Лучший педагог года

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дом вести-не рукавом трясти!»

Зоя Шипицына
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дом вести-не рукавом трясти!»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Цель: воспитание уважения к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю;

Задачи: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством, воспитывать любовь к устному народному творчеству, традициям и на основании их – патриотические чувства, обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи через знакомство с малыми формами устного народного творчества.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Дом вести-не рукавом трясти!“» размещена в разделах

Предшествующая работа: посещение с детьми городского музея; заучивание на занятиях, в режимных моментах, в повседневной жизни малых форм фольклора: пословиц, считалок, дразнилок, небылиц, загадок;

Проведение с детьми народных игр: «Шутка домового», «Хоровод», «Ручеёк»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы много говорили об устном народном творчестве. А кто помнит, что же к нему относится? Правильно, это: пословицы, загадки, считалки, небылицы, дразнилки, частушки и конечно народные игры.

А сегодня я расскажу ещё об одном мероприятии нашей далёкой старины – это посиделки. В старину собирались люди в большой избе, еду и угощение приносил каждый, это называлось – вскладчину. Здесь они пели песни и частушки, водили хороводы, рассказывали сказки, небылицы, дразнили друг друга, загадывали загадки, играли в игры, и, конечно, работали. Кто – то вышивал полотенце, кто – то вязал. Кто – то плёл лапти или корзину, а кто – то из дерева вырезал деревянные ложки. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то и игру сыграют! Вот у них работа и спорилась. Руководила посиделками Хозяйка избы. Сегодня хозяйкой буду я.

Хозяйка в дому, что оладушек в меду. А так как я хозяйка, то и приглашаю Вас к себе на посиделки. Я скажу волшебные слова, вы закроете глазки и окажитесь в далёком прошлом.

-1, 2, 3 повернись, в далёком прошлом окажись!

Хозяйка: Ну, что гости дорогие, проходите, рассаживайтесь – «Красному гостю – красное место, «в тесноте да не в обиде» На посиделках любили рассказывать докучные сказки. Ребята, а вы знаете, какие же это сказки?

(ответы детей). Правильно, это надоедливые сказки. Это небольшой стишок, который состоит из множества одинаковых фрагментов. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устанете вы или ваш слушатель. Вот послушайте:

Купи слона!

- Зачем мне слон?

- Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.

- Отстань!

- Отстану, только вначале ты купи слона.

Такие сказки можно было рассказывать все посиделки, пока, кто- ни будь, не говорил: не надо!

Отгадайте -ка, ребятки, загадки о тех предметах и вещах, которые могли быть сделаны на посиделках.

- Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

- Привяжешь — пойдут,

Отвяжешь — останутся. (Лапти)

- На десятерых братьев

Двух шуб хватает. (Варежки)

- Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,

По полу скок- скок и сел в уголок. (веник)

- В огород с ней пойдёшь

Урожай соберёшь,

На базар пойдёшь –

Продукты в ней несёшь (корзина).

- Висит, болтается,

Всяк за него хватается (полотенце).

- Разноцветная дорожка

По полу расстилается (половик).

- Маленький. Кругленький,

А за хвост не поднимешь (клубок).

Хозяйка: Чтобы сделать эти предметы, нужно потрудиться. Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорится в пословицах. Кто из вас помнит пословицы о труде?

Дети говорят пословицы:

- Дело мастера боится.

- Мала пчелка, да и та работает.

- Усердная мышь и доску прогрызет. Любишь кататься — люби и саночки возить.

Хозяйка: Точно говорите!. Пословица – душа и ум народа. Пословица к делу молвится. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Ребята, а давайте мы с вами в игры поиграем. Посиделки проходили в избе (зимой) и поэтому игры выбирались такие, чтобы можно было играть, почти на месте.

Игра: «Шутка домового» .

Вот посмотрите, тут у нас еще какая-то тарелка! Только в ней все перемешано, перепутано! Наверное, это домовой над нами подшутил! Давайте разберем все по сортам.

Хозяйка: А ещё на посиделках любили рассказывать небылицы. Мы с вами тоже их знаем. Давайте вспомним!

- Доры, доры, у Федоры

Птички красили заборы

Перышками, хвостиками,

И просились в гости:

- "Чив-чив, квости,

Пусти, Федора, в гости!"

-Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

- Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Хозяйка: А ещё на посиделках любили друг друга подразнить, но не кто ни обижался. Ребята. Вспоминайте дразнилки.

- Ябеда –корябеда.

Турецкий барабан.

Кто на нем играет?

Саша (имя ребенка) – таракан!

- Ябеда солёная,

На горшке варёная,

Шишками обитая (другой вариант – картошкою набитая)

Чтоб не была сердитая!

- Командир полка –

Нос до потолка

Уши до дверей,

А сам, как воробей!

- Воображуля первый сорт,

Куда едешь – на курорт?

Шапочка с помпончиком,

А едешь под вагончиком!

Хозяйка: Молодцы, ребята, много всего запомнили и смогли рассказать. Ну, а теперь, я – хозяйка зову вас к столу.

- Я иду, иду, иду

Самовар с собой несу

Не красна изба углами –

А красна пирогами.

Чай горячий на столе

Блины и варенье,

Приглашаю вас отведать

Моё угощенье!

Гости рассаживаются за стол и вспоминают пословицы про чай.

- За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.

- Чай не пить, так на свете не жить.

- Чай пить — не дрова рубить.

- Чай пьешь – до ста лет проживешь

Хозяйка: Кто из нас не любит блинов пышных, румяных, круглых! А кто знает, почему пекут блины круглыми?

(они пеклись на масленицу по подобию солнца).Ребята, а знаете, почему на подушках вышивали цветы? (чтобы хорошие сны снились).

А почему на полотенцах вышивали петухов? (Петухи – символ утра, чтобы вставать утром с петухами)

Ребята, а какие же посиделки без частушек? Вы, блиночки, кушайте, да частушки слушайте! А, вы, гости дорогие, не хотите ли бараночек покушать, да частушки послушать? Угощайтесь! (дети поют частушки).

Хозяйка: ребята. А за столом было принято хозяйку похвалить. Кто меня похвалит?

- Хозяюшка в дому,что оладушек в меду!

- дом вести – не лапти плести!.

Хозяйка: Ну, вот, поели – попили, пора и честь знать. До свиданья!.

Воспитатель: Понравились вам посиделки? Очень хорошо! Отправляемся в группу. Закрываем глазки, я говорю волшебные слова:

= Раз, два, повернись, снова в садик возвратись.

Ребята. А а в следующий раз мы будем говорить с вами о богатырях. Дома с родителями поговорите. А потом все вместе расскажем о них. А теперь идём гулять.

Публикации по теме:

«Дом для матрешек» конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию в первой младшей группе. «Дом, для матрешек» Программное содержание. Объясняем детям, что есть простые приемы конструирования. Учим соединять детали, на плоскости.

«Наш дом — планета Земля». Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе Тема: «Наш дом – планета Земля» Цель. Рассказать детям, что такое планета Земля. Задачи. 1. Дать представление о том, что планета Земля.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Дом для Хрюши и его друзей» Цель: формировать у детей умение создавать образы зданий по чертежу и самостоятельно, с опорой на опыт освоения архитектуры. Задачи: Активизировать.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Наш общий дом — природа» Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Задачи: обучающие: • расширить представления детей об экологии; • обогатить и активизировать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Как мы помогали Буратино» Тема: «Как мы помогли Буратино» Программное содержание: Закрепить знания детей о комнатных растениях ; расширять представления детей об.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – речевое развитие» Тема: «В гости к солнышку».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дом, в котором я живу» Цель: ознакомление детей с названиями комнат и их назначением. Задачи: 1. Образовательные: • Познакомить детей с названиями комнат и их.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Планета Земля — наш общий дом» Цель: продолжать знакомить с планетами Солнечной системы; рассказать о том, что мы жители планеты Земля в Солнечной системе. Задачи:.

Конспект образовательной деятельности «Наш дом — природа» Образовательная область: познавательное, речевое, социально-личностное развитие. Возраст: 6 – 7 лет Программное содержание: - познакомить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Дом для друзей» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Дом для друзей» Задачи : воспитывать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дом вести-не рукавом трясти!»
Опубликовано: 14 июня 2017 в 20:37
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД