Татьяна Митяшина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Многообразие птиц» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи в подготовительной группе
«Многообразие птиц» (телерепортаж).
Задачи:
• Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц);
• Совершенствовать диалогическую речь, умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
• Продолжать учить задавать вопросы, давать ответ полным предложением;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи „Многообразие птиц“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа;
• Развивать навыки словообразования;
• Расширять предметный, глагольный словари, словарь признаков;
• Закреплять умение делить слова на слоги;
• Воспитывать культуру речевого общения, умение быть доброжела-тельным, корректным собеседником,
• Воспитывать любовь к природе.
•
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, вам нравится смотреть по телевизору телепередачи о природе, животных? А вы знаете, что над созданием передачи трудится много людей. Это операторы, журналисты, дикторы, звукооператоры, режиссеры и т. д. Они подбирают материал, снимают сюжеты, озвучивают, стараются сделать так, чтобы передача была интересной.
Давайте сегодня мы с вами попробуем стать журналистами и создадим свою передачу о птицах.
Для начала нам нужно подобрать интересную информацию для нашей передачи. Что мы с вами знаем о птицах? Чем птицы отличаются от других животных?
Ответы детей: у птиц есть крылья, клюв, две ноги, их тело покрыто перьями.
Воспитатель: скажите, а птицы отличаются друг от друга или они все одинаковые?
Дети: конечно отличаются.
Воспитатель:. Да, на земле птиц очень много и все они разные. Есть очень большие – размером с человека. Как называется самая большая птица?
Дети: страус.
Воспитатель: А есть очень маленькие птички, размером с бабочку. Как называется самая маленькая птичка?
Дети: колибри.
Воспитатель: Есть птицы с красивым, ярким оперением. Какие это птицы?
Дети: павлин, колибри, утка мандаринка, щегол.
Воспитатель: А есть птицы с неяркой внешностью, зато умеющие красиво петь. Назовите их.
Дети: жаворонок, соловей.
Воспитатель: Ребята, а все птицы умеют летать?
Дети: нет, не летают страус, пингвин.
Воспитатель: Правильно, зато страус быстро бегает, а пингвин хорошо плавает. А чем птицы питаются?
Дети: насекомыми, зернышками, семенами растений. Некоторые птицы пи-таются рыбой или мелким животными.
Воспитатель: какие птицы питаются насекомыми (ласточки, стрижи, синицы, воробьи и др.)
-какие птицы питаются рыбой (цапля, пеликан и др.)
- какие птицы питаются мелкими животными (сова, сокол, ястреб и др.)
Что им помогает охотиться на мелких животных (хорошее зрение, острые когти на ногах, загнутый клюв)
Воспитатель: мы собрали интересные факты из жизни разных птиц. Для нашей передачи нам нужны фотографии. Представьте, что вы фотографы, которые должны заснять птиц нашей местности. Но делать это нужно акку-ратно, не торопясь, чтобы не спугнуть птицу.
(Дети имитируют съемку фотоаппаратом, находят в группе фото птиц и приносят на стол)
Скольких птиц вам удалось сфотографировать. А теперь давайте вспомним их названия.
Д\игра «Узнай птицу по описанию»
*** ***
Спинкою я зеленовата, Я в беретке ярко-красной,
Животиком желтовата, В черной курточке атласной?
Черненькая шапочка На людей я не гляжу,
И полоска шарфика. (Синица) Все стучу, стучу, стучу. (дятел)
***
Непоседа я пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут меня. (сорока)
*** ***
Угадайте, что за птичка: Черный, проворный,
Тёмненькая невеличка, Кричит:
Беленькая с живота, -Крак!
Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка) Червякам враг! (грач)
***
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
***
Платье серое надела
И к кормушке подлетела.
Стала каркать: «Кар-кар-кар!
Что за птичий тут базар? (Ворона)
Теперь мы станем корреспондентами и возьмем интервью у птиц, которых мы часто видим на улице. А много ли мы о них знаем? Сейчас проверим.
Задание «Интервью» (один ребенок воробей, другой корреспондент)
Корреспондент: как тебя зовут?
Воробей: меня зовут воробей.
Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края?
Воробей: нет, я зимующая птица.
Корреспондент: чем ты питаешься?
Воробей: я питаюсь мелкими насекомыми, зернышками, а зимой клюю в кормушках хлебные крошки.
Корреспондент: какого цвета твои перья?
Воробей: мои перья коричневые, на крыльях белые полоски, вокруг шейки белый ободок.
(один ребенок синица, другой корреспондент)
Корреспондент: как тебя зовут?
Синица: меня зовут синичка.
Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края?
Синица: нет, я остаюсь зимовать здесь.
Корреспондент: чем ты питаешься зимой?
Синица: я клюю в кормушках хлебные крошки, зернышки, кусочки сала.
Корреспондент: какого цвета твои перья?
Синица: у меня желтая грудка, крылышки и головка черные.
Корреспондент: А почему тебя назвали синичкой?
Синица: потому, что я пою – синькаю.
Воспитатель: а сейчас ребята становитесь в круг, давайте немного отдохнем и разомнемся
Игра с мячом «Какая бывает птица?»
(Воспитатель бросает детям по очереди мяч, дети подбирают прилагатель-ные: голодная, большая, шустрая и т. д.)
Воспитатель: У каждой птицы есть свое название. Но часто люди называют их по какой-нибудь отличительной черте. Например: у сороки белый бок, значит, она белобокая
у синицы желтая грудка – (желтогрудая)
у дятла длинный нос – (длинноносый)
у вороны черные крылья – (чернокрылая)
у сороки длинный хвост – (длиннохвостая)
у журавля длинные ноги – (длинноногий)
Воспитатель: Птицы отличаются не только внешним видом, но и повадками. Они по-разному передвигаются. Давайте мы с вами это покажем.
Гимнастика «Птичий базар»
Вот ворона важная шагает (Ходьба с высоким подниманием колен)
Лапы высоко поднимает.
Вот воробей скачет (Прыжки на двух ногах)
Крошки ищет.
Утка идет, (Туловище слегка наклонено вперед,
С лапки на лапку переваливается руки отведены назад)
Сорока затрещала, (все убегают на стулья)
Всех распугала.
Воспитатель: : Мы собрали много информации для передачи, подготовили фотографии. Теперь нам нужно озвучить передачу. У разных птиц разные голоса. Давайте определим, кто как подает голос.
• Ворона (каркает)
• Воробей (чирикает)
• Журавль (курлычет)
• Кукушка (кукует)
• Синица (синькает)
• Сорока (стрекочет)
• Голубь (воркует)
• Утка (крякает)
• Сова (ухает)
Воспитатель: Ребята, а какие же заботы у наших птиц весной?
Дети: строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов, кормят их.
Воспитатель: А все ли птицы вьют гнезда?
Дети: нет, кукушка не вьет гнезд, она откладывает яйца в гнезда других птиц, которые их высиживают и выкармливают.
Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши у разных птиц
- Игра «У кого кто?»
У грача – грачонок, много грачат.
У соловья – соловьёнок, много соловьят.
У аиста – аистёнок, много аистят.
У скворца – скворчонок, много скворчат.
У журавля – журавлёнок, много журавлят.
У чижа – чижонок, много чижат.
У лебедя – лебедёнок, много лебедят.
У утки – утёнок, много утят.
У дрозда – дроздёнок, много дроздят.
У совы – совенок, много совят.
Воспитатель: : Мы закончили подготовку нашей передачи. Но прежде чем показывать сюжет по телевидению, его нужно проверить.
Игровое задание «Проверка» :
Давайте сосчитаем, сколько частей в слове
скворец
галка
воробей
ворона
грач
А теперь скажите, название какой птицы
начинается на звук «к» и заканчивается на звук «а» (кукушка)
начинается на звук «с» и заканчивается на звук «а» (сова, сорока, синица)
начинается на звук «д» и заканчивается на звук «л» (дятел)
Наша передача готова. Осталось только придумать ей название. Как мы ее назовем? (дети предлагают варианты)
А теперь посмотрим передачу «Эти удивительные птицы»
Рассказ воспитателя (сопровождается показом слайдов на экране)
Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. У них есть крылья, клюв, две ноги с острыми коготками. (фото 1)
Птиц на земле очень много и все они разные.
Есть птицы очень большие, размером с человека. Самая большая птица - страус. (фото 1)
А есть очень маленькие птицы, размером с небольшую бабочку. Это колибри – самая маленькая птица. (фото 2)
Есть птицы с очень красивым оперением. Это павлин, колибри, утка мандаринка. (фото 3)
А также щегол, иволга, которых можно встретить в нашей местности. (фото 4)
А есть птицы с неярким, скромным оперением, но умеющие красиво петь. Это жаворонок, соловей (фото 5)
Встречаются и птицы, которые не умеют летать. Это страус, пингвин. (фото 6)
Птицы обитают и в жарких пустынях, и во влажных тропических лесах, и во льдах. Птицы приспособились к жизни в разных условиях, научились добывать пищу. В этом им помогают особенности строения. Птицы, питающиеся рабой, имеют длинный клюв. Например, как цапля, пеликан. (фото 7)
А птицам, питающимся насекомыми большой клюв не нужен, зато им нужно быстро летать. Это ласточки. (фото 8)
Птицам, питающимся мелкими животными, помогают охотиться острое зрение, крепкие клюв и когти. Это сова, сокол. (фото 9)
Все птицы откладывают яйца, из которых затем появляются птенцы.
Каждая птица строит гнездо по-своему. Многие птицы строят гнезда на деревьях. Для этого они используют веточки, травинки, перышки. Например иволга. (фото 10)
А ласточки строят гнезда под крышами домов, а для строительства они ис-пользуют глину. (фото 11)
Аисты строят гнезда на крышах домов, жаворонок строит гнездо прямо на земле, в траве. (фото 12)
У пингвина нет травы и веточек для строительства. Он использует камешки. (фото 13)
Но есть птицы, которые не строят гнезд, не заботятся о своем потомстве. Это кукушка. (фото 14) Она откладывает яйца в гнезда других птиц, которые их высиживают. Часто бывает, что маленькие птички кормят кукушонка, который намного больше их. (фото 15)
Мир птиц очень разнообразен и удивителен. Если быть наблюдательным, можно узнать много интересного даже о тех птицах, которые живут рядом с нами и о которых, казалось бы, мы уже знаем.