы. Я сейчас предлагаю вам выйти по одному и взять картинку.
Внимательно посмотрите и составьте предложение.
В: Хорошо. Ребята мальчик Чук и его щенок с нами сегодня играли, давайте и мы поблагодарим их и подарим им картинки.
Дети дарят картинки. Саша почему ты подарила Чуку картинку с изображением чемодана.
С: потому что в этом слове слышится звук Ч.
В: правильно и так далее.
В:Ребята, Чук и его щенок прощаются с вами, им было очень интересно с вами.
Рефлексия: С кем вы сегодня познакомились? В какие игры играли? Что понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?
А сейчас встанет тот кто назовет мне слово со звуком Ч, Щ.
Дети называют слова и уходят).