Елена Чаус
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Наш общий дом — природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
обучающие:
• расширить представления детей об экологии;
• обогатить и активизировать словарь;
• закрепить умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
• закрепить умение правильно закрашивать изображение;
развивающие:
• развивать познавательный интерес и активность детей;
• развивать грамматический строй речи;
• развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
• развивать крупную и мелкую моторику;
Публикация «Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности „Наш общий дом — природа“» размещена в разделах
воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.
Предварительная работа: прогулки и наблюдения в природе; чтение художественной литературы природоведческой тематики; рассматривание тематических картинок и иллюстраций; беседы об охране природы; дидактические игры: «Кто где живет?», «Разрезные картинки», «Угадай по описанию»; подвижные игры: «Совушка», «Гуси-лебеди», «Перелет птиц»; труд на участке детского сада.
Материалы и оборудование: мяч, слайд-шоу «Лес», аудиозапись голосов птиц, листа бумаги с нарисованной половиной ели, карандаши.
Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Планируемые результаты: применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, бережное отношение к природе.
Ход проведения
1. Организационный момент
Педагог и дети стоят в кругу на коврике
Педагог. Дети, у всех есть дом. Мы с вами живем в домах, сделанных из кирпича и бетона. А вот где живут другие живые существа – растения и животные? (Предположения детей)
- Правильно, у всех живых существ есть дом. А наш общий дом – это планета Земля. Жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа место получше, а то и просто навредить.
Но все как-то уживаются, и даже приносят пользу друг другу. И мы должны беречь этот дом, т. е. нашу планету, ее природу. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Ребенок читает стихотворение:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду,
И к тому же, в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте,
И при всей огромности
Обучает скромности.
2. Работа по теме занятия
Педагог. Живые существа, населяющие нашу Землю, связаны не только друг с другом, но и с неживой природой и человеком. Человек оказывает огромное влияние на природу. И часто это влияние бывает вредным. Существует наука, которая изучает окружающую среду и влияние на нее человека. Как она называется? (Экология)
- Слово «экология» образовано из двух греческих слов «экос», что означает «дом» и «логос» – «наука», значит экология – это наука о доме. Нашем «природном» доме, т. е. о планете Земля. Вот наука экология и изучает, как отдельные жильцы нашего дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. Например, вырубили лес – высохла лесная речка, погибли животные без еды, воды и жилья, воздух стал хуже, поскольку лес – источник кислорода. А кислород необходим для дыхания, и без него все живое погибнет.
Значит, необходимо не только изучать природу, но и охранять ее. Поэтому 2017г. назван годом экологии.
- Давайте вспомним, кто же населяет нашу планету.
Игра с мячом «Земля, воздух, вода»
Педагог бросает мяч и говорит слово «земля» – ребенок называет животного, «воздух» – птицу, «вода» – водных обитателей. После игры дети садятся на стульчики.
Педагог. Многие из названных вами животных обитают в лесу. Это их дом. Посадим лес, чтобы животным было, где жить.
Игра «Посади лес» (Слайд-шоу «Лес»)
Дети отгадывают дерево, которое изображено на экране (береза, рябина, сосна, ель, дуб, осина, липа, клен)
Словесная игра «Лес какой?» (Слайд-шоу «Лес»)
Кто скажет, кто знает –
Какой лес бывает?
Внимание, внимание!
Слушайте задание.
Любит подберезовик
Лес какой? (Березовый)
Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас? (Дубрава)
Любит подосиновик
Лес какой? (Осиновый)
Елки словно на подбор,
С красной шапкой мухомор.
Спрятался бездельник
В вечнозеленый… (Ельник)
Любит красноголовый
Лес какой? (Еловый)
Педагог. Молодцы! Вы замечательно справились с заданием и показали при этом свои знания! А теперь послушаем голоса птиц.
Дидактическая игра «Узнай и назови птицу по голосу»
Аудиозапись с голосом птицы (синицы, снегиря, соловья, кукушки, дятла, сороки). На мольберте – иллюстрации соответствующих птиц.
Педагог. Наш лес напоминает многоквартирный дом, где важен каждый его житель. И мы попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:
Дидактическая игра «Кому – что?»
Для чего нужна трава? (Для пищи животных, дом для насекомых и мелких животных)
Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные)
Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники)
Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой)
Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека)
Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, источник пищи и кислорода)
Для чего нужны насекомые в лесу? (Еда для птиц, опыляют растения)
Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса, переносят семена, поют прекрасные песни)
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» (2 раза)
Ветер дует нам в лицо, (Имитация дуновения ветра)
Закачалось деревцо. (Руки вверх, покачивания)
Ветер тише, тише. (Присесть)
Деревцо все выше, выше. (Выпрямиться)
Педагог. Отгадайте загадки-задачи. Отвечайте быстро. (Дети остаются стоять в кругу)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоемах зимой делают проруби? (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску? (Заяц, белка)
– Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором?» (Дятла)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)
– У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)
– Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (В январе деревья не цветут)
Педагог. Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок…». Я буду говорить о своих действиях, а вы отвечать мне. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «да» и хлопаете в ладоши, если плохо – «нет».
Если разведу костер, а тушить не буду?
Если сильно насорю и убирать не буду?
Если мусор уберу, банку закапаю?
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Педагог. Молодцы! Вы много знаете о природе и о том, как нужно правильно вести себя, чтобы не навредить ей. Вас можно назвать юными защитниками природы. Наша задача как юных защитников – помочь природе. Давайте посадим деревья.
3. Практическая часть (рисование)
Педагог. Пройдите за столы. Перед вами листы с нарисованной половиной ели. Чтобы посадить ель, нужно дорисовать вторую половину дерева и раскрасить. Но дорисовать нужно так, чтобы правая половина была точно такой же, как и левая. (Аудиозапись голосов птиц)
4. Итог деятельности :
1. Что изучает экология?
2. Как вы можете помочь природе?