Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Марина Мухина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Цель:

- познакомит детей со звуками Ф,Ф’, буквой Ф;

- находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова);

- закреплять умения делить слова на слоги;

-закреплять умения определять ударный слог в слове;

- закреплять умения составлять схему предложения;

- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;

-совершенствовать умения рассуждать, четко выражая свои мысли.

Задачи:

- образовательные: учить детей характеризовать и различать звуки Ф, Ф’;

совершенствовать навык различения звуков: мягкий – твердый, глухой – звонкий;

совершенствовать навык звуко- буквенного анализа слов на основе наглядно-графических схем;

совершенствовать навык определять место звука в словах;

познакомить с буквой Ф.

- развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ф – Ф’;

развивать фонематический слух;

развивать графо-моторные навыки;

- воспитательные: воспитывать умение уважать мнение других;

воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: фишки синего и зеленого цветов, рабочие тетради, цветные ручки, простой карандаш, полоски – схемы слов, интерактивная доска.

Содержание непосредственной образовательной деятельности детей:

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня утром я получила посылку, на которой не было обратного адреса. Как вы думаете, кто мог ее прислать? (Ответы детей)

- Посмотрите на доску, кому могут принадлежать эти предметы? (Слайд с предметами, принадлежащими фокуснику (Фокуснику).

- Молодцы. А вот и сам фокусник. (Слайд на доске с изображением фокусника)

- Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней находится. (Открываем посылку и находим в ней письмо и шляпу волшебника)

- Письмо и волшебная шляпа. Сейчас я прочитаю вам письмо:

«Дорогие ребята! Я приготовил для вас сюрприз. Он находится в волшебной шляпе»

- Давайте посмотрим, что же там находится? Странно, это фантики. (В шляпе лежат фантики от конфет).

- Надо прочитать письмо дальше, может фокусник объяснит нам, почему в шляпе фантики, а не сюрприз?

-«В шляпе лежат фантики от конфет, но если вы будете работать на занятии, выполнять все задания, то произойдет чудо.

Вот вам первое задание: угадайте,какой звук слышится в начале слова «ФАНТИК».

Желаю вам удачи. Фокусник Фима».

2. Работа со звуками.

- Ну что ребята, попробуем выполнить задание фокусника Фимы? Какой звук мы слышим в начале слова «ФАНТИК»?

- Правильно, звук Ф. Дайте характеристику этому звуку.

- А какие еще бывают звуки? (Ответы детей)

- Каким цветом мы будем обозначать звук Ф? (Синим)

-Почему?

-Молодцы! Скажите, пожалуйста, кто запомнил как зовут фокусника? (Фима)

-Правильно. А с какого звука начинается его имя?

-Правильно со звука Ф’. Дайте характеристику этому звуку.

-Каким цветом будем обозначать звук Ф’?

-Почему?

- Молодцы! Возьмите синие и зеленые фишки и полоски-схемы. Я вам буду называть слова, а вы будете определять место звуков в слове. Будьте внимательны, слушайте, какой звук в слове, твердый или мягкий, и где он находится – в начале, середине или конце слова.

- Отгадайте загадки, а отгадкой будут слова, в которых есть наши звуки. (Дети отгадывают загадки, определяют твердый или мягкий звук, и где он находится).

После того, как дети отгадают загадку, на экране появляется картинка-отгадка. После того, как определили место звука в слове, на экране появляется картинка с правильным вариантом.

В парке, в летнюю жару,

Воду льёт на детвору.

Брызги веером летят.

Не найти сухих ребят!

Это, что за хулиган!

Как зовут его? (Фонтан).

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет.. (фея)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках … (жираф).

Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены -. (фигуристы)

Он стоит на перекрёстках,

Светит для детей и взрослых.

Тот, кто плохо его знает,

На дороге пострадает!

У него всего три цвета.

Светит он для всей планеты.

Он машин решает спор,

Всем знакомый (светофор).

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег.

Начинается на К

Наш продукт из молока. (кефир)

- Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь сами придумайте слова, в которых встречаются эти звуки. (Ответы детей)

3. Физминутка.

- А сейчас вместе с Федей и Фаиной мы отдохнем. (физминутка транслируется на экран, дети под музыку выполняют движения, которые показывают герои)

4. Знакомство с буквой Ф.

-Звуки Ф и Ф’обозначаются буквой Ф. Посмотрите на эту букву. Как вы думаете, на что она похожа?

Дети читают стихи.

Всем известно без подсказки,

Буква Ф – как ключ из сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас. (В руках у ребенка игрушечный Буратино с ключиком)

Я футбольный судья.

Целый день с мальчишками.

Два футбольных мяча

У меня под мышками! (Ребенок изображает судью с мячами)

Федя ходит руки в боки,

Значит, выучил уроки. (Ребенок показывает, как ходит Федя)

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу (Игрушка Филин)

5. Работа в тетрадях.

Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ф.

Сначала нарисуй кружок,

А рядышком еще другой.

Теперь, старайся, мой дружок,

Их разделить прямой чертой.

Показ на доске.

-Открыли тетради. Сейчас мы будем писать букву Ф.

-Сначала нарисуем букву в воздухе, а потом в тетради.

-Пишем через клеточку всю строчку.

6. Работа со словами и предложениями.

-Напишите слово фикус. Кто знает, что это такое? (Показ цветка).

- Разделите слово «фикус» на слоги и определите ударный слог.

-Давайте с вами вспомним, как делить слово на слоги.

- А как мы определяем, на какой слог падает ударение?

-А сейчас давайте превратим слово фикус в любимое слово фокусника. Как вы думаете, что это за слово? Что делает фокусник? (Показывает фокусы)

-Как же мы превратим фикус в фокус? (Поменяем и на о)

-Послушайте, что я сейчас скажу: У Феди флаги. (предложение)

- А что мы знаем про предложения? (Предложение состоит из слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.)

- Молодцы, составьте схему предложения.

-Запишите предложение. Внизу под словами определите, какими звуками обозначены буквы.

Проверка с помощью слайдов.

7. Просмотр мультфильма.

– Молодцы, вы хорошо поработали и в конце занятия мы посмотрим мультфильм про букву Ф. (Мультфильм из серии «Азбука Малышка»)

8. Итог.

-Вспомните слова, которые встретились в мультфильме.

- С какими звуками мы познакомились, расскажите о них.

-Какой буквой они обозначаются. Давайте вспомним правило: буквы мы (читаем и пишем). А звуки… (слышим и произносим).

-Ну а сейчас посмотрим, произошло у нас чудо или нет, о котором говорил фокусник Фима.

Из шляпы появляется мешочек со сладостями.

-Ребята. Посмотрите, мы с вами выполнили все задания фокусника, и произошло превращение фантиков в конфеты.

- Спасибо вам за хорошую работу на занятии. Давайте скажем «Спасибо!» фокуснику. До свидания.

Публикации по теме:

НОД «Закрепление знаний о звуках [Р], [Р’], [Л], [Л’] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л.» Цель:Закрепить знания детей о звуках [Р],[Рь][Л],[Ль] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л. Закрепить умение правильно произносить.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
Опубликовано: 9 октября 2014 в 20:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...