Марина Анашкина
Конспект занятия «Земля-наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод в старшей группе
Тема: Земля – наш общий дом.
[/b]
Цель: Создать условия для формирования первичных представлений о планете Земля.
Задачи: Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей. Познакомить с глобусом, с помощью которого, определить форму; определить местонахождение России, столицы России, города, в котором мы живём; уточнить, что такое Родина. - Расширять кругозор детей, воспитывать патриотические чувства.
Публикация «Конспект занятия „Земля-наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Словарь:Планета Земля, суша, земляне, земной шар, Предварительная работа:Целевые прогулки по улицам квартала. Беседа «Дом, в котором я живу».
Материалы к нод: Презентация: «Земля наш общий дом»музыкальные фонограмма.
Ход нод:- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю, которая произошла в одном городе: «Был, говорят, где-то случай такой: Ехали люди с работы домой. Только доехали, вдруг – чудеса!Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, смотрят кругом: «Где эта улица? где этот дом?». Ищут водители: «Где наш гараж?», Мечутся жители: «Где наш этаж?». Всё перепуталось, всё заблудилось, К счастью такое лишь в сказке случилось».
- Ребята, а может с вами такое случиться? Знаете ли вы, где живёте, где находиться ваш дом?
- Что такое адрес?
- Назовите свой адрес, (ответы детей).
- Это название улицы, номера дома, квартиры.
- А у нашего д/с есть адрес?
- Наш сад расположен на улице Пулковская, дом5.
- Можно ли найти человека, если назвать только улицу, на которой он живёт? Как вы думаете? Почему? (ответы детей).
- Мы с вами живём в одном городе. Наш город большой и красивый. А как называется наш город?
- Санкт-Петербург.
- Если мы живём в городе, значит мы кто?
- Горожане, Петербуржцы.
- А какие ещё города вы знаете?
- А как называется страна, где находится наш город?
- Мы с вами живём в России, мы – россияне. - Россия – большая страна, её населяет много разных народов, большинство из них говорит на русском языке. Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. - Россия – это наша Родина. - А что означает слово – Родина? - Место, где человек родился, где он живёт, где ему всё знакомо и дорого. Здесь живут ваши родители, здесь ваш дом, д/с. - На планете Земля много разных стран, но Родина у человека одна, как у каждого из вас – мама. Послушайте пословицы о Родине: «Родина любимая, что мать родимая», «Человек без Родины, что соловей без песни».
- Но в мире много других стран и людей других национальностей.
- Какие страны вы знаете? (ответы детей).
- В Англии живут англичане, во Франции – французы, в Японии – японцы.
- Все люди разные, но в тоже время похожи друг на друга. Чем похожи друг на друга люди на Земле?
- Умеют думать, говорить, бывают весёлые и грустные, добрые и строгие.
- Чем отличаются друг от друга?
- Большие и маленькие, высокие и низкие, худые и толстые.
- Ещё люди отличаются по цвету кожи, волос, они говорят на разных языках,
- Посмотрите на цвет кожи – наша кожа, какого цвета? (белая).
- Но есть люди с жёлтой кожей – японцы, корейцы, а есть с чёрной – негры.
- Но у всех нас есть и много общего: мы все люди и у нас один на всех огромный общий дом. Как он называется?
- Планета Земля,
- Все люди, живущие на Земле – земляне.
- У всех жителей планеты Земля, одна общая голубая крыша – это небо, под ногами общий пол – земля, по которой мы ходим. Один на всех источник света, который нам светит и согревает нас – это солнце. У нас даже общий водопровод – это тучи, из которых идёт дождь. У нас один на всех вентилятор – это ветер. - Давайте посмотрим, как люди давным-давно представляли наш мир. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными.
. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.
Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле. И добирались они до края Земли?
Но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.
Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.
Когдалюди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет.
- Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?
Ответы детей. -Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?
- Они находятся очень далеко от нас.
-Какая звезда к нам ближе всего?
-Это наша звезда – Солнце.
Физкультминутка. Звучит музыка.
Педагог читает загадку, дети выполняют движения: Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар? Дети (хором). Солнце.
- Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.
Дети с педагогом встают в круг. В середине круга крупное изображение Всеземли (сделано из кусочков, скрепленных с внутренней стороны).
- Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.
Педагог снимает с модели Всеземли крепления. У детей на руках оказываются большие и маленькие куски «суши». При внимательном рассматривании дети узнают в них очертания современных материков и островов.
Детям предлагается, глядя на физическую карту мира, самостоятельно разложить материки и острова на голубой материи, которая изображает океан.
Дети рассматривают материки, называют их.
- Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.
А это уменьшенная модель планеты Земля.
- Называется – глобус (спросить сначала детей, затем повторить индивидуально).
- Давайте рассмотрим глобус со всех сторон (поворачиваю его).
- Какой формы наша Земля, на что она похожа? (шар, мяч, яблоко).
- По другому нашу планету можно назвать – Земной шар. Можно сказать, мы живём на Земном шаре.
- Посмотрите, в какие цвета раскрашен глобус?
- Синий, голубой, жёлтый, коричневый, белый.
- Красивый! Но сделан не для красоты, а для того, чтобы рассказать как можно понятнее и больше о планете Земля.
- Каким цветом вы закрашиваете море, когда рисуете свои картинки?
- Конечно, синим. Недаром в песнях, сказках говорится «синее море».
- Вот и на глобусе все моря, океаны, реки, озёра закрашены, синим и голубым цветом.
- Но если посмотреть внимательно на глобус, можно увидеть: в одном месте краска тёмно-синяя, а в другом – светлее, а в третьем – ещё светлее. Почему? Думаете случайно? Нет, конечно! (спросить детей).
- Цвет обозначает глубину: тёмный – очень глубоко, более светлый – мельче.
- Обратите внимание, как много воды на нашей планете! Покажите водные пространства. Покажите самые глубокие места, самые мелкие.
- А где живут люди? Не на воде же?
- Глобус нам расскажет и об этом.
- Всё, что закрашено не голубым и синим цветом – это суша.
- На суше живут люди. Но цвет суши на глобусе тоже закрашен разными цветами, что же это означает? (спросить детей, а потом обобщить).
- Ровные места на земле окрашены в зелёный цвет - это могут быть и леса и поля и луга. Невысокие возвышенности – в жёлтый цвет и светло-коричневый, а высокие горы – в коричневый.
- Как вы думаете, чего больше на планете: воды или суши?
- Планета Земля очень красивая и очень разная. На ней растут зелёные леса, но есть и пустыни – это такие места, где, куда ни посмотри, песок, на котором могут расти только колючие растения. Есть – степи, там нет деревьев, а вся земля покрыта травами.
- А есть ещё участки земли, окрашенные в белый цвет, (спросить у детей).
- В этих местах Земли только лёд и снег, нет растений, вечная мерзлота, царство льда и снега.
- Вот какая интересная планета Земля. Что бы хотели узнать про неё? (ответы детей).
- Много стихов и песен написано о нашей Родине.
- Мы, земляне, жители разных стран, должны беречь и любить общий дом. Давайте поставим глобус, а вы в свободное время ещё раз рассмотрите, что есть на нашей планете.
Звучит электронная музыка
Дети надевают шапочки насекомых, птиц, животных. Исполняется музыкальная композиция, дети танцуют и изображают животных. Композиция заканчивается свободным построением детей.
Дети читают стихи.
Первый ребенок.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Второй ребенок.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Третий ребёнок.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Все дети.
Такая планета нужна нам с вами!
Звучит музыка ЭриоМарикони «Капли дождя».
Педагог.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!