Елена Митина
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звука «Ш».
Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
• закреплять умение правильно произносить звук «ш»;
• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «ш»;
• закреплять артикуляционный уклад звука «ш»;
• автоматизировать звук «ш» изолированно, в слогах, словах и предложениях.
• коррекция артикуляционных нарушений.
Коррекционно-развивающие:
• развивать речевое дыхание;
Публикация «Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР „Автоматизация звука [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
• развивать фонематические процессы;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать внимание, словесно-логическое мышление, зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать навыки самоконтроля;
• воспитывать активность и внимательность на занятии;
• воспитывать потребность в речевом общении.
Оборудование: игрушка-мышонок, пушистый шарик, зеркало, картинки-половинки, предметные картинки со звуком «Ш», сюжетные картинки, вязаная гусеница, Су-Джок.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Посмотри, сегодня к нам на занятие пришел мышонок, и не с пустыми руками. Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик? («Ш») Сегодня мышонок будет помогать тебе правильно произносить звук «ш». Только давай для начала немного разомнемся.
- Самомассаж лица.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Мы теперь утятки- клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Уголками губ мы щечки поднимаем,
А потом от носа вниз к губам стекаем.
Губки пожуем мы, шарики надуем
И губами вправо-влево потанцуем.
Мы язык за губку заворачиваем,
Кулачком по губе поколачиваем.
За другую губу заворачиваем
И другим кулачком поколачиваем.
Тянем подбородок и к ушам щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ш», давай выполним гимнастику, помогая ручкой, а мышонок будет наблюдать за нами.
«Лягушка-хоботок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка, (прямая ладошка, тыльной стороной вверх)
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня. (пальцы сложены в кольцо)
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять. (прямая ладошка)
«Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка. (ладонь в форме «чашечки»)
«Вкусное варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать. (ладошкой имитировать движение)
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние. (движение ладошкой в стороны)
«Парус»
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать. (ладошка в форме «паруса»)
3. Работа над дыханием
-А теперь давай покажем мышонку фокусы. Держи шарик перед губами.
- Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх. (упр. «Фокус»)
4. Акустико-артикуляционная характеристика
А теперь возьми зеркало и поставь перед собой, посмотрим, правильно ли у тебя работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси шшшш. Губки округлены и слегка вытянуты вперед. Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Горлышко “молчит”.
5. Автоматизация изолированного звука. Работа над голосом.
Когда мышонок шел к нам в гости, он встретил змейку. Давай вспомним, как шипит змея? ш-ш-ш. Сначала змея шипела тихо, но мышонок подошел поближе, и змейка зашипела громко (пальчиками изображаем змею).
6. Автоматизация звука в слогах, самомассаж рук шариком Су-Джок.
Чтобы змейка не злилась на мышонка, поможем ему рассказать о ней стишок, используя нашего волшебного ежика.
Ш – шипит в камнях змея.
Змей здесь целая семья.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. (катаем шарик между ладонями)
- Как погода хороша!
Зашипели змейки – ША.
Ша-ша-ша-ша-ша-ша. (перебираем подушечками пальчиков)
- Никуда я не спешу.
Прошипела змейка – ШУ.
Шу-шу-шу-шу-шу-шу. (зажимаем в правой ладошке)
- Свежим воздухом дыши.
Произносим слоги – ШИ.
Ши-ши-ши-ши-ши-ши. (зажимаем в левой ладошке)
- Солнце греет хорошо!
Повторяем слоги – ШО.
Шо-шо-шо-шо-шо-шо. (передаем из одной ладошки в другую)
7. Автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики рук и зрительного восприятия.
Д. и. «Половинки».
Мышонок нарисовал картинки, но пошел дождик и смыл половинки рисунков. Посмотри на них, догадайся, что там нарисовано. Дорисуй исчезнувшую половинку и правильно назови, что получилось (шарик, матрешка, карандаш).
8. Автоматизация звука в словах, развитие фонематического слуха.
Д. и. «Гусеница».
Рядом с норкой мышонка живет гусеница. Она очень любит своего соседа и старается принести ему разные подарки, в названии которых есть звук [Ш].
Собери гусеницу, только на ее спинке должны быть картинки со звуком [Ш], назови их.
9. Автоматизация звука в предложениях, развитие фонематического слуха. внимания, словесно-логического мышления.
Мышонок получил письмо от своего друга мишки. Только мишутка так торопился, когда писал письмо, что все перепутал. Внимательно послушай предложения, исправь ошибки, скажи правильно, а потом найди подходящую картинку.
На кошке диван. (Кошка на диване)
Суп ест дедушку. (Дедушка ест суп)
10. Итог занятия.
Мы сегодня с тобой поиграли с нашим гостем мышонком. Какой звук помогал нам повторить мышонок? Какие задания тебе запомнились больше всего?
Мышонок говорит тебе спасибо. Чтобы ты не забыл о нем, он дарит тебе свой портрет. Ты его раскрасишь и будешь вспоминать мышонка.