Елена Подойницына
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»
г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Конспект
открытого просмотра
непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
среднего дошкольного возраста
в рамках районного методического объединения
педагогов дошкольных групп
МБДОУ д/с № 2 «Сказка»
Дата проведения: 15.04.2014 г.
Разработала: воспитатель
II квалификационной категории
Подойницына Елена Валерьевна
Холмск
2014 г.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы „Мастерская дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Тема: «Мастерская дымковской игрушки»
Цель: расширение знаний детей о народной дымковской игрушке.
Задачи:
«Художественное творчество»: учить детей конструктивному способу лепки игрушки лошадки (из нескольких частей, передавать её пропорции закреплять приёмы лепки: формирование навыка прищипывания с легким вытягиванием всех краев (грива лошадки) и мелких деталей (ушки, примазывания головы к туловищу, сглаживание, работа со стекой; развивать творческие способности, эстетический вкус, воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
«Познание»: закрепить знания детей о дымковской игрушке и историей её происхождения; познакомить с технологическим процессом их изготовления; проявлять интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. (ФЭМП) Закрепить навыки пересчёта предметов и умения сравнивать их по величине (большой, поменьше и самый маленький, толстый - тонкий, короткий - длинный, развивать глазомер.
«Коммуникация»: активизация и уточнение словаря на основе углубления знаний лексической темы: «Дымка», развивать умение внимательно слушать объяснения воспитателя и точно отвечать на поставленный вопрос; формировать навыки учебной деятельности.
«Чтение художественной литературы»: закрепить навык интонационно выразительного чтения стихов, продолжать формирование слухового внимания детей, воспитывать интерес к малому фольклорному жанру.
«Здоровье»: продолжать обучать аккуратному обращению с глиной, формировать навык использования салфетки по окончании работы, расширять представления о важности гигиенических процедур;
«Социализация»: обучать групповому взаимодействию в игре при составлении целого из частей, развивать умение договариваться, формировать умение соблюдать навыки культурного поведения в процессе игры.
Интеграция образовательных областей:
«Художественное творчество», «Познание» (ФЭМП, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация».
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, альбомов с иллюстрациями, беседы о народных промыслах, чтение и заучивание стихов и потешек о «дымке», проведение обучающих занятий по лепке и рисованию (роспись салфетки и платья для куклы, силуэтов петушка, барышни, лепка барашка, собачки и т. п.).
Активизация и формирование словаря:
дымковская игрушка: индюк, петух, барашек, козлик, лошадка, олень; барышня, нарядная, радостная, веселая, праздничная; дымковская роспись; художник, мастер, заречное село, слобода, роспись, ярмарка - свистунья, «торжок», «конюшок».
Оборудование и материалы:
дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек и образцов росписи, мультимедийная презентация «Дымковская игрушка», глина, стеки, доски для лепки, влажные салфетки.
Ход образовательной деятельности:
Звучит русская народная мелодия, воспитатель в русском народном костюме созывает детей:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары
Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!
Воспитатель: - с высокого берега реки Вятки, на котором стоит город с таким же названием Вятка, видно заречное село Дымково.
- Кто из вас знает, почему оно получило такое название?
(Зимой, когда топятся печи, и летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название).
Когда появились первые игрушки?
(Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую стали называть дымковской, т. е. из села Дымково или ласково – Дымкой).
- В какое время года лепили мастера игрушки? (зимой)
Верно, всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках.
- Где продавали дымковские игрушки в старину? (на ярмарках)
Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.
Давайте получше присмотримся к игрушкам, постараемся понять, что хотели передать нам мастера Дымки.
Дети (заранее подготовленные) смотрят и показывают на игрушки и начинают их «расхваливать» (слайды презентации).
1 ребёнок:
Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
2 ребёнок:
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
3 ребёнок:
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
4 ребёнок:
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
5 ребёнок:
Поглядите, что за птицы!
Кто не взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.
Лапки, клювы, оперенье –
Это просто загляденье!
6 ребёнок:
У меня есть дружок -
Златогривый конюшок,
Эх, свистну, гикну, прокачусь.
И обратно ворочусь”.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам поиграть:
Повернитесь, покружитесь,
Низко – низко поклонитесь!
Ждёт нас новая игра.
Составлять игрушку пора!
Дидактическая игра: «Собери целое».
Дети делятся на три команды с помощью фишек и собирают пазлы создавая силуэты дымковских игрушек.
Воспитатель: - Какое настроение создают эти игрушки? (радостное, весёлое, праздничное). Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый)
Да, все игрушки расписаны яркими красками.
Чтобы они получились еще наряднее – мастера добавляли золотую краску.
- А чем еще отличаются дымковские игрушки (своим узором).
Какие элементы узоров в росписи этих игрушек вы видите? (кружочки, точки, волны, полоски)
Ребята, представьте, что мы отправились на север нашей страны, нашли село Дымково, и как будто бы мы – те самые замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами.
А это (показывает на помещение музыкального зала) наша мастерская, светлая и просторная. И всё у нас есть для превращения обычного куска глины в фигурку. Хотите научу! Настроились? Но для того, чтобы узнать, что мы будем лепить - отгадайте мои загадки:
Стройный, быстрый, Чемпионка в быстром беге,
Хвостик с гривою пушистый, Я порой вожу телеги.
Сено жуёт и груз на себе везёт. Дядя конюх мне принёс
Кто это? (конь) Воду, сено и овёс (лошадь).
Посмотрите на мою работу и скажите, из каких частей состоит лошадка? (туловище, голова, ноги, хвост, грива, уши). Сколько кусков глины лежит на моей дощечке? Сосчитай, Камилла (три). Они одинакового размера? (они все разные: большой, поменьше и самый маленький). Как вы думаете, какого размера кусок глины необходимо использовать для изготовления туловища? (самый большой т. к. туловище самая большая часть лошадки). Как вы думаете, какого размера кусок глины понадобится для изготовления головы? (среднего размера кусок глины). Почему вы так думаете? Какой остаётся? (самый маленький). Что вылепим из него? (хвост). А кто напомнит мне и ребятам, какие приёмы лепки обычно используются в работе? (прямые и круговые движения рук, примазывание, вытягивание, сплющивание, сглаживание, оттягивание). С этим разобрались. А почему у меня получилась такая неяркая игрушка? Как вы думаете? (Работа не окончена). Правильно, дальше её необходимо высушить, обжечь в печи, и только после этого расписать.
За работу! Но перед ней нам просто необходимо немного размять руки! Так поступают настоящие мастера!
Пальчиковая гимнастика: «Пошёл котик на торжок».
Пошёл котик на торжок (средний и безымянный касаются большого, а указательный и мизинец подняты вверх)
Купил котик пирожок (две ладошки соединены в форме пирожка)
Пошёл котик на улочку (средний и безымянный касаются большого, а указательный и мизинец подняты вверх)
Купил котик булочку (правым кулачком упереться в ладошку левой руки, затем поменять руки)
То ли съесть в пути (развести руки в стороны в недоумении)
То ли Ване отнести? (прижать обе ладони к груди).
Показ воспитателем последовательности техники лепки лошадки.
Комментирование своих действий: а теперь внимательно следите за моей работой - лепкой лошадки. Итак, я беру самый большой кусок глины, для того, чтобы вылепить туловище лошадки, раскатываю его между ладонями в толстую «колбаску». Затем, сначала с одной стороны – «колбаску» разрезаю стекой на две равные части, а затем так же со второй. Это будут ноги лошадки, и начинаю сглаживать все неровности, затем сгибаю их, чтобы лошадка стала устойчивой, откладываю. Дальше беру среднюю по размеру часть и раскатываю «колбаску» покороче, сгибаю её пополам: из передней части делаю голову, а из второй будет шея. А сейчас я буду соединять шею с туловищем. Места соединения хорошо надо примазать друг к другу. Затем мы с двух сторон головы прищипываем с небольшим вытягиванием – это ушки, вдоль шеи более крупное «прищипы» – грива. Для изготовления хвоста берём самый маленький кусочек глины и раскатываем его прямыми движениями рук в тонкую «колбаску». Получившуюся деталь мы слегка сплющиваем и примазываем к туловищу лошадки. Готовое изделие устанавливаем на дощечке.
Вопросы на закрепление.
Что самым сложным в работе вам показалось?
Что делаем сначала?
Какая часть лошадки получится из самого маленького куска глины?
Чтобы получилась грива, что надо сделать?
Напоминаю вам ребята, о том, что нужно работать аккуратно, т. к. сырая глина, может испачкать одежду. По окончании работы воспользуйтесь влажной салфеткой для очистки рук. Приступаем?
Самостоятельная работа детей.
Педагог осуществляет индивидуальную помощь затрудняющимся детям.
Готовые работы устанавливаются на подставку.
Подведение итога занятия.
Воспитатель: Я вами довольна. Все справились с такой интересной работой. Лошадки получились у всех разные. Целый табун! Так говорят, когда лошадей много… Но процесс не завершён. Какой следующий этап в изготовлении дымковской игрушки? (обжиг, роспись). Кем мы сегодня были? (мастерами дымковской игрушки).
Что нового вы узнали о дымковской игрушке? (её лепят, обжигают, раскрашивают).
А почему слобода называется Дымково? (из-за дыма, который идёт из печной трубы, когда обжигают игрушки)
Где в старину мастера продавали игрушки? (на ярмарке)
Какую ещё игрушку вы хотели бы научиться лепить?
Итак, отправляем игрушку на обжиг. А на следующем занятии мы её украсим расписным узором.
Спасибо за ваш труд!