Мария Артемова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в предложениях и тексте».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Автоматизация звука [Р] (в сочетании ТР) в предложениях и тексте.
Цели:
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- закрепить правильное произношение звука «Р» (в сочетании ТР) в слогах и словах;
- вырабатывать умение правильно произносить звук «Р» (в сочетании ТР) в предложениях, чистоговорках, скороговорках, в связном высказывании;
- развивать фонематическое восприятие, моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в предложениях и тексте“,» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- формировать грамматические умения: согласовывать имена существительные с количественными числительными, подбирать родственные слова; образовывать нужную падежную форму имени существительного в предложении;
- развивать внимание, память;
- формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: картинка «Веселая полянка» для артикуляционной гимнастики, артикуляционный профиль звука [Р], мячик, предметные картинки : барабан, тромбон, труба, контрабас, трап, трон, трасса, трутень, трава, трамвай, метро, матрос, ватрушка; слоговая пирамида, «гармошка» со скороговорками, карточка с чистоговорками; картинки со страусами эму, иллюстрирующие текст; медаль «Я дружу со звуком [Р]», кукла.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- К нам на занятие пришла девочка Рая. Она уже умеет произносить звук [Р], правда, только в сочетании ТР. Но ей очень хочется побыстрее научиться употреблять этот звук в предложениях и во фразах. А ты хочешь этому научиться?
2. Сообщение темы и целей занятия.
- На сегодняшнем занятии мы будем учиться произносить звук [Р], в сочетании ТР, в предложениях, скороговорках, чистоговорках и небольшом рассказе.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Прежде всего, сделаем зарядку для губ и языка. Выполним артикуляционные упражнения, помогающие правильно произносить звук [Р]. Поиграем на «Веселой полянке».
(Ребенок выбирает на «Веселой полянке» артикуляционные упражнения и выполняет их) : «Гармошка», «Бегемотик», «Грибок», «Маляр», «Чищу зубы», «Дятел», «Заведи мотор», «Комарик», «Лошадка».
4. Произношение звука [Р] в сочетании ТР.
- Давай покажем, как нужно останавливать скачущую лошадку. Изобразим наездника, произнесем отчё тливо: ТР-Р-Р…
5. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].
- Как же мы произносим звук [Р] в сочетании ТР? Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р](Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная)
6. Автоматизация звука [Р] в слогах со стечением согласных ТР.
- А теперь будем произносить звук [Р] в слогах. Упражнение «Оркестр». На каких музыкальных инструментах мы будем играть? (Барабан, тромбон, труба, контрабас)
-Поиграем на всех инструментах по очереди, сопровождая игру движениями рук.
Барабан – его песня ТРА – ТРА – ТРА!
Тромбон – его песенка ТРО – ТРО – ТРО!
Труба – её песенка ТРУ – ТРУ – ТРУ!
Контрабас – его песня ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ!
- А теперь играет весь оркестр: ТРА – ТРО – ТРУ – ТРЫ!
7. Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных ТР.
а) Повторение слов отраженно. Игра с мячом.
ТРАП
ТРАВКА
ТРАССА
ТРОС
ТРОЙКА
ТРОПКА
ТРУД
ТРУС
ТРУБЫ
ТЕТРАДЬ
СТРАУС
СТРАХ
СТРАНЫ
СТРАЖА
ПАТРОН
СИТРО
СТРОЙКА
СТРУЖКИ
СТРУНЫ
КОСТРЫ
ОСЕТРЫ
ОТРЫВОК
ПЕТРУШКА
ВАТРУШКА
б) Развитие произносительных навыков. Самостоятельное произнесение слов.
Работа с картинками
( Картинки: трап, трон, трасса, трутень, трава, трамвай, метро, матрос, ватрушка)
- Назови картинки. Запомни их.
в) Игра на развитие внимания, памяти «Что изменилось?» (меняем местами, убираем картинки)
г) Слоговой анализ слов. Игра «Слоговая пирамида»
- Разложи картинки в 3 ряда: в первый – если название картинки состоит из одного слога, во второй – из двух слогов, в третий – из трёх слогов.
8. Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных ТР в предложениях.
Развитие навыка словоизменения.
- Доскажи предложение подходящим словом – названием картинки. Повтори всё предложение.
Король сидит на … (троне).
В самолет люди поднимаются по … (трапу).
Автобусы и машины с шумом несутся по … (трассе).
Поезд мчится под землёй к станции … (метро).
Петруша на завтрак ест … (ватрушку).
Весной появится мягкая, зелёная … (травка).
9. Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных ТР в чистоговорках.
Работа с карточкой.
- Ты начни чистоговорку – прочитай слоги, а я закончу.
- А теперь повтори всю чистоговорку.
ТРА – ТРА – ТРА – хотим ватрушек мы с утра.
ТРО – ТРО – ТРО – домой поедем на метро.
ТРУ – ТРУ – ТРУ – вьются флаги на ветру.
ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ – мы умелы и хитры.
10. Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных ТР в скороговорках.
Работа с «гармошкой» со скороговорками.
- Рассмотри картинки. Человек, который умеет играть на трубе, - трубач. Послушай скороговорку о нём.
Труба трубит, труба поёт,
Трубач по улице идет.
- Проговори скороговорку сначала медленно, затем убыстряя темп.
Аналогично проводится работа с другими скороговорками.
Трое трубачей трубят в трубы.
У Петрушки три ватрушки,
Три ватрушки у Петра.
11. Развитие навыка словоизменения. Согласование имен существительных с количественными числительными.
- Сосчитай, сколько ватрушек на столе. (Одна ватрушка, две ватрушки, …восемь ватрушек).
12. Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных ТР в тексте.
- Отгадай загадку, и узнаешь, о ком будет наш рассказ.
И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус)
- Я расскажу тебе о страусах эму.
Страусы эму.
Страусы эму живут в Австралии. Они не летают, а только ходят и быстро бегают. Страусихи откладывают яйца. Высиживают страусиные яйца страусы-самцы. Маленькие страусята похожи на наших утят.
- О ком говорится в рассказе?
- Где живут страусы эму?
- Что они не умеют делать, а что умеют?
- Какую роль в страусиной семье играют страусихи? Что они делают?
- А кто высиживает страусиные яйца?
- На кого похожи маленькие страусята?
- Перескажите рассказ с опорой на вопросы и картинки.
13. Понятие «родственные слова».
- Назовем родственников страуса. Главный в семье папа - … (страус). Дети – это птенцы - (страусята). А если один, то … (страусенок). Мама – это … (страусиха). Яйца, которые откладывает страусиха, какие?. (Страусиные). Ты назвал родственные слова.
14. Развитие фонематического восприятия. Компьютерная игра «Услышь звук [Р]».
15. Итог занятия. Оценка речевой деятельности.
- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).
- Что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело ли горлышко? Ты сегодня очень старался, поэтому правильно произносил звук [Р] в предложениях, скороговорках и даже в рассказе. И я хочу подарить тебе вот такую медаль, которая означает, что ты подружился со звуком [Р].
- Дома на картинке, которую я тебе даю, обведи по точкам страуса. Расскажи маме или папе, что ты узнал о страусах эму. И выучи понравившуюся скороговорку.