ЛЮБОВЬ АГАФОНОВА
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
1. Познавательные задачи.
а)Дать детям первоначальное понятие об инопланетянах, как о
возможных разумных живых существах, населяющих другие планеты.
б)Развивать способности детей к анализу, сравнению, обобщению
по двум свойствам через развивающие игры с логическими блоками.
в)Формировать понятие итогового числа путем упражнений на "изме-рение" числа с помощью условной меры (палочки Кюизенера).
г)Развивать логическое мышление через сенсорное восприятие
(кубики СУ).
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в области „Познания“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2012
2. Речевые задачи.
а)Учить понимать скрытый смысл загадки, соотносить признак,
указанный в загадке к определенному предмету, объяснять, как
догадались, что отгадка относится к этому предмету.
б)Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов обозна-
чающих эмоциональное состояние людей, обозначающих характерные
действия животных, разных вариантов приветствия, за счет слов
приключенческой тематики: звезда, комета, планета, инопланетяне,
астронавты, летающая тарелка и т. д.
в)Упражнять детей в монологической речи через построение фраз
из 4-6 слов и составления творческих рассказов по серии картинок.
г)Упражнять детей в звуковом анализе слов. Развивать фонемати-
ческий слух через упражнения в дифференциации звуков с-з.
3. Воспитательные задачи.
а)Воспитывать культуру речевого общения, культуру поведения,
отзывчивость.
б)Создать радостно-эмоциональное настроение.
Материал к занятию
1. Плоскостные логические блоки Дьенеша на липучках на каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Палочки Кюизенера и карточки (6x2) см, разделенные на
два поля на каждого ребенка.
4. Пособие на развитие речевого дыхания в виде свечи -
на каждого ребенка.
5."Звуковые фонарики" на дифференциацию звуков по 2 на
каждого ребенка.
6. Кубики СУ на каждого ребенка и карточки-знаки.
7. Игрушка "Летающая тарелка с инопланетянами".
8. Карточки с изображением животных на каждого ребенка,
фишки красного цвета по 6 штук.
9. Объемные геометрические тела (четырехгранная призма,
трехгранная призма, куб, шар).
Предварительная работа
1. Чтение книги Носова "Незнайка на луне".
2. Слушание пластинки с записью музыкальной сказки М. Пляц -
ковского "Кузнечик Кузя на планете Тунами".
3. Дидактические игры:
-"У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок" (Блоки Дьенеша).
-Игра с цветными палочками с использованием игрального кубика.
-Дидактическая игра "Зажги фонарик"
-Знакомство с пиктограммами настроения.
-"Что хорошо - что плохо?" (ТРИЗ).
-"Чтобы это значило?" (ТРИЗ).
-Игры семьи Никитина СУ и Уникуб.
-Упражнения с Монтессори-материалом "Что называют проекцией".
4. Конструирование из строительного материала на тему: "Дома для гостей с другой планеты".
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, что-то у нашего Речевичка случилось, он такой расстроенный. Вы не хотите узнать, что с ним?
Дети:
(Дети поворачиваются к воспитателю, стоят полукругом). Да, хотим. Речевичок, что с тобой случилось? Чем ты встревожен?
Речевичок:
Спасибо, дети. Меня беспокоит моя находка. Подскажите, чтобы это могло быть?
Дети:
Я думаю, это обломок машины. Мне кажется, это части самолета. Нет, это игрушка. А я считаю, что это обломок летающей тарелки.
Речевичок:
Да, ребята, я догадался, над нашим детским садом потерпел крушение летающий аппарат с другой планеты. Возможно, инопланетянам нужна наша помощь? Что же нам делать?
Дети:
Спасать, инопланетян. Я думаю их нужно поскорее отыскать.
Речевичок:
Хорошо. Но с чего начнем?
Дети:
Нужно им подать сигнал, например, покричать: "Ау - у - у. Ау - у". А я думаю, нужно посветить фонариком. А если разжечь костер?
Речевичок:
А "костер" уже горит. Не хотите подойти к нему поближе? Вот только пламя слабое, неяркое.
Дети:
(Дети подходят к вазе с султанчиками. Берут их в руки.)
Речевичок:
А как бы нам помочь ему разгореться? Может быть, подуть на эти маленькие огонечки?
Дети:
(Делают упражнение на речевое дыхание.)
Речевичок:
Вот и костер ярко горит, потрескивает. Но нас опять не заметили. Может быть, фонарики нам помогут. Давайте «зажжем фонарики».
Дети:
(Дети садятся вокруг костра. Дидактическая игра "Зажги фонарики" на дифференциацию звуков с-з.)
Речевичок:
Гроза, коса, зонт, сова, глаза, класс, лизать, лиса, стрекоза, вязанка, санки, созвездие.
Дети:
(Поднимают сигнальную карточку «Собака» - если слышат звук «С», поднимают сигнальную карточку «Заяц» – если слышат звук «З»)
Речевичок:
Умнички, ребятки так старательно сигналили фонариками. Но, увы, пришельцы не подали ответный сигнал. Наверное, их корабль приземлился за холмами. Хотите узнать, что это за холмы?
Дети:
(Дети встают, отходят от костра).
Да, хотим узнать. Какие это холмы?
Речевичок:
Тогда отгадайте загадки.
Первая загадка
«Три вершины у меня, три угла, три сторонки - вот и я»
Вторая загадка
«Что похоже на открытку? на конверт и на альбом? Что сравнить, ребята, можно с одеялом и ковром? Вы подумайте, скажите, только помнить вы должны стороны фигуры этой противоположные равны»
Третья загадка
"Четыре мне угла даны и все стороны равны, прямоугольнику я брат, а зовут меня. ".
Дети:
(Дети отгадывают, объясняя свой ответ: "Это треугольник, потому что. ")
Речевичок:
Молодцы! Вы самые лучшие отгадчики загадок.
Но холмов-то много вы назвали, а нам нужно спешить. Хотите поскорее узнать, за каким холмом приземлились инопланетяне?
Дети:
А как это узнать? За каким холмом они сели?
Речевичок:
Ребята, а что помогает путешественникам, спасателям не сбиться с пути, найти нужный объект?
Дети:
Компас может помочь. А я думаю, нужна карта. А мы с папой план рисовали.
Речевичок:
Я думаю, что нам тоже поможет план. Согласны?
Дети:
(Дети подходят к фланелеграфу, на котором представлена игра с логическими блоками Дьенеша на нахождение недостающей геометрической фигуры по двум признакам. Плоскостные логические фигуры на каждого ребенка.)
Речевичок:
Подумали? Покажите мне, пожалуйста, кто какую фигуру взял? А кто думает по-другому. Сашенька, прикрепи недостающую фигуру к фланелеграфу.
Дети:
(Дети прикрепляют изображение красного прямоугольника.)
Речевичок:
Так какой холм нам нужен?
Дети:
Нам нужен холм, похожий на красный прямоугольник – прямоугольная призма.
Речевичок:
Замечательно. Поспешим же к нему.
Дети:
(За прямоугольной призмой дети находят "летающую" тарелку).
Речевичок:
Вот и инопланетяне.
Давайте, ребята, поприветствуем наших гостей. А как еще можно здороваться?
Дети:
Здравствуйте, доброе утро. Пожать руку, поклониться и улыбнуться, снять шляпу, кивнуть головой.
Речевичок:
А что же это они нам не отвечают? Может у них настроение плохое? А какое настроение было бы у вас ребята, окажись вы на другой планете или, например, в незнакомом месте.
Дети:
(Дети берут пиктограммы: радость, испуг).
Речевичок:
Что в этом хорошего?
Дети:
Интересно посмотреть на другие миры; познакомиться с инопланетянами; узнать, кто наши соседи по космосу.
Речевичок:
А что в этом плохого?
Дети:
Опасно: неизвестно, кто живет на другой планете, как они нас встретят.
Речевичок:
Спасибо, друзья, как интересно вы рассказывали. А может быть, попробуем поднять настроение пришельцам, познакомив их с нашей любимой игрой?
Дети:
Да, конечно, давайте поиграем. Я думаю это хорошее предложение. Я очень люблю играть в придумывание слов.
(Дети садятся полукругом на коврик)
Речевичок:
Догадайтесь, кто будут героями нашей игры?
(Тот из детей, кто первым назовет животное, получает карточку с его изображением)
Рыжая, пушистая, с ветки на ветку перепрыгивающая.
Дети:
Белочка.
Речевичок:
Длинноухий, короткохвостый, трусливый.
Дети:
Заяц.
Речевичок:
Круглый, колючий, коротконогий.
Дети:
Еж.
Речевичок:
Серый, злой, зубастый.
Дети:
Волк.
Речевичок:
Неуклюжий, толстый, косолапый…
Дети:
Медведь.
Речевичок:
Рыжая, пушистая, хитрая.
Дети:
Лиса
Речевичок:
А о чем вы будите рассказывать?
(Речевичок показывает символ обозначающий действие предмета - треугольник с ножками)
Дети:
Мы будем называть слова, которые отвечают на вопрос что делать? Мы будем говорить о том, что звери умеют делать.
(Дети по очереди называют действие, а Речевичок дает им цветные кружочки).
Дети:
Лиса: хитрит, лает, заметает, роет.
Волк: воет, рыщет, злится, голодает, охотится.
Белка: грызет, перепрыгивает, запасает, сушит.
Заяц: прыгает, прячется, дрожит, петляет, хрустит морковкой.
Медведь: косолапит, рычит, купается, спит всю зиму, лапу сосет.
Еж: шуршит, фырчит, колется, сворачивается, днем спит, а ночью охотится.
Речевичок:
Спасибо, дети, как вы меня порадовали!
А гости наши продолжают молчать. Почему, как вы думаете?
Дети:
Да они нашего языка не знают.
Я думаю, нам нужно выучить их язык
Они нас не понимают.
Речевичок:
А я знаю секрет, как научиться понимать речь инопланетян.
Дети:
Какой секрет, Речевичок? Скажи его нам, пожалуйста.
Речевичок:
Понять речь инопланетян можно с помощью волшебных символов и кубиков. Приглашаю вас на поляну "Фантазий".
Дети:
(Дети переходят к месту, где разложены наборы кубиков из серии СУ для каждого ребенка. Наборы пронумерованы. Садятся, складывают узоры. Называют, что у них получилось: дом, звезда, корона, ракета, комета, красный крест).
Речевичок:
Молодцы! Быстро освоили язык инопланетян. Но, наверное, инопланетяне не просто так сказали нам эти слова? Что можно сделать со словами, для того, чтобы узнать, что же случилось с инопланетянами?
Дети:
Я думаю, составить из слов предложения. А из предложений сложить рассказ.
Речевичок:
Попробуем?
Дети:
(Ребенок, у которого набор кубиков под №1 берет Речевичка и говорит придуманное им предложение, а потом передает Речевичка следующему ребенку).
1. Дом инопланетян находится на другой планете.
2. Эта планета называется "Желтая звезда".
3. Император планеты отправил своих подданных в космическое путешествие
4. Астронавты на ракете полетели на другие планеты.
5. По дороге ракета столкнулась с кометой и сбилась с курса.
6. Инопланетяне просят нас о помощи.
Речевичок:
Я очень рад, что вы такие отзывчивые. Я думаю, нужно начать с установления кода компьютера ракеты инопланетян. Согласны? Тогда приглашаю вас к нашему компьютеру. Приступайте к работе.
Дети:
Да, согласны.
(Дети садятся за столы. Д. И. игра с палочками Кюизенера на определение состава числа 6).
Речевичок:
Код найден. Как убедиться в его правильности?
Дети:
Испытать на компьютере "летающей тарелки".
(Дети подходят к "летающей тарелке", кладут карточки на пульт управления, называют код).
Речевичок:
Инопланетяне благодарят вас за помощь. Теперь они могут продолжить путешествие. На память они дарят вам вот эти шапочки с антеннами. А вы хотите, чтобы они так быстро улетели?
Дети:
(Дети надевают шапочки)
Спасибо.
Нет, нам хочется еще с ними поиграть, Пусть они поживут у нас. Останьтесь с нами, дорогие инопланетяне.
Речевичок:
Наши новые друзья с удовольствием согласились погостить у нас.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось сегодняшнее приключение? А что особенно понравилось?
А как вы считаете, Речевичок справился с ролью руководителя поиска инопланетян?
Вы не хотите его поблагодарить?
Дети:
Речевичок, спасибо тебе за приключения, интересные игры. Мы узнали много нового.
Речевичок:
"Спасибо, дорогие друзья. Я подумаю над темами новых приключений и путешествий в чудесную страну познания, фантазии, игры. А пока, до свидания».
Дети:
(Дети берут "корабль с инопланетянами" и продолжают играть самостоятельно, развивая сюжет занятия).