Наталья Ахтямова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить правильно, произносить звук [ш] в слогах и словах.
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш].
Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
Учить определять наличие звука в словах.
Закреплять умение находить место звука в слове.
Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Активизировать словарь ребенка прилагательными (колючий, круглый, высокий, пушистая, голосистый, душистый, цветной, зеленая).
Развивающие:
Развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям через игровую форму.
Воспитывать навыки самоконтроля.
Воспитание любознательности, творческого воображения.
Предварительная работа:
Разучивание артикуляционных упражнений для звука [ш].
Разучивание пальчиковой гимнастики «Мышка мылом лапки мыла».
Работа над общими речевыми навыками.
Оборудование:
Карта «Путешествие маленькой мышки»; карточки для проведения артикуляционной гимнастики; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; картинка «Гусь в камыше» (наложенные изображения); корзинка; предметные картинки для упражнения «Яблоневый сад»; карандаш; картинки веселой и грустной мышки.
Ход занятия.
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картину.
- Посмотри на полянке стоит домик. Как ты думаешь, кто же в нем живет? (ответ ребенка). Ты узнаешь это, когда отгадаешь загадку.
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это? (мышка)
- Правильно, это мышка. Зовут ее Шуша.
- Какой звук я выделяю голосом? МыШка. (Звук [ш]).
- Давай вспомним, что делают губы и язык, когда мы произносим этот звук. Какой выходит воздух: теплый или холодный?
Логопед: Шуша решила отправиться в небольшое путешествие и приглашает нас с собой. Она составила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть.
- Посмотри, здесь на карте все нарисовано.
Что ты видишь в самом начале?
(Домик.)
Рано утром Шуша проснулась, умылась.
И мы умоемся вместе с ней.
Пальчиковая гимнастика.
Мышка мылом мыла лапку
(Одной рукой «мыть» другую)
Каждый пальчик по порядку.
(указательным пальчиком коснуться каждого пальца)
Вот намылила Большой,
(«намыливаем»)
Сполоснув потом водой.
Не забыла и Указку,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой -
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик быстро мыла:
Очень он боялся мыла!
(быстро и осторожно «намылить» мизинцы)
(Карельская Е.)
И стала делать зарядку. И мы сделаем зарядку вместе с ней. Потому что для путешествия нам понадобится много сил.
Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Бублик», «Чашечка»
Упражнение «Лопата».
Язык широкий, гладкий.
Получается лопатка.
Упражнение «Бублик».
Губы бубликом сложу,
Зубы всем я покажу.
Упражнение «Чашечка».
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Упражнение «Фокус».
Дую, дую, подуваю
И на нос я попадаю.
Логопед: Посмотри, подул ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давай и мы с тобой покажем, как шелестят листья (длительно
произносит звук [ш]). Ш-ш-ш-ш-ш.
Сделала Шуша зарядку и вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться:
С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш.
ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ.
ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА.
Логопед: Поиграла Шуша с шариком и пошла на прогулку.
- Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.)
Шуша побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить: мы… ду… камы… малы… каранда…
(Показываю и называю листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.)
- Посмотри, куда дальше ведет дорожка? (ответ ребенка)
- Да, к пруду. Здесь камыши. Шуша любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они (ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки) :
ша-шу-ша; ши-шо-ши;
ше-ша-шу; ша-ши-шо.
- А кто же тут прячется в камышах? Это гусь. Испугался гусь, захлопал крыльями. Покажи, как он это делает (ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев) :
аш-аш; ош-ош;
ыш-ыш; уш-уш.
Логопед: Шла, шла Мышка по дорожке и подошла к реке, а на мосту нет нескольких досок. Нам нужно его почить. Слева положим те картинки, в названии которых звук «Ш» встречается вначале слова, в центре - если звук встречается в середине, а справа те картинки, в названии которых звук «Ш» в конце слова. К каждому слову будем подбирать признак. Шиповник какой? (колючий)
Шар какой? (круглый)
Шкаф какой? (высокий)
Кошка какая? (пушистая)
Петушок какой? (голосистый)
Ландыш какой? (душистый)
Карандаш какой? (цветной)
Лягушка какая? (зеленая)
- Кто это повстречался нам на пути? Черный кот. Хочет мышку поймать.
Динамическая пауза.
Вот идет черный кот,
Притаился, мышку ждет.
Мышка норку обойдет
И к коту не попадет.
Логопед: Убежала мышка от кота и побежала дальше по дорожке. Мышка привела нас в яблоневый сад. Стала Шуша собирать яблочки в корзинку, но только те, на обратной стороне которых, нарисована картинка со звуком [ш]. ( Перед ребенком картинки: шуба, яйцо, машина, тарелка, утка, ботинки, шкаф, подушка, кровать, каштан, карандаш, лягушка, окошко). Давай поможем Мышке. Вместе мы собрали много яблок.
А теперь, давай поиграем в игру «Один - много». (Играем со словами, которые положили в корзинку).
Логопед: А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Возьми карандаш и проведи линии, чтобы был хорошо виден наш путь. (Ребенок проводит карандашом по пунктирным линиям).
- Вот и домик Шуши. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!
-Какой мы сегодня звук учились произносить?
- Наша прогулка подошла к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлую мышку, ну, а если нет, то – грустную.