НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной речевой группе «Многозначные слова в связной речи»

Олейник Елена Николаевна
НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной речевой группе «Многозначные слова в связной речи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико – грамматических категорий в речевой группе на тему:

«Многозначные слова в связной речи».

для детей подготовительной группы

Учитель –логопед :

Олейник Елена Николаевна

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- учить понимать многозначный смысл слов,

- учить умению соотносить слово и ее значение,

- применять знания многозначных слов в связной речи.

Коррекционно - развивающие:

- развивать фонематическое восприятие,

- развивать умение выделять на слух многозначные слова в стихах.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать любознательность,

- воспитывать интерес к разнообразным формам русского языка.

Оборудование:

- предметы,

- картинки с многозначными словами.

Предварительная работа:

- знакомство с многозначными словами,

- подбор синонимов, антонимов к каждому значению многозначного слова, - рисование на тему многозначного слова,

- составление предложений с многозначными словами,

- придумывание рассказов о многозначных словах с родителями.

Ход работы:

1. Орг. момент-чтение стихотворения И. Токмаковой «В чудной стране».

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стра6не,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

-Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребляемые в этом стихотворении?

-Какие еще значения имеют эти слова?

-Как называются слова, имеющие несколько значений?

-Сегодня на занятии мы еще раз поговорим о многозначных словах.

2.-Послушайте четверостишие. Его автор Седугин.

Будьте внимательны, в нем целых два очень хитрых, необыкновенных слова:

Я надел большую шляпу,

Сел у елочки под лампу.

Не найдет меня щенок,

Потому что я - грибок.

-Какие необыкновенные слова вы заметили?

-Чем они необыкновенные? Кто еще носит шляпу или имеет шляпку от

природы? (человек, гриб, гвоздь).

-А лапы у кого бывают? (у елки, у медведя).

-Какие еще хитрые слова, обозначающие разные предметы вы можете назвать? (достается поднос с подсказками- предметы, картинки).

3. Подбор предметов к многозначным словам-признакам.

-Многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но и слова - признаки и слова-действия.

Давайте с вами вспомним, на какие вопросы отвечают слова-действия? А слова - признаки?

-Назовите то, что может быть острым.

-А про что мы можем сказать золотой? (объяснение значений выражений).

4.- А теперь поиграем в игру «Подбери пары» (картинки с глаголами).

5. Физминутка. Игра «Полетушки».

-Сейчас поиграем игру «Полетушки». Это русская народная ига о тех и о том, кто и что летает. Я буду называть разных животных и предметы, а вы внимательно слушать. Если можно сказать «летит» - помашите руками, как «крыльями».

6. Игра «О чем я сказала»

-Послушайте, что я сейчас скажу. Бежит собака. Бежит ручеек. Бежит вода из крана. Я сказала об одном и том же? Почему о разном? Как сказать о собаке по-другому? Собака (мчится,летит, несется, быстро двигается). Бежит ручеек. Как сказать по-другому? (течет, струится, журчит, разговаривает). Бежит вода из крана. Как сказать по-другому? (льется, струится, течет, хлещет, идет).

-Мальчик бьет в барабан. Рыба бьется в сетях. Бьют часы. Дети бьют посуду. Об одном и том же я сказала? Как сказать по-другому?

Бьет в барабан - играет, исполняет, стучит. Бьется в сетях - колотится, дергается. Бьют часы - ходят, тикают. Бьют посуду - разбивают, ломают, колотят.

7.-Сейчас мы закроем глаза и перенесемся с вами в сказку - (звучит музыка). Вот мы и оказались в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, где проходила особая ярмарка- ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова - кому какие нужны. Слов было много, и продавали их целыми партиями.Продавцы на все лады зазывали покупателей:

-Кому, кому иголки?

Иголки понадобились многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елям и, конечно же, портным и врачам.

-А вот шляпки! Кому шляпки?- кричали продавцы.

К ним подбежали женщины, ведь шляпки - неотъемлемая часть их гардероба. Когда женские шляпки были распроданы, к продавцу, неуклюже подпрыгивая на одной ноге, приковыляли грибы и гвозди.Им тоже достались шляпки: грибам - хрупкие и разноцветные, гвоздям - крепкие, железные.

А теперь расскажите, какое слово на ярмарке купили бы вы, для кого и для чего.

Рассказы детей.

8. Итог занятия.

-О чем мы говорили на занятии?

-Что это за многозначные слова?

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной речевой группе «Многозначные слова в связной речи»
Опубликовано: 23 января 2021 в 21:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Детский мастер-класс по изготовлению подарка из цветной бумаги «Цветок в подарок», с...
Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям, рассчитан на аудиторию от 4 лет....
Поделка «Солнышко» из фоамирана
Мы с нетерпением ждем завершения зимы, чтобы увидеть оттепель и услышать пение птичек, погреться на весеннем солнышке и пропитаться весенней энергией. Но...
Мастер-класс конвертика с сюрпризом к 8 марта в технике аппликация для детей старшего...
Мастер-класс конвертика с сюрпризом к 8 марта в технике аппликация для детей старшего дошкольного возраста. Цель: вызвать у детей желание изготовить...