МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри Земли русской» в старшей группе

Валентина Шумова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри Земли русской» в старшей группе

Программное содержание:

Цель: формирование представления детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

Обучающая:

-познакомить детей с великим полотном художника В. М. Васнецова «Богатыри»;

- закрепить названия элементов костюма русского богатыря;

- учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи качественные прилагательные, синонимы;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Богатыри Земли русской“ в старшей группе» размещена в разделах

- обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма;

Развивающая:

- развитие связной речи детей, развитие умение разгадывать загадки, дополнять пословицы;

- приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

- развивать умение координировать слова с движениями;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к истории России и своего родного края, чувство гордости за богатырскую силу своей родины;

- уважение к русским воинам, желание им подражать.

воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий;

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», карта мира, России.

Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка»«Михайло Данилович», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне», «Святогор».

Речевое развитие: заучивание стихотворений о Родине, богатырях; знакомство с пословицами и поговорками о героизме русских воинов, о любви к своей Родине.

Изобразительная деятельность : рисование: «Русская береза», «Русский богатырь», «Оружие богатыря», «Богатырский конь»; лепка «Богатырский конь».

Словарная работа:

Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.

Оборудование:

Карта России, макет камня- распутье, береста с текстом- заданием, магнитная доска, картинки с оружием и доспехами богатырей и современных солдат, заготовки оружия богатырей для оформления их детьми, досточки с пословицами, репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря»

Программные задачи:

формировать у детей представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках Отечества;

закрепить знания элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, защитникам земли русской.

Методические приемы: игровая мотивация, беседа, поисковые вопросы, рассматривание картины, практическая деятельность.

Ход НОД.

Организационный момент.

Дети входят в группу и осматриваются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Присаживайтесь.

- Ребята, в какой стране мы с вами живем?

- Скажите пожалуйста, какая она – наша Родина?

Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая.

Воспитатель: Россия – самая большая страна в мире. Она имеет огромные неисчерпаемые природные богатства.

-Ребята, а вы знаете как давным давно называлась наша страна? (Русь)

Воспитатель: Страна наша была меньше, и людей проживало мало.

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревле на этой земле жили славяне. Кочевники часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен.

Основали славяне своё государство много лет тому назад и назвали его Русью.

Воспитатель: -Ребята, а кто же защищал простой народ на Руси, вы знаете?

Дети: богатыри.

Воспитатель: Правильно, богатыри. -А кто это, богатыри?

Дети: защитники, храбрые и сыльные люди.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Правильно!

Воспитатель обращает внимание детей на бумажного голубя, к лапкам которого привязано письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел голубь. Да он необычный, почтовый. У него в лапках письмо. Какое оно интересное. Я никогда не видела такой бумаги. Да это не бумага, это береста. Наши далекие предки писали на бересте.

- Хотите узнать, что в нем написано? (да).

Воспитатель читает письмо.

«Ой вы, добры молодцы да красны девицы! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит в полон людей мирных. Встали мы-богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась -пропали все доспехи да оружие! Коли есть средь вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! А за помощь вашу оплатим добром. Все предметы соберете и тотчас вы клад найдете».

Воспитатель: Ребята. Вы готовы помочь богатырям отыскать доспехи их и оружие? (Да)

Практический этап.

Воспитатель: Молодцы. Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но перед тем, как отправиться в далекий путь, давайте вспомним, имена богатырей?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Никита Кожемяка, Пересвет.

Воспитатель: Какими словами можно описать богатырей? Какие они?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические.

Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе.

- Как вы думаете, с кем они боролись?

Дети: С врагами, Соловьем — разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: а еще на нашу страну нападали разные народы: татары, монголы, печенеги и хазары, половцы.

Я принесла вам изображения воинов татар : посмотрите, какие они?

- И чтобы помочь богатырям одолеть этих врагов, нам тоже нужно набраться силушки богатырской.

Воспитатель: Ребята, давайте немного разомнемся.

Физминутка

Богатырь он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял …

Зорко – зорко наблюдал …

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

Воспитатель: Набрались слушки богатырской? Здорово! Присаживайтесь, пожалуйста.

-Ой, ребята, посмотрите, у нас есть красивая картина.

На проекторе появляется репродукция картины «Три богатыря» В. Васнецова.

Беседа по картине.

Воспитатель: - Кто изображен на картине? (богатыри)

- Вы знаете, как называется эта картина? («Три богатыря»).

- Правильно. Кто написал картину? (Виктор Васнецов).

- Кто изображен в центре картины? (Илья Муромец).

Воспитатель: А как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.

Воспитатель: А кто слева? Кто справа?

Дети: Добрыня и Алеша Попович

Воспитатель: Ребята, а что делают богатыри? Куда смотрят?

Дети: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской.

Воспитатель: А как одеты богатыри?

Дети: Они одеты в доспехи. Это железная рубашка из колец.

Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?

Дети: Защита от стрел, копья.

Воспитатель: Что надето на голову?

Дети: Шлем, защита головы.

Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?

Дети: У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.

Воспитатель: - Как мы узнали о подвигах богатырей?

Дети: из былин.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина – это то, что было на самом деле. Создателем былин был народ, а былины рассказывали сказители. Они ходили из селения в селение и рассказывал нараспев (как песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они защищали родную землю, и как проявляли свою храбрость, мужество, смекалку и доброту.

- Нам пора в путь отправляться.

- Но перед тем как идти в путь, богатырю предстояло выбрать дорогу. Вот и на нашем пути стоит камень, а на нё м написано:

Налево пойдешь- в плен попадешь,

Направо пойдешь- неприятноспи найдешь,

А прямо пойдешь- силу богатырскую найдешь.

Воспитатель: Ребята, по какой дороге пойдем?

Подходят к «речке».

Воспитатель: Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти.

Змей Горыныч злой

Мост сломал здесь над рекой.

Богатырские пословицы

Нужно вспоминать

Из дощечек крепких

Мостик собирать!

Тот герой, кто за Родину. (горой).

Кто смел, тот на коня. (сел).

Сам погибай, а товарища. (выручай).

Жить-Родине. (служить).

Если дружба велика, будет Родина … (крепка).

За правое дело. (стой смело).

Один за всех и. (все за одного).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием Змея Горыныча. Идем дальше.

Воспитатель: Вот напасть-то вновь какая: враги снова набежали, чтобы нам их всех прогнать нужно загадки отгадать.

(Картинки с доспехами, что отгадывают дети вешаю на магнитную доску)

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали.

Воспитатель: - Испугались нас враги и убежали. Давайте покажем врагам нашу силу богатырскую?

Физкультминутка «Богатырская сила»

дети выполняют движения.

Дружно встали. Раз! Два! Три! (встают)

Мы теперь богатыри! (руки в стороны)

Ноги крепко мы поставим (ноги вместе, напряжены)

Мы ладонь к глазам приставим (далее по тексту)

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Воспитатель: какие вы сильные ребята! Посмотрите, на доску.

(На доске картинки с богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры).

Воспитатель: Надо отобрать те, которые подойдут для богатыря.

- Не забудьте сказать, как называется и для чего нужна эта вещь. (Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.)

Продуктивная деятельность.

(изготовление богатырских доспехов из картона и фольги)

Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад.

Дети складывают изготовленные доспехи.

Воспитатель: -Что нового вы узнали?

- Кому мы помогли? (богатырям).

- Что мы искали? (доспехи)

- Какие доспехи есть у богатырей? (кольчуга, шлем, меч, копье, лук и стрелы)

- Что вам больше всего запомнилось в путешествии?

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, в настоящее время есть богатыри?

- Правильно, ребята, на Руси всегда были, есть и будут славные защитники Родины. Это и солдаты, офицеры, которые охраняют родную страну. И смелые, отважные пожарные, спасатели. Я уверена, что когда вы вырастите, тоже станете сильными, мужественными, настоящими защитниками Земли русской.

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе "Богатыри земли русской"-конспект урока. Изобразительное искусство 4 класс. Этот урок посвящен древнерусским воинам-защитникам,образу наших.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири»Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Цель. Учить детей передавать в аппликации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Цель. Развивать у детей эстетическое восприятие,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «С природой нужно дружить» в старшей группе Занятие по экологии (старшая группа) Гудкова О. В. Тема «С природой нужно дружить» Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме «Насекомые» Вид непосредственно-образовательной деятельности-интегрированная. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Сентябринки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности детей «В гостях у Сентябринки» Задачи: Создать условия для.

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Тема :" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри Земли русской» в старшей группе
Опубликовано: 16 января 2020 в 16:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД