Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей логопедической группы

Галина Мурмилова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

Почему город так называется.

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Программное содержание: Расширить представления детей об истории родного города, о возникновении и становлении Астраханского кремля. Закреплять знания о родном городе, его достопримечательностях. Активизировать речь детей. Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине. Воспитывать чувство любви, гордости и уважения к родному краю, городу, к людям, живущим в нем.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей логопедической группы» размещена в разделах

Оборудование: карта России, указка, иллюстрации, фото, слайды, ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери картину» (Пречистенская колокольня)

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, альбомов, заучивание стихов, песен об Астрахани.

Воспитатель. Слышите этот праздничный перезвон колоколов? Он оповещает о торжестве. Значит, сегодня у нас особенный, торжественный день.

Воспитатель. Посмотрите! (указывает на центральную стену, возле которой появляется девица в русском костюме, держащая на подносе хлеб-соль).

Воспитатель. Мир дому твоему хозяюшка!

Вот так, хлебом-солью на расшитом узорами полотенце встречали гостей на Руси. Эта древняя традиция и сегодня сохранилась в разных уголках русской земли, конечно же, в Астрахани - нашем родном городе.

Девица. Хлеб в России пекли куполами,

Что б хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считалось за грех.

Наш хлеб-соль – русский обычай,

Из далёкой пришёл старины.

Уваженье гостям, радость встречи,

Словно символ людской доброты.

Как вы думаете, почему для такого обычая были выбраны именно хлеб, соль, расшитое полотенце? (Ответы детей) Хлеб означает пожелание богатства и благополучия, соль защищает от враждебных сил. Ну а полотенце – это добрая, чистая дорога. После встречи гостей хлеб-соль всегда ставили в самый центр стола. И мы поставим хлеб-соль на самое почётное, красивое место в зале и поговорим о нашем родном городе Астрахани.

Воспитатель. Наш родной край – это город Астрахань. Очень красивый и непохожий на другие города. С первых лет своего существования Астрахань приобрела мировую известность. Сюда ездили купцы, путешественники, ученые.

Жители нашего города гордятся своим городом, любят его, почитают свою историю. Мы с вами тоже астраханцы, потому что родились в Астраханской области. Споём же дружно песню о нашем любимом городе! (Дети исполняют песню).

Какие замечательные слова об Астрахани в этой песне.

Сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие по Астрахани. Каждый человек должен знать историю своего края. Такие знания делают его богаче.

Древен город Астрахань, но ещё древнее его название. Почему так назвали город?

Мало кто из нас знает, откуда появилось название нашего города.

Воспитатель. Народ слагал много красивых легенд, например, о драконе Аждерхан.

В древние времена наш город лежал в развалинах, в нем находился дракон Аждерхан. Пожирая всех сынов человеческих и всех животных, он погубил несколько стран. В последствии хан-богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной. Поэтому наш город стали называть Аждерхан или Астрахань.

Воспитатель. А вот ещё одна очень красивая легенда о названии города Астрахань. (Видео «Легенда об Астрахани»)

Воспитатель: Теперь вы знаете историю о девушке, пленённой красавице богатого хана, которую звали Астра. По преданию в честь неё был назван город, который носит теперь удивительно красивое имя – Астрахань. Давайте ласково произнесём это имя – Астрахань.

(дети произносят)

А вот ещё одна теория, которая объясняет название нашего города.

(раскладывается карта-схема «Старая Астрахань». Дети располагаются вокруг мольберта.)

В старые времена наши предки вели кочевой образ жизни, переезжали с места на место. Однажды пришли они к реке Волге, к тому месту, где она впадает в Каспийское море (педагог показывает на карте). Очень им понравилось это место: много разнообразной птицы и рыбы, а значит будет много еды. Решили люди построить здесь дома, чтобы остаться здесь жить. Все новые и новые строились дома, и вырос город. Назвали его Астархан.

Почему дали городу такое название, что оно означает? (предположения детей). Сейчас об этом поведает нам житель Астархана. (дети садятся на ковре. Педагог в костюме рассказывает) .

Житель Астархана: С давних пор жило здесь асы-племя занимающееся ремеслами и торговлей. Правители Золотой орды давали асам тарханы, разрешение на свободную торговлю. Племя это стали называть Ас-тарханом, что означало - свободные асы. Именно это, и послужило основой названия города. В те времена люди часто воевали друг с другом. Напали и на город Астархан. Сожгли, разрушили дома. Но люди отстроили город заново, еще больше поселилось в нем людей и стало называться поселение Астраханским ханством. А правил им хан Янгурчей. Поссорились хан Янгурчей с русским царем Иваном Грозным. Приказал Иван Грозный завоевать Астраханское ханство и одержал победу. Город Астрахань стал тогда русской территорией. Повелел Иван Грозный (педагог показывает портрет) построить крепость вокруг города с высокими стенами и башнями из дерева и назвали ее Кремлем. Из самой Москвы приехали мастера руководить строительством Кремля. Мастера были умелые, сработали стены крепко и ладно. И башни с бойницами, и зубцы короной.

-Для чего был построен Кремль? (предположения детей)

И с этого времени начинается новая история города. Здесь быстро выросла сильнейшая на Волге твердыня – Астраханская крепость, сначала деревянная, а затем каменная. Волга подступала к самым стенам кремля, а ступени его восточной башни выходили прямо к воде.

Воспитатель: Мы – Астраханцы, гордимся своим городом, любим его. Наш город неповторим. Кто знает стихотворения о нашем городе?

Кремлёвской, зубчатой стеною

Наш город над Волгой стоит

И вместе с великой рекою

О Родине память хранит.

Люблю я в городе каналы

И башни древнего кремля

И Волги великие разливы

Родная Астрахань! Я люблю тебя!

О Астрахань, звонят колокола!

Звон улетает в синие просторы.

Огнём горят собора купола,

И белых стен зубчатые узоры.

Воспитатель: Чудесные стихи вы знаете.

Давным-давно 455 лет назад родился наш город. Наш город носит удивительно красивое имя – Астрахань. Ребята, мы уже говорили о том, что сначала крепость была построена из дерева, а затем из камня. В Кремле находятся удивительные памятники старины. Какие?

Дети: Главная башня Кремля – Пречистинские ворота и наверху колокольня. На этой башне находятся часы. Это самая высокая башня, её видно отовсюду.

Воспитатель: Главная проездная башня Кремля – Пречистинские ворота. Покажите её.

(дети показывают её на фотографиях)

Рядом с главной башней возвышается, какой памятник старины?

Дети: Успенский Собор. Он стройный и высокий. Имеет пять куполов и лобное место, где читали указы.

Воспитатель: Успенский Собор был построен крепостным крестьянином Дорофеем Мякишевым. Широкая лестница, соединяет Успенский Собор с круглой постройкой, ограждённой каменной стеной – парапетом. Это лобное место, которое служило в древности для оглашения народу царских указов. Ребята, вы знаете много об Астраханском Кремле, а теперь подойдите к столам и соберите из пазлов главную башню Кремля – Пречистинские ворота.

(дети выполняют задание)

Река Волга была перекрёстком торговых путей, ведущих в Китай, Персию, на Кавказ. На восток ехали русские купцы, везя через наш город мёд, лён, изделия мастеров, а с востока - ткани, китайский шёлк. И поэтому Астрахань была богатым и процветающим городом.

Астрахань была хороша и в прошлые века и в наши дни она прекрасна.

Сейчас она становится с каждым днём ещё краше, постоянно удивляет своей красотой и стариной.

Какие достопримечательности родного города вы знаете?

Показ слайдов “Виды Астрахани”

Любим мы свой город за его историю и культуру, мир и теплоту. У нас много достопримечательностей: богатый краеведческий музей, картинная галерея им. Догадина, кукольный театр, самый молодой театр в городе – оперный театр. Неизгладимые впечатления оставляют столетние пальмы в КРК «Октябрь», любимое место отдыха астраханцев – лебединое озеро и для спортсменов у нас построен замечательный дворец спорта «Звёздный».

Покажите Астрахань на карте России. Вот каким маленьким выглядит город на карте, словно точка. Для кого – то это просто точка на карте, а для нас – это родина. Что же такое родина? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту. Не зря ведь пословицы гласят: «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «На чужой стороне и весна не красна».

Словно лебедь белая

По – над Волгою синею

Выплывает Астрахань

Пристанью России

Я вам желаю, дети, когда вы вырастите, кем бы вы ни стали, где бы ни жили, помнили бы свою родную Астрахань и могли бы с гордостью сказать: «Мы – астраханцы!»

Любите свою родину, помогайте взрослым охранять её, ведь наша родина – лучшая на свете!

И в заключение я хочу вам прочитать простые, но идущие от сердца, от большой любви к моей малой родине строчки:

О, родина, край не забвенья!

Тебя я всем сердцем люблю,

Твою красоту дорогую

Всю жизнь я в душе сберегу.

Публикации по теме:

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие в прошлое Астраханского Кремля» «Путешествие в прошлое Астраханского Кремля» Программное содержание: Расширить представления детей об истории родного города, о возникновении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей логопедической группы
Опубликовано: 24 мая 2014 в 19:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мурмилова (УИ 206999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД