Лариса Иванова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [з]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Ж, З в сравнительном плане.
2. Учить дифференцировать звуки Ж-З в слогах, словах и предложениях.
3. Учить пропевать гласные с различной силой и высотой звучания.
4. Развитие объема линейной памяти: научить запоминать ряд, состоящий из шести элементов.
5. Развивать фонематические процессы.
6. Развивать пространственные отношения.
7. Закрепить умение делить слова на слоги.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [з]-[ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
8. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Ход занятия:
Дети строятся на ковре в круг.
Л. : Для того чтобы во время занятия не перепутать правую и левую руки, правую и левую сторону на левую руку наденем красный браслет. Почему браслет мы надели на левую руку? (слева направо мы начинаем писать, читать, считать, рассматривать серии картинок).
Л. : Чему мы учимся на наших занятиях? (правильно слышать и произносить звуки).
Л. : Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Почему звуки называют гласными? (они умеют петь, воздух не встречает преграду на своем пути).
Л. : Давайте и мы с вами пропоем звуки, тише, громче или ровным голосом, а картинки нам в этом помогут (опора на наглядный материал).
Л. : Сегодня к нам в гости прилетел жук и комар. Послушайте, какую песню поет комар (з-з-з-з). Повторим его песенку. Послушайте, какую песенку поет жук (ж-ж-ж-ж). Повторим его песенку.
Дети садятся за парты на свои места.
Л. : Дадим характеристику звуку З. (согласный, твердый, звонкий). Дадим характеристику звуку Ж (согласный, твердый, звонкий). Какое отличие в положении органов артикуляции при произнесении звуков Ж и З? (З - язычок за нижними зубками, Ж - язычок за верхними зубками).
Л. : Я буду произносить слоги. Если в слоге есть звук З - поднимаем картинку с изображением комара, если есть звук Ж - картинку с изображением жука. Знак с изображением комара взяли в правую руку, а знак с изображением жука в левую.
за, жа, жла, азл, зы, ужм, злу, жно, озн, аз, ыж, зы, жу.
Л. : Я буду произносить слова, если в слове есть звук З, поднимаем знак с изображением комара, если в слове есть звук Ж, поднимаем картинку с изображением жука.
Слова: незабудка, гвоздика, дирижабль, зоопарк, абажур, жаровня, занавеска, этажерка, оранжерея, затмение, стрекоза, пирожное, зубочистка, железо.
Определим местоположение звуков З и Ж в этих словах ( полные ответы: в слове незабудка звук З стоит в середине, и т. д.).
Л. : Я зашифровала звуки, попробуем их правильно произнести (лента со схематичным изображением предметов дождь, зонт, жираф, мимоза).
Л. : Игра "Сломанный телевизор". Вы когда-нибудь видели, как ведущий телепередачи открывает рот, а звука не слышно, звук пропадает - телевизор работает плохо. Бывает звучат только кусочки слов. Я буду произносить слово с пропавшим звуком, а вы "почините телевизор" - произнесите слово полностью.
Слова: .аба, .акат, .абор, кру. ок, парово., .амок, ко. а, по. ар, .ираф, .атва, .асмин, оде. да, пид. ак, .авод, .ве. да.
Физкультурная минутка "Синхронное плаванье"
Дети строятся на ковре в шахматном порядке. Выполняют движения соответственно инструкции логопеда (шаг вперед, два назад, шаг влево, два вправо, повернулись направо,.).
Связь звуков и букв.
Л. : Звук Ж на письме обозначаем буквой Ж. Звук З на письме обозначают буквой З (находим в разрезных азбуках). Печатаем буквы Ж и З на индивидуальных листах. Положили лист в альбомном формате, разделили вертикальной линией пополам. Подняли левую руку вверх. на правой стороне листа печатаем букву З, на левой Ж.
Дифференциация звуков.
Л. : Поиграем в игру, которая называется " Наоборот".
за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жи. Ужи - узы, жал- зал, кожа - коза, рожок - разок,
луза - лужа, залей - жалей, зевать - жевать, называть - наживать.
Л. : Звуковой анализ слов коза, жук с выкладыванием графической схемы.
Л. : Поставьте слова в той последовательности, в которой я их назову
(линейная память, 6 картинок). Жаба, завод, ежата, ваза, жасмин, заноза, пиджак. Повторить 2 раза.
Л. : Делим слова на слоги (веревка с узелками). Полные ответы детей: в слове завод - 2 слога,. .
Работа над деформированной фразой.
Л. : Из данных слов составим предложение.
Зоя, лыжах, на, катается.
Выложить схему предложения (первое слово с большой буквы, в конце ставим точку).
Логопед раздает детям индивидуальные листы с картинками, в названии которых есть звуки Ж и З.
Л. : Если в слове есть звук Ж провести линию от картинки к букве Ж. Если в слове есть звук З, провести линию от картинки к букве З.
Итог занятия
Л. : Какие звуки мы учились слышать и сравнивать? (звуки З и Ж).