Татьяна Шешунова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по познавательному развитию (развитие кругозора, речи, социализация, художественное творчество, коммуникация) с использованием лего конструктора в старшей группе
«Приключение Алладина в городе Златоусте».
Автор: Шешунова Татьяна Геннадьевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад № 39».
Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Образовательные задачи: закрепить понятие «общественный городской транспорт», виды и назначение городского транспорта; закрепить знания основных сигналов светофора (красный, жёлтый, зелёный); познакомить с историей возникновения транспорта, со знаками, определяющими места нахождения остановок общественного транспорта.
Развивающие задачи: продолжать развивать у детей умение конструировать из ЛЕГО, используя накопленный опыт; умение слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы; развивать внимание, логику, диалогическую речь.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее; развивать способности действовать самостоятельно; воспитывать умение совместной деятельности.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: город Златоуст, зла-тоустовцы, Россия, малая Родина, герб, флаг, городской транспорт; продолжать вводить в активную речь понятия: «светофор», «пешеход», «до-рожное движение», «транспорт», «автобус», «трамвай», «пассажир»; ввести новое понятие «остановка общественного транспорта»
Предварительная работа: наблюдение за движением транспорта; просмотр презентации «Город крылатого коня»; чтение и заучивание стихотворений о малой Родине; рассматривание фотографий, буклетов, альбомов: «Златоуст»; беседы о городе, городском транспорте; конструирование различных видов машин из конструктора Лего; совместное с родителями изготовление книжек- малышек «Машины нашего города»; экскурсия с родителями на остановку городского общественного транспорта.
Оборудование: электронная презентация, запись песни о Златоусте («Златоустье» (сл. К. Скворцова, конструктор ЛЕГО, макет светофора, дорожные знаки, определяющие места остановок автобуса, такси и трамвая, стихотворения «Родимая страна» А. Прокофьева, «Светофор» Я. Пишумова.
Методические приёмы: использование игровой ситуации, слайдов, использование стихотворений, загадок, дидактические игры «Назови одним словом», «Что лишнее на картинке?», Физминутка «Прогулка в лес», игра с конструктором Лего «Фантазёры», игра на внимание малой подвижности «Светофорик», использование наглядного материала.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем в увлекательную игру. (Раздается стук в дверь)
Воспитатель: Ой, кто бы это мог быть? Кажется к нам гость. (Входит Алладин, осматривается. За собой тянет старенький ковер, свёрнутый в рулон.)
Алладин: Здравствуйте ребята, узнаёте вы меня? (ответы детей)
Алладин: Ой, а куда же я попал? (ответы детей: ты попал в детский сад.)
Алладин: В детский сад? Эх, опять меня мой ковер подвел, старенький он у меня уже. Часто с курса сбивается. Я же в город Багдад летел. А какой это город?
Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, Алладину в каком городе мы с вами живём? (ответы детей)
Алладин: Златоуст? Какое интересное название у вашего города.
Воспитатель: Да, наш город старинный и очень красивый. И мы с ребятами тебе о нём обязательно расскажем.
Алладин: В какой же стране находится ваш город Златоуст? И какая она – ваша страна? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, действительно наша страна Россия огромная. В России очень много рек, озёр, гор, лесов, деревень, городов. Когда на одном конце нашей Родины люди ложатся спать, то на другом уже начинается утро. Вот какая большая наша Россия - необъятная страна. А Златоуст - это наша малая Родина. Что мы называем Родиной?
Воспитатель: Правильно ребята, родина - это место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши папы и мамы, друзья.
Ребёнок рассказывает стихотворение А. Прокофьева
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.
Алладин: А как называют жителей вашего города? (ответы детей)
Воспитатель: Я хочу вам кое-что показать. (показываю фотографии с изображением герба и флага Златоуста)
Алладин: Ребята, вы знаете что это? Расскажите, что вы знаете о златоустовских гербе и флаге. (ответы детей.)
Воспитатель обобщает: Красный цвет на гербе и флаге - это символ силы, храбрости и мужества жителей города. Золотой цвет - это богатство нашей уральской земли. Золотой летящий крылатый конь - символизирует талант златоустовских мастеров.
Алладин: Как интересно, ребята! Спасибо за ваш рассказ.
Воспитатель: Алладин, а наш Златоуст ещё славится красивой природой и необычным рельефом: наш город окружают очень старые горы Уральского хребта: Таганай, Косотур, Уреньга, есть несколько рек (Ай, Большая и Малая Тесьма, Громатуха, Чёрная, Чувашка, городской пруд, а в черте городе есть настоящие леса и парки, по которым любят гулять златоустовцы и гости. И я вам предлагаю сейчас прогуляться по лесу.
Физминутка «Прогулка в лес»:
Дети по лесу гуляли, (ходьба на месте)
За природой наблюдали. (повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (руки вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали, (бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли (дети присаживаются на свои места)
И нисколько не устали.
Алладин: Спасибо вам за эту чудесную прогулку – у нас в Багдаде совсем нет таких лесов и гор.
Алладин: Да, ваш город такой интересный - вот бы по нему на ковре полетать?
Воспитатель: Ну, может быть тебе Алладин поменять свой ковёр на какой-нибудь другой транспорт?
Алладин: На другой транспорт? … А что такое «транспорт»? А вы разве не на коврах летаете? (ответы детей: нет, мы ездим на машинах, автобусах, трамваях, а если нужно в другой город - то на поезде или на самолете летаем).
Алладин: Интересно, когда же это придумали машины да поезда, да и весь транспорт?
Воспитатель: Алладин, я расскажу, а ты вместе с нашими ребятами, послушай небольшую историю о том, как возник транспорт.
Давным–давно когда не было ещё никакого транспорта, животные, особенно лошади, были хорошими помощниками человеку. Но потребности людей всё время росли и уже лошади не могли поднять огромные тяжести и перевозить их на дальние расстояния.
И люди поняли, что нужно самим придумать и создать что-то сильное и умеющее ездить. Так, одним из первых люди создали воздушный шар.
Воздушный шар мог поднять человека и любой груз, и перенести на дальние расстояния. Но, увы, управлять таким транспортом было очень сложно, он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому, людям пришлось придумывать и создавать дальше. Через некоторое время изобретатель Жан Жозеф Этьен Ленуар создал первый двигатель - сердце любой машины.
Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям придумать и построить первый поезд - паровоз, который работал на дровах и был очень «прожорливый».
Паровоз мог перевезти очень большие тяжести на далёкие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колеса и убрали рельсы – получили первый автомобиль.
С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Машины - это хорошие помощники человека.
Воспитатель: Ребята, хотите и вы стать настоящими создателями машин будущего для нашего города? Предлагаю вам игру «Фантазёры»: обдумайте и постройте из конструктора Лего транспорт будущего, который будет пере-возить людей. (дети используют навыки, полученные на предыдущих занятиях).
Алладин: Какие вы ребята, молодцы! Ваши машины получились просто замечательные! Когда я пролетал над вашим городом – там на улицах всё гудит, шумит, едет на колёсах.
Воспитатель: Конечно, на дорогах нашего города очень много машин. Ребята подумайте и скажите, что придумали люди для того, чтобы не было аварий? (ответы детей: и пешеходы, и водители должны соблюдать правила дорожного движения.)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, что помогает людям соблюдать эти правила? (2 ребенка читают отрывок из стих-я «Светофор» Я. Пишумова)
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут,и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет нам скажет:"Нет!"
Сдержанно и строго,
Жёлтый свет даёт совет:
Подождать немного.
А зелёный свет горит-
"Проходите!"- говорит.
С площадей и перекрёстков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьёзный
Долговязый (светофор).
Воспитатель: Ребята! А давайте поиграем в игру на внимание «Светофорик»: Когда светофорик покажет красный глаз - все замрите на месте. Когда жёлтый - хлопайте в ладоши. Когда покажет зелёный глаз -топайте ногами. (Игра повторяется 2 раза).
Воспитатель: А теперь, поиграем в игру «Если знаешь - отвечай». Я буду загадывать загадки о городском транспорте, а вы их отгадывать. А ты, Алла-дин, слушай внимательно и всё запоминай.
• Если знаешь, отвечай
По рельсам движется…. (трамвай)
• Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус).
• Людей везу я по пути,
Зовут меня маршрутное… (такси).
• Налили бензину,
Завели… (машину).
Воспитатель: Ребята, а как всё это можно назвать одним понятием?
(ответы детей - городской транспорт).
Воспитатель:Вот видишь, Алладин, какие наши дети молодцы! Они всё знают. А теперь, скажите- ка, для чего людям нужен транспорт? (ответы детей - чтобы ездить в детский сад, в гости, чтобы быстрее передвигаться и др).
Есть у транспорта забота –
Отвезти всех на работу.
Он работает с утра,
На работу всех везёт, ура!
Воспитатель: А как можно назвать тех, кто ездит в городском транспорте? (ответы детей - пассажиры).
Воспитатель: Правильно! В транспорте едут пассажиры. А автобусы, маршрутные такси и трамваи называются городским общественным транспортом по перевозке пассажиров.
Воспитатель: Алладин хочу проверить какой ты внимательный и наблюдательный, а ребята тебе будут помогать: внимательно посмотрите на предложенные картинки и назовите лишнюю, обоснуйте свой выбор.
Дидактическая игра «Что лишнее на картинке?»
Воспитатель: Автобусы, маршрутные такси едут по дорогам города, трамваи движутся по специально проложенным маршрутам и только по рельсам, весь городской транспорт останавливается в специально отведённых для это-го местах. Подумайте и скажите, как они называются? (ответы детей - остановка)
Воспитатель:А, как определить место остановки? (ответы и рассуждения детей.)
Воспитатель: Остановка-это специально отведённое место, где общественный транспорт останавливается, чтобы пассажиры могли выйти из автобуса или в него сесть. На каждой остановке есть специальные знаки, посмотрите, как они выглядят (показ знаков).
Воспитатель: Какого они цвета? Что на них нарисовано? Посмотрите и скажите, какую форму имеют эти знаки? (ответы детей.)
Воспитатель: Правильно – это синие прямоугольники. Внутри которых расположен белый квадрат с изображением автобуса, трамвая, такси.
Алладин: Вот как здорово! Спасибо вам, ребята. Так хочется на автобусах и трамваях по вашему городу Златоусту прокатиться. Теперь и я, и ребята будут точно, знать, где можно ожидать посадки в автобус или трамвай.
Воспитатель: Вот видишь Алладин, как разнообразен мир транспорта, и как много дети в детском саду о нём знают. Теперь ты запомнил, какой бывает городской транспорт?
Алладин: Да спасибо, я все понял и, наверное, сейчас побегу покупать себе машину, чтобы поскорее добраться до города Багдада. До свидания мальчики и девочки, спасибо вам! (дети прощаются)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, помогли Алладину познакомиться с нашим городом. Какой транспорт можно встретить на улицах Златоуста? (ответы детей). И машины, и пассажирский транспорт, и пешеходы подчи-няются сигналам… (светофора). Что вам запомнилось и понравилось из сегодняшнего приключения? (ответы детей).