Светлана Иванова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Обитатели морей и океанов
Цель: Познакомить детей с обитателями морей и океанов.
Задачи:
1. Обучающая: расширить представления детей об обитателях морских глубин; познакомить с понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»; об уникальности каждого вида. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, образовывать притяжательные прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
2. Развивающая: развивать связную речь посредством беседы о рыбах, активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, формировать умение размышлять, логическое мышление, творческое воображение;
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением обитателей морей и океанов, энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Шум моря», разрезанные картинки, презентация
Ход занятия
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как еще можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
2. Сообщение темы занятия
В: Посмотрите, внимательно на экран. (Слайд 2) Перед вами картинки (маяк, чайка, солнце, остров, лодка, клад) Подумайте, как эти картинки могут быть связаны между собой? Что их объединяет и почему?
Д: Вода, море, океан
В: Среди холодной зимы так хочется вспомнить лето - понежится на солнышке, искупаться в тёплом море.
В: - Ребята, я хотела бы вам предложить отправиться в экспедицию (поездку) по морям и океанам. Вместе с командой Жак - Ив Кусто изучать морской мир. (Слайд 3)
Жак - Ив Кусто - известный французский исследователь океанов и путешественник, зачинатель подводных киносъемок, которого можно считать первым путешественником по подводному миру. Он изобрел акваланг, создал множество документальных фильмов о жизни моря, написал немало книг. (Слайд 4)
Кто из вас смотрел фильмы о путешествии команды Кусто? (Ответы детей).
- Команда Кусто оставила в наследие людям всей Земли большое богатство: фильмы о тайнах морей и океанов, о богатстве и красоте подводной природы, чтобы люди знали, понимали и любили свою Землю.
- Ну, что же, тогда представьте, что мы в команде на научно-исследовательском судне «Искатель». Много тайн хранят моря и океаны. Вы хотите искать и находить чудеса? Ведь море - это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах. Мы узнаем, какие бывают моря, какую пользу они приносят людям, кто обитает в морях и океанах и как мы должны охранять моря и океаны, их обитателей.
3. Основная часть
Ребята, а как вы думаете, обязательно ли брать в путешествие карту?
- Ребята, посмотрите на карту. (Слайд 5) Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это моря и океаны. Существует 4 океана : Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Морей на нашей планете много: Средиземное, Черное, Красное, Азовское, Мертвое и другие моря.
- Каким цветом изображены моря и океаны на карте? (Синим, голубым)
- Поднимите руки, кто из вас был на море?
- А кто пробовал, какая морская вода на вкус? (Рассказы детей).
- А можно морскую воду пить?
Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться, но пить морскую воду нельзя. Поэтому в наше долгое путешествие давайте запасемся пресной водой, как это делают настоящие путешественники.
Запаслись пресной водой и отправились в путешествие на судне «Искатель». Вот мы уже в открытом море. (Слайд 6) Оденем акваланги и погрузимся в морские глубины.
В: Ребята, смотрите, начинаются чудеса. Мы погрузились под воду. (Слайд 7)
- Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес? (Это водоросли.)
А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? А еще из водорослей делают лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадается, что это за лекарство? (Йод.)
Упражнение «Водоросли» (на снятие эмоционального напряжения и мышечного тонуса)
В: Вот мимо нас проплывают рыбы. Ребята, посмотрите, какие красивые рыбы. Какие они все диковинные! (Слайд 8) Давайте понаблюдаем за ними. Показ видео.
В: В море обитает рыба? Какая? (Морская)
В морских водах, как всем нам известно, обитает огромное множество разных животных. Довольно большую долю от них составляют рыбы. Многообразие обитателей морей и океанов поражает воображение. Есть совсем крохи, имеющие длину до одного сантиметра, а есть гиганты, достигающие восемнадцати метров. (Слайд 9)
- Как и люди, рыбы могут дышать. Кто знает, чем дышат рыбы?
Д: Жабрами
В: Знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет) Известно ли вам, что у многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. Кто может ответить, как передвигаются рыбы? (Слайд 10) Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники. Но одна рыба плавает вверх.
- Догадались, кто?
Д: Морской конёк (Слайд 11)
В: Посмотрите на экран. (Слайд 12) Это конёк-тряпичник – самый лучший маскировщик: его тело имеет множество выростов в виде лент и палочек. Это делает его похожим на безобидный кустик водорослей.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Это рыба-игла среди морских трав (Слайд 13)
Бородатая рыба-скорпион (Слайд 14)
Камбала зарылась в песок (Слайд 15, 16)
Упражнение «Подбери похожее словечко» к слову рыба.
Д: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.
В: Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?
Д: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.
В: А чем можно поймать рыбу?
Д: Удочкой, сетью, неводом.
В: Давайте исследуем морские глубины и узнаем кто ещё, кроме рыб, обитает в морях и океанах?
Те, кто когда-нибудь отдыхал на море, то уж, точно видели, в воде – прозрачные, похожие на желе, расплывчатые, иногда даже очень красивые, разной формы и разного размера существа. (Слайд 17) Медузы бывают круглыми, плоскими, вытянутыми, совсем небольшими или, наоборот, огромными. (Слайд 18) Однако красота большинства медуз обманчива - практически все медузы ядовиты. Некоторые больше, некоторые меньше. Одни виды практически неопасны для человека, другие жалят, словно крапива, причем болезненное жжение может ощущаться несколько дней, а некоторые способный привести к смерти. А еще есть медузы, которые светятся в темноте, как электрические лампочки! (Слайд 19)
Ребята, смотрите, к нам подплывают любопытные дельфины. (Слайд 20)
В: Как люди называют дельфинов?
Д: Спасателями. Дельфины, всегда помогают друг другу и спешат на выручку, как только один из них окажется в беде. (Слайд 21)
В: Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность.
В: Ой, а кто это такой огромный проплывает около нас? (Слайд 22)
Д: Кашалот
В: Кашалот – это самый крупный из зубатых китов. А кто ещё относится к зубатым китам?
Д: Белуха, касатка и нарвал. (Слайд 23)
В: Кроме зубатых китов какие ещё есть киты?
Д: Усатые
В: Почему их так назвали?
Д: потому что вместо зубов у них усы
Физкульминутка «Море волнуется…»
В: Мы опускаемся ещё глубже. (Слайд 24) Посмотрите, там на дне лежат какие то раковины. Что это? Ребята – это моллюски. Моллюски бывают с раковиной и без неё. Для нас они больше известны как «ракушки». Осьминог, каракатица, кальмары – это тоже морские моллюски, только без раковины. (Слайд 25)
В: Ребята, мы с вами познакомились с рыбами, моллюсками, медузами. А кого мы ещё можем встретить в морях и океанах?
Д: Морских животных (пингвины, тюлени)
В: Нужно всплывать. Вернёмся на наше судно и снимем акваланги.
В: Ребята, подумайте, хорошо ли, что на нашей планете существуют моря и океаны? (ответы детей)
- А могут нанести вред людям? Какой?
Д: Да. Цунами (Слайд 26, 27, наводнения (Слайд 28)
В: Но и люди тоже наносят большой вред морским обитателям : Уничтожают редких животных, без меры ловят рыбу, но и самое главное – корабли тонут, загораются (Слайд 29) и после аварий и пожаров на кораблях в море разливается нефть. (Слайд 30) Птицы вязнут в ней. Крылья у них слипаются и лететь уже невозможно. (Слайд 32) Рыбам становиться нечем дышать и она погибает. (Слайд 33) Давайте будем беречь нашу природу, живых существ, которые на ней обитают (Слайд 34)
4. Закрепление.
Упражнение «Разрезанные картинки»
В: Ребята, давайте присядем за столы. Перед вами конверты. Вам нужно собрать разрезанную картинку. Теперь расскажите о том, кто у вас получился. (слайды 35, 36, 37, 38, 39, 40)
5. Итог занятия. Рефлексия
В: Вот и заканчивается наша экспедиция. Нам пора возвращаться в детский сад.
- Где мы сегодня с вами были? С кем путешествовали? На каком корабле?
- Понравилась ли вам наша экспедиция по морским просторам?
- Что нового вы узнали во время экспедиции?
- С кем мы познакомились?
- О ком бы вам хотелось ещё узнать?