Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — исследователи»

Ксения Коршунова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — исследователи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир)

Тема: «Мы – исследователи» Возраст:6-7 лет

Задачи:

Виды задач Интеграция обр. областей Предпосылки УУД

1. Обучающие

1.1. Познакомить детей с процессом исследования воздуха.

1.2. Уточнить представление детей о понятиях «воздух», «твёрдое тело», «свойства воздуха». Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

2. Развивающие

2.1. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экпериментирования с воздухом.

2.2. Поощрять самостоятельные «открытия».

2.3. Развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие Регулятивные:

- составляет план и последовательность своих действий для достижения поставленной цели, результата;

- предвосхищает результат своих действий;

- способен к волевому усилию;

- способен доводить начатое до конца.

Познавательные:

- устанавливает причинно-следственные связи;

- выстраивает логическую цепь рассуждений;

- способен к построению доказательства;

3. Воспитательные

3.1. Воспитывать бережное отношение к воздуху.

3.2. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

3.3. Воспитывать коммуникативные навыки, умение участвовать в коллективной работе.

3.4. Воспитывать желание детей поделиться полученной информацией, впечатлениями о проделанной работе. Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие Личностные:

- проявляет осознанные познавательные интересы,

- проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношению к людям, их чувствам;

Коммуникативные:

- интегрируется в группу сверстников;

- позитивно относится к процессу учебного сотрудничества;

планирует учебное сотрудничество со взрослым и сверстниками;

- задаёт вопросы с целью поиска и сбора информации;

- участвует в коллективном обсуждении проблемы.

Предварительная работа с детьми:

-Беседа на тему: «Кто такие ученые – исследователи», «Воздушный океан», «Как мы с вами дышим», «Чистый воздух и вода – богатство нашей страны».

-Наблюдения на прогулке: «Есть ли у растений носы», «Почему крутится вертушка», «В какую сторону бегут облака», «Почему птицы летают и при этом не падают», «Найди объекты неживой и живой природы».

-Подвижные игры и физ. минутки: «Воздушные шарики», «Воздух, огонь, вода, земля»,«Летающие семена», «Замри», «Ветер», «Пушинки», игры с мячом.

-Опытническая работа: «Волны», «Воздух», «Воздух свистит и поёт», «Пузырьки воздуха», «Ветер – это движения нашего воздуха», «Пламя», «Буря», «Мыльные пузыри».

-Чтение художественной литературы: С,Михалков «Три ветра» А. Орлов «Ветер пастушок» «Хочу все знать», «Азбука здоровья»,«Что? Зачем? Почему?», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», С. Маршак «Мяч», А. Барто «Жарко», И. Матвеева «Дуб и ветер», и другие.

-Загадки по данной теме.

Виды деятельности в ходе НОД:

- Игровая;

- Музыкально-художественная;

- Коммуникативная;

- Познавательно- исследовательская;

- Чтение художественной литературы.

Оборудование и материалы к НОД:

-соломинки;

-визитки «Ученый – исследователь»;

-камешки;

-полиэтиленовые пакетитики;

-весы;

-стаканы;

-зеркала;

-кусочки резины;

-надпись «Лаборатория»;

-резиновые игрушки;

-кусочки мела;

-панно «Детский сад» (здание без деревьев, отдельно цветы, кусты, деревья);

-резиновые груши;

-воздушные шарики;

-звукозапись «Звуки леса»;

-предметные картинки (фен, пылесос, вентилятор, воздушный шарик, надувной матрац и бассейн, мяч, барабан, колесо).

Ход НОД:

Этапы НОД Продолжительность Задачи Методы, приемы Ход

1. Организационный этап (подготовка к НОД) 3 мин Введение в игровую ситуацию Словесный -Отгадайте загадку:

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой! (воздух)

-Вопросы:

Правильно! Почему же вы так решили?

Что мы с вами уже знаем о воздухе?

Мы можем с вами его попробовать?

Какого он цвета?

2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) 3 мин Формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого. Словесный -Предлагаю вам стать учеными и продолжить наши исследования воздуха.

А вы знаете кто такие ученые – исследователи?

-Нам с вами сегодня предстоит трудная задача – узнать:

что же такое воздух, как мы можем обнаружить, и какими свойствами он обладает.

(Прикрепляю детям на грудь визитки)

Вы готовы?

Уважаемые дамы, и господа! Пройдемте с вами в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

3. Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний) 8 мин Познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения. Практический, наглядный, словесный Опыт с камнем:

-Возьмем в руки камешек, и сожмем его в руке. Какой камень на ощупь?

Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы еще знаете?

А можно ли взять в руки воздух, и сжать его?

Какой можно отсюда сделать вывод?

Правильно, значит делаем вывод: Воздух – это не твердое тело.

Опыт с водой:

-Возьмем с вами стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?

Что может делать вода?

Что же такое вода?

Вы знаете еще какие-нибудь жидкости?

Опыт с воздухом:

Мы с вами знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя выпить, значит, он не жидкость. Какой можно отюда сделать вывод?

Правильно, воздух не жидкость и не твердое тело.

Воздух – это газ. Он бесцветный, безвкусный, невидимый, прозрачный, и не имеет запаха.

Повторите, что же такое воздух!

Вот и наше открытие!

-Продолжим с вами исследования.

Воздух мы невидим. Как же мы его обнаружим?

Поскольку мы исследователи, проведем с вами опыт.

ОПЫТ 1.

Возьмем полиэтиленовый пакетик и начнем скручивать его с открытого края с закрытому. Пакет становится выпуклым. Почему!

Какой мы сделаем отсюда вывод. Правильно, мы делаем вывод, что пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

ОПЫТ 2.

Помашем ладонью возле лица, и подуем на ладонь.

Что вы чувствуете при этом?

Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

-Продолжим наши исследования.

Воздух есть везде. Проверим это.

ОПЫТ 1 .

Возьмем резиновую грушу, и сожмем ее в руке. Что вы услышали при её сжатии?

ОПЫТ 2.

Закроем рукой отверстие резиновой груши и попытаемся снова ее сжать.

Она не сжимается, что же этому мешает?

Делаем вывод: Воздух, который находится в резиновой груше, мешает ее сжимать.

Опыт 3.

Бросим в стакан с водой кусочек мела.

Что происходит?

Мы провели ряд исследований, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы с вами пришли?

Правильно, воздух есть везде: в груше, в пакете, в мелке.

4. Этап решения проблемной ситуации. 8 мин Овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата. Игровой, практический,

наглядный -Сейчас мы с вами поиграем.

У меня на столе разложены картинки с предметами внутри которых - есть воздух и внутри которых - нет воздуха, но он образуется при их включении.

Вам нужно разложить картинки под определенные знаки, при этом - объяснив свой выбор.

Показываю знаки + и -.

+ это значит «да», есть воздух;

- это значит «нет» воздуха, но он образуется при их включении.

Теперь, уважаемые дамы и господа, предлагаю вам вернуться в нашу лабораторию и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Имеет ли воздух вес?

ОПЫТ 1.

Возьмем с вами два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что мы наблюдаем?

Надуем один шарик. Чаша наших весов перевесила. Почему? Какой отсюда можно сделать вывод?

Правильно, делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что наш шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.

Если развязать нитку на надувном шарике, то что произойдет?

(Развязываю) Как выходит воздух?

Что произойдет, если наш шарик проткнуть иголкой!

(Протыкаем) Как воздух вышел?

Давайте покажем.

Упражнение на дыхание: «Шар лопнул»

ОПЫТ 2.

Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Что с ним произошло? Правильно, он утонул.

Возьмем резиновую игрушку. Она плавает. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины. Что у нее внутри?

Делаем вывод: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Мы с вами провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? Правильный вывод, коллеги.

Как вы думаете, какое самое главное назначение воздуха? Для чего нам необходим воздух?

Теперь предлагаю убедиться в том, что мы с вами дышим воздухом.

ОПЫТ 1.

Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и потихоньку будем в нее дуть.

Что мы наблюдаем?

Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

ОПЫТ 2.

Возьмём зеркало и подышим на него. Что произошло? Да, оно запотело. Почему?

Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Все мы люди дышим: выдыхаем и вдыхаем воздух. Для этого нам нужны носы. Послушайте известную песенку о носах.

«У всех зверей, у всех людей имеются носы. Носы важны, носы нужны не только для красы. И ни чихнуть, и ни вздохнуть без носа нам нельзя….»

Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у нас всех носы? Чем- то они похожи, и в то же время у каждого из нас свой, неповторимый нос. И каждый из них по – своему хорош.

А для чего нам в носу дырочки?

Давайте с вами посмотрим, как устроен наш собственный нос. Рассмотрите свои носы в зеркальце.

Втянем носом воздух. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревается. Поэтому в холодную погоду особенно важно дышать не через рот, а через нос. Нос не только согревает воздух, но и очищает его. Внутри него есть множество волосков, на которых оседают пыль и микробы. Нос – это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Дальше воздух поступает в особые трубочки, но и это не конец пути. Далее воздух попадает в главный орган нашего дыхания – это легкие. Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе, и сдуваются при выдохе.

Положите руки на грудную клетку. Давайте подышим. При дыхании она поднимается и опускается.

Что происходит с нашими легкими при дыхании?

Правильно, делаем вывод: при вдохе – они наполняются воздухом, а при выдохе воздух выходит.

Ребята, а я знаю одно упражнение, которое поможет нам с вами не заболеть

Упражнение «Шмыгание» (показываю)

Его можно делать везде: на улице, дома, в детском саду. Попробуйте сделать.

Вот так воздух поступает в наше тело.

А мы с вами можем не дышать? Давайте проверим. Попробуйте не дышать хотя бы немного.

Какой можно отсюда сделать вывод? Правильно, коллеги - без дыхания жизни нет.

5. Этап закрепления знания 6 мин Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. Словесный, наглядный Послушайте стихотворение:

Через нос

Проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не вкусный

И все же

Без него мы жить не можем.

К сожалению, сейчас воздух очень загрязнен. Это очень плохо влияет на здоровье людей.

Что способствует загрязнению воздуха? Что мы можем сделать, чтобы наш воздух стал чище?

Предлагаю вам - посадить кусты,деревья и цветы вокруг нашего детского сада. (Работа на панно)

Если все люди будут сажать цветы вокруг своего дома, на улице, то воздух в нашем городе будет намного чище и люди будут меньше болеть.

6 (4). Рефлексивный этап (подведения итогов НОД, самооценка детей). 2 мин Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки. Словесный

Наша с вами исследовательская деятельность подходит к концу.

Какие опыты сегодня вам понравились больше всего?

Что нового вы сегодня узнали?

Давайте вспомним, что же мы узнали о воздухе, какие выводы делали.

Мы с вами очень плодотворно потрудились, сделали открытие. Посадили много цветов.

А теперь давайте с вами представим себя в лесу, отдохнем в тени деревьев и подышим свежим воздухом. Дышать будем глубоко, чтобы в легкие попадал чистый лесной воздух.

Релаксация на ковре.

Работу выполнила:

Воспитатель МДОУ детский сад №55

Коршунова Ксения Валерьевна

г. Ярославль

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие кругозора, речи, социализация, художественное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Мусор – хорошо или плохо» Цель: Знакомство детей со сбором и утилизацией бытовых отходов. Задачи: -Уточнить представления детей об источниках.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений).

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Гуляй, да присматривайся» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию во 2 младшей группе на тему"Гуляй,да присматривайся"."(с.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Математическая викторина» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию «Математическая викторина» Цель: прививать интерес к.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир комнатных растений»Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир комнатных растений» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Мир комнатных растений» Автор: Давыдова И. В.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Витамины с грядки»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Витамины с грядки» Цель: Образовательные задачи: Формировать представления о пользе для здоровья человека овощей, фруктов. Закрепить знания об овощах и фруктах,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Зимовье зверей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» Конспект непосредственно-образовательной.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Чудесный мешочек» Программные задачи: продолжать знакомить детей с овощами и признаками (цвет, размер, форма). Учить детей вести диалог по ходу игры о названии.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Программное содержание: 1. Формировать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в сообществе (экосистеме): представления.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — исследователи»
Опубликовано: 17 января 2018 в 21:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Объемная аппликация «Витамины на тарелочке»
Творческий процесс вместе с детьми способен не только объединить, но и обогатить представления ребенка об окружающем мире. Дети охотно воплощают в жизнь,...
Индивидуальная траектория развития воспитателя
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ Разработчик: Петрова Л. Р. МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонск-2019 г. Цель реализации ИТР: построение и...
Экскурсия в Национальный парк «Водлозерский». Подготовительная группа
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств,...