Надежда Якушева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Преданья старины красивой» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрируемые образовательные области:
Музыка
Художественное творчество
Познание
Виды детской деятельности:
Продуктивная деятельность (ручной труд)
Познавательная деятельность
Игровая деятельность
Коммуникативная деятельность
Музыкальная деятельность
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, народной одеждой, которую носили в давние времена, со старинными играми и забавами, хороводами, народным песнями.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Преданья старины красивой“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
• Способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через создание атмосферы творчества, радости от приобщения к народной мудрости.
• Развивать речевые навыки детей, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
• Формировать патриотические чувства, основанные на знаниях своей культуры; прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
• Воспитывать умение работать сообща, культуру поведения в музее.
Активизация словаря: горница, сени, туесок, короб, сусеки, кувшин, кухонная утварь, коромысло, оберег, курильная изба, сарафан, парча, кумач, рубаха, сорочица.
Предварительная работа
• Знакомство с предметами быта, утварью, одеждой русского народа.
• Посещение мини-музея «Русская изба», беседы об экспонатах.
• Занятия по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
• Создание музея «Русская изба».
• Рассматривание предметов быта русского народа, иллюстраций.
• Организация выставок «Народная игрушка».
• Чтение русских народных сказок.
• Проведение народных календарных праздников.
• Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольника: современный подход».
Методы:
• Словесные методы
• Наглядные методы
• Практические методы.
Приемы:
• Сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);
• Рассматривание предметов быта, макета русской избы;
• Рассказ, показ, беседа.
Материалы и оборудование:
Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи. Сарафаны для девочек и воспитателя, рубахи для мальчиков. Запись русской народной песни, нитки, ножницы, картон. Иллюстрации с изображением костюмов, деревянные ложки. Куклы би-ба-бо: дедушка и бабушка.
Ход:
К детям в гости пришла девочка в народном костюме.
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуй! (Дети здороваются с девочкой)
Воспитатель:
- Здравствуй девочка! Как тебя зовут? Откуда ты к нам пришла?
- Меня зовут Машенька. А пришла я к вам из сказки. Заблудилась я в лесу, пошла с подружками в лес по грибы, да отстала от них. Вот и вывела меня тропинка к вашему терему. Только я не знаю, где я, в какой стране, в каком городе. Может быть, вы мне поможете найти дорогу домой?
- Ребята поможем Машеньке? Давайте расскажем, куда попала Маша?
- Ребята расскажите, где вы живете.
- Как называется страна, в которой мы с вами живем?
- Как называется наш родной город? Почему его так назвали? (ответы детей)
- А как Россию называли в далекие времена? Русь древняя.
- А как вы думаете, почему древняя? (Потому что на Руси много было деревянных домов).
Машенька:
- Как далеко меня тропинка завела! Как же мне теперь в мою деревеньку попасть? Терема у вас странные, окон в нем не сосчитать.
- Не волнуйся Машенька. У нас есть волшебный клубок, он нам поможет. Мы тебя проводим. Ребята вы хотите узнать, как жили люди в древней Руси?
Предлагаю вам отправиться в путешествие. Дорога будет длинной. Было это очень давно. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ.
- Как вы думаете, почему они называли себя славянами? На какое слово похоже слово «славяне»?
Дети:
- Похоже на слово «слава»
Воспитатель:
- А это значит, что славяне – это славный народ.
- У нас будут остановки на пути с заданиями, их нужно выполнить, чтобы продолжить путь. Ты нам поможешь Машенька?
Маша:
- Конечно, чем смогу, тем помогу.
Воспитатель:
- Ну, тогда в путь. Катись клубок по тропинке, укажи нам путь к Машиному дому.
Первая остановка
Чтобы вам в дороге не унывать, предлагаю поиграть в игру «Уголки».
Игра «Уголки»
Дети становятся возле обозначенных на полу кругов. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому – либо из детей и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». «Мышка» отказывается. Водящий идет, произнося те же слова к другому игроку. В это время дети меняются местами, а находящийся в середине игрок, старается занять место одного из перебегающих. Если ему удалось, оставшийся без угла игрок, становится в середину. Если водящий долго не может занять уголок, воспитатель говорит: «Кошка». Все одновременно меняются местами, ведущий занимает себе место.
Правила: до перебежки уговориться с тем, с кем хочешь поменяться местами; нельзя долго стоять в одном уголке.
Вторая остановка
Вот впереди сельский двор (подходят к макету). А во дворе лошади, овцы, козы, собаки да кошки гуляют. Узнали их всех?
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно, все ли правильно в этом дворе? (на макете вместе с домашними животными стоят фигурки диких животных: тигр, лев, верблюд, заяц, лиса, волк)
Дети находят ошибки.
- Эти животные могут жить вместе? Почему? А где они живут?
Проводится игровое упражнение «Рассели всех по своим местам» детям предлагается магнитная доска с иллюстрациями леса и Африки.
Дети распределяют животных по месту их обитания: лес - дикие, животные жарких стран – Африка. Домашние остаются на скотном дворе.
Третья остановка: сундук
Русский национальный костюм.
Детям предлагаются для рассматривания иллюстрации с русским национальным костюмом мальчика и девочки.
Машенька рассказывает о костюме.
«Сарафан - явление чисто русское, ни в одной славянской стране сарафанов не носили. Необыкновенно популярен был кумач (красная хлопчатобумажная ткань, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани - атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях - парчу. Мужчины носили длинные рубахи. «Сорочица» – это тонкая льняная рубаха, которая шилась из целого куска ткани. Рубаха от слова «руб», отрубленный, отрезанный кусок ткани. Очень красивая рубаха, а по рукавам и по вороту вышита красными нитками. Белый с красным - был любимым сочетанием у наших предков. Узоры передавались из поколения в поколение».
(Дети надевают элементы национальных костюмов: мальчики - рубашки, девочки - сарафаны).
Машенька:
- Вот и праздник у ворот, приглашает в хоровод!
Хоровод «Земелюшка – чернозем»
1. Земелюшка-чернозем – дети идут по кругу, взявшись за руки, дробным
Земелюшка-чернозем шагом
Чернозем, чернозем - руки на поясе, кружатся вокруг себя, дробным
Земелюшка-чернозем шагом
2. Тут березка выросла - машут двумя руками над головой
Тут березка выросла
Выросла, выросла - руки на поясе, кружатся вокруг себя, дробным
Тут березка выросла
3. На березке листочки - помахивают кистями рук, как листочки.
На березке листочки
Листочки, листочки - руки на поясе, кружатся вокруг себя, дробным
На березке листочки
4. Под березкой травонька - присесть, помахивают руками внизу.
Под березкой травонька
Травонька, травонька - руки на поясе, кружатся вокруг себя, дробным
Под березкой травонька
5. На травоньке цветики - выполняют танцевальное движение
На травоньке цветики «пружинка», руками показывают «фонарики»
Цветики, цветики - руки на поясе, кружатся вокруг себя, дробным
На травоньке цветики
6. Рвали цветы со травы, - дети двигаются врассыпную, наклоняются,
Рвали цветы со травы, «рвут» цветы
Со травы, со травы,
Рвали цветы со травы
7. Плели венки из цветов - останавливаются, руками выполняют
Плели венки из цветов «моталочку»
Из цветов, из цветов
Плели венки из цветов.
8. Повторяется 1 куплет.
Машенька:
- А вот и избушка бабушки с дедушкой. Бабушка, дедушка, не ругайте меня, пожалуйста. Я больше не буду уходить от подружек. Я с друзьями пришла, можно им нашу избушку показать?
Бабушка и дедушка:
- Проходите, гости дорогие.
Машенька:
- Так люди раньше жили, дома из дерева строили, назывались они избами, в избе были сени и горница, еду в печи готовили, а хранили еду в погребах, по сусекам, в ларях, да берестяных коробах.
Воспитатель:
- Ребята, в чем сегодня мы храним продукты? А чем хорош, а чем плох холодильник? (погреб)
- Из чего построены дома у нас в городе? Чем они отличаются от деревенской избы?
Воспитатель:
- Машенька, а что такое «сени», «горница», «сусеки», туесок, короб?
Машенька рассказывает и показывает предметы обихода.
Сусек - ларь для хранения зерна, а туесок - цилиндрический берестяной короб с плотно прилегающей крышкой, в котором в старину хранили мед или сметану. Сени – это первая маленькая комнатка в избе, горница – это большая комната в избе, где люди ели, играли дети, песни пели.
Дети исполняют песню М. Пляцковского «Русская изба» из кинофильма «Вот моя деревня»
1. Наши прадеды любовно
Топором тесали бревна.
Гвозди крепко забивали,
Песни громко распевали.
Припев:
Ставенки узорные
Тонкая резьба…
До чего просторная,
До чего просторная
Русская изба!
2. Что избе – капризы моды!
Что ей годы, непогоды!
В ней хозяевам не тесно –
И для гостя хватит места.
Припев.
3. Ухмыляются иные,
А изба – стоит и ныне:
Не сломалась, не сгорела,
Лишь немного постарела.
Припев.
4. Дорожим мы стариною
Стала нам она родною.
Вечно прадедов работа
Будет радовать кого-то!
А еще раньше были курильные избы. Хотите узнать, что это такое? А расскажет вам домовенок Кузя (просмотр презентации «Курильная изба»)
Машенька:
- А еще наши дома оберегают не только добрые домовые, но и у каждого из нас есть обереги. Славяне верили, что обереги защищали их от болезней, пожара и прочих несчастий. Мы их делаем сами. Хотите я и вас научу? Присаживайтесь за столы. Нам понадобятся нитки и ножницы, картон.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути.
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
- С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?
Дети:
- Можно отмерить по линейке и нарезать отдельные нитки, сложить их в пучки.
Машенька:
- Это очень долгий способ, я научу вас работать по-другому. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась, но провисать нитки не должны.
Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны? (нет).
По схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая. Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих?
С двух концов. Это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.
- Что нужно сделать с пучками? (длинный пучок перевязать посередине, а короткий - с двух сторон).
Далее дети работают по схеме, данной на доске.
Края пучков по окончании работы дети слегка подравнивают.
Делу время, потехе час! Пришла пора проиграть.
А теперь в кружок вставайте,
Да водящего выбирайте!
Будем время коротать,
Да в игру играть.
Игра «Пирог»
Играющие делятся на две команды. Команды становятся напротив друг друга. Между ними садится «пирог», на него надета шапочка.
Все дружно нахваливают пирог:
«Вот какой он высоконький,
Вот он, какой мяконький,
Вот он, какой широконький, режь его, да ешь!»
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу», кто быстрее дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место пирога садится ребенок из проигравшей команды.
Машенька приглашает к чаю:
Хлебом-солью привечаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Приглашает сесть за стол.
Стол – это «божья ладонь».
«Хлеба ни куска – стол - доска» - так говорили крестьяне.
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой раньше пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.
- Ребята, а отгадайте мои загадки про утварь:
Три братца пошли на речку купаться. Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (Ведра и коромысло).
Сама не ест, а людей кормит (ложка).
Ложка была не только предметом посуды, но и музыкальным инструментом. Людей, играющих на ложках, называли – ложкари.
Воспитатель:
Попробуем и мы стать ложкарями? Сыграем «Коробейники»!
Звучит оркестр ложкарей. (сборник «Танцевальная ритмика для детей» № 1 Т. Суворовой р. н. мелодия «Коробейники»).
- Погостили мы с вами у Машеньки, но как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше, пора нам в путь дорогу собираться. Катись клубок по тропинке, укажи нам путь к дому.
Вот мы и вернулись в родной детский сад.
- Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).
Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие.