Махлиё Султонова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Письма Королевы математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы
«Письма Королевы математики»
Цели и задачи:
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы „Письма Королевы математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
1. Продолжать знакомить детей с понятиями «целое», «части», развивать умения детей делить предметы на 2, 4 части. Уточнить знания детей о прямом и обратном счёте, о геометрических фигурах. Продолжать развивать умения детей решать примеры на сложение и вычитание.
2. Стимулировать развитие мыслительных способностей, развивать любознательность, внимание, память, речь, логическое мышление. Развивать умение чётко, быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к математике.
Форма организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: целое, части, половинка, четвертинка; прямой и обратный счёт; наука, почтальон, план.
Предварительная работа : решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами и числами, геометрическими фигурами; индивидуальная работа.
Материал к занятию.
Демонстрационный – рисунки геометрических фигур, план,
Раздаточный материал – простые карандаши, красные ручки, конверты трёх цветов (красный, жёлтый, белый, с заданиями и картинками.
Магнитофон, флешка с записью песни «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма «Крошка Енот», запись со спокойной мелодией.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук – Математики. Наверное, она хочет нас пригласить нас в свое королевство. Но, прежде чем туда отправиться, надо пройти испытание. Я буду задавать вопросы, а вы быстро и правильно отвечайте.
1. Разминка.
Воспитатель: «Какое сейчас время года?»
Дети: «Сейчас Осень».
Воспитатель: «Назовите месяца осени?»
Дети перечисляют: «Сентябрь, Октябрь, Ноябрь».
Воспитатель: «Сейчас утро или вечер?»
Дети: «Сейчас утро»
Воспитатель: «Сколько пальцев на руке?»
Дети: «На руке пять пальцев»
Воспитатель: «Сколько углов у треугольника?»
Дети: «У треугольника три угла»
Воспитатель: «Сколько раз в году бывает день рождение?»
Дети: «Один».
Воспитатель: «Сколько носов у трёх котов?»
Воспитатель: «Сколько ушей у двух мышей?»
Воспитатель: «Молодцы, вы очень внимательны и правильно ответили на вопросы. Давайте закроем глаза, дружно произнесё м волшебные слова: «Раз, два, три, четыре в королевстве очутились!»
Дети: Закрывают глаза, произносят слова.
Воспитатель: Вот мы и оказались в Королевстве Математики. Давайте присядем на полянке и рассмотрим письма, которые нам прислала Королева Математики.
Дети садятся за стол. На столе лежат три конверта.
Воспитатель: «Сколько писем принесла Королева Математики?
Дети: «Три»
Воспитатель: «Давайте рассмотрим первый конверт. Какого он цвета?»
Дети: «Первый конверт красный»
Воспитатель: «Правильно. Давайте его откроем».
Воспитатель: «Кого вы здесь видите?»
Дети: «В конверте – Прямоугольник».
Воспитатель: «Как вы думаете, какое у него настроение?»
Дети: «У Прямоугольника грустное, невесёлое настроение».
Воспитатель: «Как вы думаете, почему он загрустил?»
Дети: «Прямоугольник один и рядом нет его друзей».
Воспитатель: «С кем дружит Прямоугольник?»
Дети: «Прямоугольник дружит с кругом, овалом, треугольником, квадратом.
Воспитатель: «Давайте найдём друзей Прямоугольнику в предметах, которые нас окружают. Я вам назову предмет, а вы изобразите его геометрической фигурой».
Воспитатель: «Крыша дома, Грань кубика, Дверь, Огурец, Тарелка».
Дети работают на полоске с красным значком простым карандашом.
Воспитатель: «Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: «Треугольник, Квадрат, Прямоугольник, Овал, Круг».
Воспитатель: «Как их можно назвать по-другому?»
Дети: «Это геометрические фигуры».
Воспитатель: «Сколько всего фигур?»
Дети: «Пять».
Воспитатель: «Давайте поселим все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют».
Воспитатель: «Прямоугольник будет жить в центе дома, Круг – над прямоугольником, Овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится Квадрат, слева – Треугольник. Украсим дом, чтобы он стал уютным, светлым и нарядным. В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол - облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний угол – цветочком».
Дети выполняют инструкцию на листах бумаги. Затем раскрашивают геометрические фигуры и украшения дома цветными карандашами под песню «От улыбки стало всем светлей».
Воспитатель: «Посмотрите, наш Прямоугольник повеселел. Да и вы заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Домом Дружбы».
Воспитатель: «А ваш дом, детский сад, нашу группу можно назвать «Домом Дружбы?»
Я очень этому рада. Надо дружить, уважать и любить друг друга».
Воспитатель: «Давайте, откроем 2конверт. Какого он цвета?»
Дети: «Жёлтый»
Воспитатель: «Что в конверте?»
Дети: «В конверте цифры».
Воспитатель: Правильно это цифры. Цифры – это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего десять, а чисел очень много. Королева Математики предлагает вам поиграть с этими цифрами.
Игра «По порядку становись»
Правила игры: Пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «По порядку становись», дети должны построиться по порядку.
Воспитатель: «Число 3, назови своих соседей».
Воспитатель: «А теперь, я предлагаю вам игру «Наоборот». Для этого надо повторить обратный счёт. Вам надо соединить цифры в обратном направлении от 10 до 1 и вы увидите что - то интересное.
Дети считают и называют получившуюся картинку.
Воспитатель: «Молодцы, вы хорошо поиграли». (Воспитатель собирает все выполненные задания, сложить в конверт).
Воспитатель: «Давайте немного отдохнём».
Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (Рисуем)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)
Воспитатель: «Сколько у нас осталось конвертов? Какого он цвета?»
Дети: «Остался 1 конверт белого цвета».
Воспитатель: «Если разделить печенье пополам, сколько детей можем угостить?» (с показом картинок и разных продуктов)
Дети: «Сможем угостить двух детей»
Воспитатель: «Как называются эти части?» Дети: «Половинки».
Воспитатель: «Сколько гостей можно угостить, если разделить пополам 2 яблока?»
Дети: «Можно угостить 4 гостей».
Воспитатель: «А теперь послушайте задание, а ответ зарисуйте на полоске бумаги. Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на 4 части?»
Дети садятся за стол и зарисовывают.
Воспитатель: «Сколько частей груши нарисовали? Как называются эти части?»
Дети: «Нарисовали 4 части. Это четвертинки».
Воспитатель: «Молодцы, все задания Королевы Математики выполнили. Пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и произнесё м волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять!»
Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова.
Итог непосредственно образовательной деятельности. Рефлексия.
Воспитатель: «Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы с вами побывали? Какие задания Королевы Математики выполняли? Понравилось ли наше путешествие?»
Дети отвечают. Говорили о геометрических фигурах, о цифрах, решали примеры, делили целое на части.
Воспитатель хвалит всех детей.