Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Жилище народов Южного Урала»

ОЛЬГА БАРЫШНИКОВА
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Жилище народов Южного Урала»

Задачи:

• Дать представление о национальных жилищах башкир, русских в разные времена (древность – старина - наше время).

• Способствовать обогащению представление о культуре народов Южного Урала;

Развивать мыслительные процессы у детей.

• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к представителям культур Южного Урала;

Оборудование: презентация на тему «Жилище народов Южного Урала».

Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Южном Урале,рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Южного Урала», «Растительный мир Южного Урала», разучивание игр народов Южного Урала, знакомство с народными играми (заучивание текста, обыгрывание). Создание картотеки игр.

Словарная работа:Обогащение и активизация словаря: край - Южный Урал, народы Южного Урала, юрта, изба, оседлый, кочевой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о жилищах народов южного Урала. Скажите, пожалуйста, а что такое Родина?

Дети: это там где мы живем.

Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился. Мы с Вами живем в самой большой стране на Земле. Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно. Наша с вами страна называется Россия. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?

Дети: Южный Урал.

Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. Посмотрите на экран. (Слайд №1) Ребята, а вы знаете, что такое прошлое?

Дети: Это то, что было давным -давно.

Воспитатель: Давным-давно на Южном Урале никто не жил. Посмотрите на красивый уголок нашего края, что вы там видите (обращает внимание детей на картину природы)

Дети: Лес, речку, горы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мог бы здесь поселиться человек?

Дети: Да.

Воспитатель: Но прежде чем тут жить, что нужно сделать для этого?

Дети: Построить дом.

Воспитатель: Правильно, а из чего раньше строили дома?

Дети: из дерева.

Воспитатель: Правильно, в лесистых местах, по берегам рек и озер садились, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки.

Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу и скажите,как вы ее понимаете:

«Возле леса жить - голодному не быть».

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно ребята, в лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы, лекарственные травы и растения. Поселялись наши предки возле леса и около рек и озер. Как вы думаете, а озеро и речка чем помогали народу?

Дети: В речке брали воду и ловили рыбу.

Воспитатель: Правильно дети.

Ребята, а какие народы населяют Южный Урал?

Дети: русские, башкиры, татары.

Воспитатель: Молодцы ребята. Урал был заселен проживающими народами: русскими, татарами, башкирами, чувашами др. (слайд №2) Все эти народы были пришлые, т. е. поселившимися здесь в самое разное время. Давайте заселим наш уголок народом. Как вы думаете, какой это народ? (показывает картинку)

Дети отвечают

Возьмите по человечку и приклейте на картину. (Дети действуют.)

Воспитатель: Ребята,отгадайте загадку:

В нём живёт моя родня,

Без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый… (Дом)

Ребята, как вы думаете, а у всех людей были дома одинаковые?

Дети: нет, у всех были разные.

Воспитатель: Посмотрите на слайд, (слайд №3) какие разные дома были у наших предков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на дом русского народа и на жилище башкир, чем они отличаются? (Слайд №4)

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, у русского народа дома были большие, основательные, из прочных бревен. Как вы думаете, почему русский народ строил такие крепкие дома?

Дети: чтобы ветром не удуло.

Воспитатель: А давайте рассмотрим жилье у башкир, какое оно?

Дети: маленькое, хрупкое.

Воспитатель: Да и называется такое жилье юрта. А вы, знаете, почему строили такие разные дома? Я вам сейчас расскажу. Русский народ в основном занимался земледелием, он строил дома возле лесов и рек, никуда не надо было идти. Рядом река для полива растений, которые он выращивал. Такой народ называли оседлый народ. Давайте повторим это слово «Оседлый».

(Слайд №5)

А Вот башкиры занимались животноводством, им всегда были нужны новые пастбища для скотины и поэтому они строили дома, такие, которые легко можно было собрать и разобрать. (слайд №6). Башкирский народ всегда передвигался, кочевал по Уралу и поэтому такой народ называли кочевниками. Давайте повторим «кочевой народ».

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим жилища изнутри. (Слайд №7)

Вот дом русского народа. Он назывался изба. Посмотрите, что вы видите в нем?

Дети называют

Воспитатель:Отгадайте загадку : «Жарит, варит и печет и за это ей почет» Что это?

Дети : Печка.

Посмотрите, самая главная в избе была печь, она занимала пол избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Какие вы ребята знаете русские народные сказки, где встречается печь?

Дети называют. (слайд № 8)

Воспитатель: Ребята, для чего нужна была в избе печь?

Дети отвечают.

Воспитатель: Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду, на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды и здесь можно было спать.

Другой левый угол от печки, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей, русский народ всегда славился гостеприимством. Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали разделять бревенчатой стеной на две части.

Ребята, а как вы думаете, чем могли еще обогреваться наши предки?

Дети отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю вам попутешествовать от прошлого к настоящему и разложить карточки соответственно тому времени, к которому они относятся. В этом вам помогут вот такие карточки схемы «Древность – старина- наше время»

Дети раскладывают.

Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы поговорим про башкирское народное жилище. Оно называется юрта. (слайд №9)

У башкирского народа жилище делилось на летнее и зимнее. В холодное время года башкиры жили в утепленных юртах или шалашах-чумах. Внутри такого жилища устанавливалась глинобитная печь, дым из которой выходил наружу.

Летом жили в легких, неутепленных юртах, а также в шалашах.

Внутри юрты обычно отделялась особой занавеской (шарашу) правая женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя.

Теперь давайте опять попутешествуем по времени и разложим карточки жилья человека от прошлого к настоящему, используя наши карточки схемы. (Дети раскладывают)

Ребята, мы с вами узнали про жилище башкир и русских, так какое жилище мне надо поставить к башкирскому народу?

Дети: Юрту.

Воспитатель: А к русскому народу?

Дети : избу.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами теперь поиграем в народную башкирскую игра. Она называется Липкие пеньки

Правила: Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест. (дети бегают под народную башкирскую музыку).

Воспитатель: Присаживайтесь на места. Ребята, когда я готовилась к занятию, нечаянно уронила разрезные картинки жилища народов Южного Урала, помогите мне собрать картинки правильно жилище башкир и жилище русского народа.

Звучит русская народная музыка

Воспитатель: Вы молодцы, все правильно собрали.

Молодцы ребята. Скажите про жилища какого народа мы сегодня с вами говорили?

Дети отвечают.

Как раньше называли русский народ, который жил на постоянном месте и занимался земледелием?

Дети: оседлый народ.

А народ, который менял место жительства и занимался животноводством?

Дети: Кочевники. Кочевой народ.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие-макет Животные Южного УралаДидактическое пособие-макет Животные Южного Урала Здравствуйте, уважаемые коллеги! Процесс создания продуктов деятельности как макет, привлекли к сотрудничеству родителей и детей, повысив.

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного УралаФормирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного Урала ормирование интереса у детей дошкольного возраста к народной культуре Южного Урала приобрело особую актуальность, так как в последнее время.

Фотоотчет по проекту «Зимующие птицы Южного Урала»Фотоотчет по проекту «Зимующие птицы Южного Урала» Педагогический проект "Зимующие птицы"знакомит детей с видами птиц родного края,зимующих рядом с нами. Многим приходилось наблюдать такую.

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Форма проведения: игра-фантазия. Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора народов Южного Урала Занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Программное содержание: закрепить у детей знания о фольклоре.

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Минералы Южного Урала» Тема: «Минералы Южного Урала» Цель: -познакомить детей с разнообразием минералов родного края Задачи: • Продолжать формировать умение.

Мини-музей уральского казачества и народов Южного УралаМини-музей уральского казачества и народов Южного Урала Мини-музей Уральского казачества и народов Южного Урала. «Мини-музей в детском саду как форма развития и приобщения истокам русской народной.

Проект «Фольклор Южного Урала»Проект «Фольклор Южного Урала» Актуальность: Дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений.

Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки» Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки» Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей.

Вечер народных игр Южного Урала «Физкультурный досуг для детей 5–7 лет»Вечер народных игр Южного Урала «Физкультурный досуг для детей 5–7 лет» Цель: -закрепить умение выполнять правила в народных подвижных играх Южного Урала: «Ласточка». «Татарский плетень», «Пчелы», «Шлепанки»,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Жилище народов Южного Урала»
Опубликовано: 31 января 2018 в 13:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста...
Цель : Продолжать формировать умение создавать выразительный образ зайца при рисовании гуашью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Мы - гжельские мастера». Цель: вызвать у детей...