Лучший педагог года

Конспект индивидуального коррекционного занятия «Автоматизация звука [р] в слогах»

Людмила Абрамова
Конспект индивидуального коррекционного занятия «Автоматизация звука [р] в слогах»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л. В.

Жиздра - 2016

Цель: автоматизация звука «Р» в слогах.

Публикация «Конспект индивидуального коррекционного занятия „Автоматизация звука [р] в слогах“» размещена в разделах

Задачи:

Коррекционно - образовательные :

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

- умение чётко произносить звук [Р] в слогах;

- образование существительных множественного числа;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- расширение и активизация словарного запаса;

- формирование связи звука и буквы.

Коррекционно - развивающие :

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно - воспитательные :

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

-для обучающегося: предметные картинки;

-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты (предпосылки УУД) : формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формирование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.

Ход занятия

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

1. Приветствие.

- Мирослава, здравствуй! Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слушай внимательно и помогай мне.

2. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был маленький Язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часикам.

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво.

Словно маятник часов

Покачаться он готов!

(Упражнение «Часики» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка двигается то влево, то вправо).

Проснулся язычок и пошел чистить зубки (Упражнение «Чистим зубки» : рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим то влево, то вправо за нижними зубами, а потом – за верхними).

Чищу зубы, чищу зубы,

И с наружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Захотелось язычку отведать вкусный завтрак. Достал язычок вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать (Упражнение «Вкусное варенье») :

Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.

Язычок и подниму и остатки оближу.

Захотелось язычку попить чая. А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашечку. Не веришь? А ты попробуй сам! (Упражнение «Чашечка» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка тянется к верхним передним зубам, но не достает до них, а края языка тянутся к верхним коренным зубам, но не достают до них) :

Пьем вкусный чай

Из красивой чашки.

Хорошо позавтракал язычок! Решил теперь прогуляться на улице! Встретил по дорожке он барабанщика.

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит:

Д-д-д, д-д-д

Рядом с барабанщиком сидела кошка. От звука барабана она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? (Упражнение «Киска сердится» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки, а спинку языка выгибаем, боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам).

Навстречу язычку скакала лошадка (Упражнение «Лошадка») :

Я лошадка Серый бок!

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок.

Если хочешь - прокачу!

Цок-цок-цок.

Около пруда язычок увидел индюшат. (Упражнение «Индюшата» : положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Медленно поглаживать губу языком и добавить голос, пока не послышатся звуки БЛ-БЛ-БЛ.)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (Упражнение «Окошко» : широко открыть рот).

Посмотрел язычок в окошко, а там выглянуло солнышко, и язычок прикрыл окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а язычок слушает, как шторка шуршит: ррррррр…

II. Актуализация знаний.

1. Уточнение произношения звука [Р].

- О каком звуке мы сегодня будем говорить? Правильно, о звуке [Р].

Характеристика звука :

- Давай вспомним, как рычит тигр: р-р-р-р.

- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.

Посредине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути её.- Молодцы! А сейчас ещё раз остановим лошадку. (Тррр)

2. Связь звука с буквой.

- Согласный звук [р] обозначает буква «эр», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из ниточек.

3. Развитие фонематического слуха.

Дай сигнал колокольчиком тогда, когда услышишь звук [р] :

к, р, п, р, л, в, р

ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи

Ракета, кот, крыша, самолет, самовар

4. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Посмотри, какую коробочку я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает деревянные бусинки.

Давай мы выберем все бусинки и проложим из них дорожку к домику Язычка. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:

Ра - ру - ры Арка - урка - ырка

Ры –ра - ру Ырка - арка- урка

Ру –ры - ра Урка – ырка - арка

- Молодец! У тебя хорошо получается.

- Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Не успел Язычок зайти в свой домик, как видит, летят мимо самолеты. Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым самолетом. С первым самолетом здоровается: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает самолет и произносит слог.). Ребё нок повторяют: ра, ры, рэ, ро, ру.

Затем полетели мимо вертолеты. Решил Язычок и сними вежливо поздороваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровается: ар. Со вторым здоровается: ыр. (Показывает вертолет и произносит слог.) Ребё нок повторяют: ар, ор, эр, ыр, ур.

5. Игра «Доскажи словечко».

Спустился вертолётик, позвал Язычка полетать. Летит Язычок, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху видно? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р] :

ша. забо. мухомо. топо. кома. помидо.

Пролетает Язычок над горами. Над каждой горой весело кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет.

Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра»

Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов : ра-ра-ра, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ро-ро-ро, ру-ру-ру.

6. А пока Язычок приземляется у нас физкультминутка.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаем, и бегаем кругом.

1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Пальчиковая гимнастика.

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

8. Развитие зрительного внимания.

Приземлился Язычок и увидел ракеты. Внимательно посмотри на них и решил познакомиться ракеты, у которых два иллюминаторами. Обведи их в кружочек.

9. Игра «» Один – много».

Устал Язычок, зашёл в свой домик, сел и стал играть в свою любимую игру «Один - много». Давай и мы поиграем. Вспомним, что язычок видел сверху, когда летал с вертолётом. (Шар, забор, мухомор, топор, комар, помидор).

10. Закрепление звука в слогах.

Все сегодняшний день закончился, Веселому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?

Ра-ра-ра — Ры-ры-ры — Ра-ра-ра — Ру-Ру-Ру — Ры-ры-ры

Ребенок повторяет слоговую цепочку.

III. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Какой сегодня, звук мы красиво и громко произносили?

Ребёнок. Р-р-р.

Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [р].

Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. Повторить отработанный на занятии речевой материал.

Литература.

1. Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

2. Волина, В. В Занимательное азбуковедение – М:. Просвящение. 1991.-368с

3. Косинова, Е. М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - М. : Эксмо, ОЛИСС, 2007.- 192с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [т] в слогах, словах, фразах» Цель: Коррекционно -образовательные цели: уточнение артикуляции звука «Т». Автоматизация звука «Т» в слогах, словах, предложениях. Закреплять.

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [р] «Путешествие в цирк» Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком дошкольного возраста, на этапе автоматизации звука [р] в словах, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка и автоматизация в слогах звука [Л]» Автор-составитель Фаустова И. А. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л], автоматизация.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [л] в тексте» Цель: Автоматизация звука [л] в тексте. Задачи: • коррекционно – образовательные: подготовить органы артикуляции к произнесению звука.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Цели: Коррекционно-образовательные:  - учить четкому звукопроизношению и правильному употреблению.

Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах «Звук [Л]» Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях) • Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального коррекционного занятия «Автоматизация звука [р] в слогах»
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 13:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД