Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Жаворонки»

Марина Мухина
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Жаворонки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы "Жаворонки"

Цель: познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Жаворонки». Способствовать приобщению к традициям русской культуры.

Задачи: продолжать знакомить детей с малым жанром русского народного фольклора (загадками, пословицами, поговорками, закличками, потешками, считалками) о прилёте птиц;

- поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- активизировать словарь детей, развивать интонационную выразительность речи, дикцию, внимание, память;

- обеспечить положительный эмоциональный настрой, способствовать развитию навыков коллективного пения с музыкальным сопровождением;

- воспитывать духовно-нравственные качества (доброту, миролюбие, великодушие).

Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок, принёс почтальон к нам в детский сад. А вот и письмо. Прочитаем его?

Чок, чок, чок! Перед Вами сундучок,

Весь резной и расписной

Сундучок, секрет открой!

Чтобы отворить его,ответьте:

Что есть волшебство? (Н. Лопатина)

Дети: Волшебство – это сказки, превращения, волшебная палочка, волшебные слова…

Воспитатель: Я знаю, кто мог нам этот сундучок прислать. Если Вы хотите узнать,закройте глаза и скажите: 1, 2, 3, 4, 5 – появитесь Вы у нас (появляются девочка и мальчик в русских народных костюмах).

Девочка: Здравствуйте, ребята. Мы умеем делать волшебство. В сундучке мы приготовили для Вас подарки – не обыкновенные, а волшебные (показывает фигурки жаворонков).

Мальчик: А хотите узнать что это за фигурки и к какому празднику их пекли?

Тогда приступим к волшебству. Приглашаю всех узнать о празднике «Жаворонки», познакомиться с обычаями и традициями народного праздника.

Воспитатель: В конце марта праздновали день прилёта птиц.В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольётся,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Ведь недаром в народе говорят: «Птицы прилетели – весну на крыльях принесли».

Ребята, давайте вспомним ещё русские народные поговорки о прилёте птиц:

- Ласточки и стрижи тепло принесли

- Сколько проталинок – столько и жаворонков

- Увидел грача – весну встречай

- Прилетел скворец – зиме конец

- Грач на горе – весна на дворе

- Коли грач прилетел – через месяц снег сойдёт

- Где ласточке не летать, а к весне прибывать

- Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает

- Увидел скворца – весна у крыльца

- Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам

На праздник «Жаворонки» люди верили, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 первых разных птиц и приносят на своих крыльях весну.

Давайте попробуем отгадать русские народные загадки о перелётных птицах. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил своё отношение к птицам.

Каких птиц мы будем встречать?

- Спереди шильце

Сзади вильце

На груди белое полотенце

(Ласточка)

- На вид неказист

Зато голосист

(Соловей)

- По весне то там, то тут

Песню весело поют

Ах, качи, качи, качи

Прилетели к нам… (Грачи)

- На шесте дворец

Во дворце певец

(Скворец)

- Мать, отца не знаю

Но часто называю

Детей знать не буду

Чужим сбуду

(Кукушка)

- Утром звонко распевает

Всех он в поле приглашает

(Жаворонок)

Русский народ сочинил не только пословицы, поговорки, загадки про прилёт птиц,но и потешки об этом:

- Ласточка, ласточка, милая касатка

Где ты была, с чем ты пришла?

За морями бывала

Весну добывала

Несу, несу весну-красну!

- Прилетели 3 грача

Принесли 3 ключа

Берите грачи золотые ключи

Замыкайте зиму

Отпирайте весну

Открывайте лето

- Жаворонок, жаворонок

Возьми себе зиму

А нам отдай весну

Возьми себе сани

А нам отдай телегу

На праздник «Жаворонки» день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Из тёплых стран 40 птиц птиц прилетают, а первая из них жаворонок. Ожидая пернатых гостей, начинали готовиться к празднику.

Девочка: Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли 40 хлебных шариков. Эти шарики хозяйки выбрасывали в окошко по одному. Люди верили, что наевшись хлебных шариков, мороз уйдёт до следующего года. Ещё пекли фигурки птиц – «жаворонки». Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зёрна. Иногда на спинку сажали его детёнышей, вылепленных из того же теста.

Мальчик: А утром «жаворонков» отдавали детям. Они насаживали их на длинные палки, выбегали на пригорки, сбивались в кучи, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну.

- Жаворонки прилетите

Студёну зиму унесите

Теплу весну принесите

Зима нам надоела

Весь хлеб у нас поела

- Жаворонки, жаворонки прилетайте к нам!

Тут кисели толкут, тут блины пекут!

- Жаворонки, жаворонки

Прилетайте к нам

Приносите нам Весну-красну

Красну солнышку

Теплу гнёздышку

- Чу-виль-виль весна пришла

На колясочках, зима ушла на саночках

- Ой, весна моя

Ты – весняночка

Из-за тёмных лесов

Из-за синих морей

Приходи солнцем, светом озари

Воспитатель: Вот так в старину дети и взрослые кликали весну. Это были заклички. Их тоже придумал русский народ. В закличках взрослые просили здоровья, счастья, богатства, богатого урожая. Заклички – это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам. Птицы считались вестниками весны.

На празднике «Жаворонки» пели песенки - «веснянки» (дети исполняют «весняночку»).

Весну закликали, величали, просили. Каждый отдельный куплет повторяли по несколько раз, затем переходили к новой песенке.

Кончив кликание, дети играли с жаворонками, а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берёг её для своей мамы. Дома каждый мальчик отдавал голову жаворонка матери со словами: «На-ко мама тебе голову от жаворонка, как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был».

В других деревнях ребятишки старались рано утром перебросить через крышу 40 щепочек, девочки завязывали 40 узелков на тесёмке. Люди верили, что в этот день из тёплых стран прилетят 40 птиц, а первая из них жаворонок.

Весь день пели веснянки, играли в русские народные игры.

Игра «Золотые ворота»

На восходе солнца, в конце деревни собирались девушки, все разряженные, продолжали закликать весну.

Весна, весна, на чём пришла?

Весна: На сохе, бороне, на кривой кочерге,

На жёрдочке, на бороздочке, на ржаном колоску, на пшеничном колоску.

Съев жаворонков, продолжалось веселье.

Приди к нам весна, со радостью!

Со великой к нам со милостью!

Со рожью зернистою, с овсом кучерявым,

С ячменём усатым, со просом, со гречею.

С калиной-малиною, с чёрной смородиною,

Со грушами, со яблочками, со всякой садовинкой

Со цветами лазоревыми, со травушкой-муравушкою!

Весна красная, долгожданная

Где же ты долго так бродила?

Весна: С зимою лютою повстречалася

Растопила её сердце хладное,

Напоила землю-матушку!

Воспитатель: Очень много закличек сложено в народе о приходе весны.

Вечером все молодые девушки собирались на берегу реки. Они делились на несколько групп на большом расстоянии друг от друга. Одни начинали петь свою песенку, заканчивая призывным и протяжным «Гу!» или «У-у-у!». Такое распевание веснянок называется весну гукати. И мы будем весну гукать.

Игра «Кто громче?»

- Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!

- Весна, весна, на чём пришла? У-у-у!

- Жаворонки прилетайте к нам? У-у-у!

Воспитатель: На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголёк. И по тому, что кому достанется,узнавали о предстоящей участи: кольцо – к свадьбе, монетка – к богатству. Вот мы и узнали о празднике «Жаворонки». Выбирайте себе печёных «жаворонков». Я думаю все довольны, никого мы не обидели. А что Вам запомнилось больше всего?

Никольская гора

В Ульяновской области есть свои знаменитые места. Далеко за пределами нашего края известна святыня, расположенная в Сурском районе – Никольская гора.

В давние времена называли её Белой горой, потому что она была из мела, и ничего на ней не росло. Недалеко от этой горы поселились люди. Своё поселение назвали Городищем. А на самой горе расположили сторожевые дозоры. Именно дозор сообщал жителям об опасности.

Об этой горе есть легенда. Однажды войска татар пытались захватить местные укрепления. Оставалось им перейти неглубокую речку Суру, но враги внезапно остановились. Они увидели впереди глубокую тьму, а во тьме на вершине Белой горы свет какой-то и в том свете стоит старец с мечом в руке и запрещает им идти вперёд. Очень испугались враги и повернули от Белой горы назад.

Поспешили люди на гору и нашли на её вершине икону с изображением Великого Николая Чудотворца. С тех пор гору стали называть Никольской. А у подножия горы забил источник. Испробовав воды, больные избавлялись от болезней.

И стали приходить люди за целебной водой к этому роднику. Приходят и по сей день. Дважды в год (на Николу вешнего и Николу зимнего) в Сурское стекаются тысячи паломников из различных мест.Есть верная примета: спустишься с горы за родниковой водой, взберёшься на холм там, где покруче подъём (как говорят бабушки «потрудишься»)и глядишь: на душе как-то веселее и чище.

На вершине Никольской горы построили часовню. Тот, кто хоть раз посетит это место, всегда захочет вернуться в Сурское снова.

Жаворонки-веснянки

Когда-то давно в нашем Симбирском крае весну встречали 22 марта, когда по поверьям прилетают 40 первых птиц и приносят на своих крыльях весну. И первая из них жаворонок.

«Бывает, - уверяли старики, что прилетают жаворонки и раньше,только те непутящие: прилетит и смёрзнуть может. А уж тот жаворонок, который на 22 марта прилетит – тот настоящий».

22 марта по народному календарю – Жаворонки. Этот праздник встречали в особой чистоте. Приносили в дом талую воду, ей мыли полы, поливали цветы.

Наши предки считали: чтобы весна пришла, её нужно позвать, попросить прийти, выкликнуть.У симбирян очень популярной была такая закличка:

Синички-сестрички

Тётки-чечотки

Краснозобые снегирюшки

Щеглята-молодцы

Воры-ворбьи

Вы по воле полетайте

Вы на вольной поживите

К нам весну скорей ведите

За нас Божью мать молите!

Хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Вставляли глазки из черёмухи и изюма и называли их «жаворонки». Люди ходили с этими птичкками, забирались на крыши, пели песни-веснянки. Печёных жаворонков вешали на колья, поднимали ввысь. До сих пор хлебных птичек пекут в сёлах Ульяновской области.

У ребятишек был целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к выпусканию птиц на волю. Кончив кликанье весны, дети играли со своими жаворонками, а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берёг её для своей мамы. Придя домой отдавали голову жаворонка матери со словами: «На-ко мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий бы».

Заклички кончались высокими, сильными «гуканьем» и «аканьем», далеко разносившимися в весеннем небе.

Этот очень красивый праздник Жаворонки возрождается в сёлах Ульяновской области.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие с капелькой» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группе. Тема «Путешествие с Капелькой» Интеграция образовательных.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Город мастеров и мастериц» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Город Мастеров и Мастериц» Цель: Вызывать у детей интерес.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Город мастеров и мастериц» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Город Мастеров и Мастериц» Цель: Вызывать у детей интерес.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Природа — наш друг» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Наш друг-природа» Цель: экологическое просвещение дошкольников.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в страну гжели» Цель: Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – гжельской росписи и её особенностях. Задачи:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Зайчик из салфетки» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы "Зайчик из салфетки" Цель : Совершенствовать умение в работе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей-подготовительной группы «Птицы осенью»Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей-подготовительной группы «Птицы осенью» Цель: Расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах. Задачи: - закреплять понятия «зимующие» и «перелетные».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Снегирь в зимнем лесу» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Снегирь в зимнем лесу» с использованием нетрадиционной техники.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «На улице две курицы с петухом дерутся» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «На улице две курицы с петухом дерутся» Исакова.

«Природа тундры». Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми (технология Н. А. Коротковой) Тема (проект.

Библиотека изображений:
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Жаворонки»
Опубликовано: 13 июня 2016 в 16:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки