Виктория Ситникова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Весенняя капель»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи
в старшей группе
«Весенняя капель»
Воспитатель: Ситникова В. А.
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»
Задачи.
Развивающая: развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, мышления, мелкой и общей моторики, тактильной чувствительности, развитие синтаксического строя речи (составление простых распространенных предложений).
Обучающая: совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать однокоренные слова, совершенствование навыка слогоделения, определение ударного слога.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи „Весенняя капель“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности; бережного отношения к природе, эстетическое воспитание.
Материал: фланелеграф, мяч, тазик с прозрачными бусинами, игра «Лото. Времена года», карточки-схемы предложений, листочки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши, запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», магнитофон.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе во время прогулок, беседы о признаках весны, разучивание физминутки «Клен», рассматривание репродукций с картин И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А. Саврасова «Грачи прилетели».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». Дети, стоя в круге, слушают.
Воспитатель: Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Капли скачут мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идёт. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!
Н. Нищева
- Ребята, как вы думаете, от какого слова, как произошло слово «капает»? (Предположения детей.)
Давайте поиграем в игру «Слова одной семейки». (Дети садятся на коврик.)
Мы образуем слова от слова кап.
(Воспитатель катает мяч поочереди детям, задает вопросы, дети возвращают мяч, сказав новое слово.)
- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала. (Капли)
- Что делают капли, падая с крыш? (капают)
-Что начинается на припеке с крыш весной? (капель)
- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)
- Если капли падают, какие они? (капающие)
Молодцы! Как много слов вы подобрали! Повторим их.
2. Воспитатель убирает мяч, ставит на стол тазик с прозрачными бусинами, в котором спрятаны картинки из лото «Времена года».
- Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Мы поочереди будем опускать туда руки и находить картинки, связанные с весной.
Дети по одному достают картинки, прикрепляют их к большой карточке на фланелеграфе, отхлопывают количество слогов, находят ударный слог. (вет-ка, ру-чей, сне-го-вик и т. п.)
3. - Теперь мы составим предложения по своим картинкам и схемы к этим предложениям.
Дети садятся за столы, на которых приготовлены наборы полосок-схем. Каждый ребенок говорит предложение и составляет к нему схему.
- Посчитайте сколько слов в ваших предложениях. Столько же полосок в схеме? Что означает полоска с трубой? А полоска с точкой? Молодцы!
-А сейчас мы немного отдохнем, выйдем из-за столов, встанем в круг.
4. Физминутка «Клен».
За окном сосулька тает. Дети стоят, повернувшись лицом в круг. Выполняют 4 прыжка
на носочках, держа руки на поясе.
Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх, наклоны туловища влево-вправо.
Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены вниз. Разжимают кулачки.
Клен тугие кулачки.
Прислонился клен к окошку, 4 прыжка.
И едва растает снег, Наклоны влево-вправо.
Мне зеленую ладошку Поворачиваются лицом друг к другу.
Клен протянет раньше всех. Протягивают друг другу правые руки. Рукопожатие.
5. Дети продолжают стоять в кругу. Упражнение «Подбирай, запоминай» с мячом.
- Я говорю слово- предмет и мяч бросаю, а вы подбираете к нему слово-действие и мяч мне возвращаете.
Весной что делает СОЛНЦЕ? (греет, припекает, ласкает, согревает и др.)
Птицы? (прилетают, вьют, выводят птенцов, ищут корм и т. п.)
Капли? (капают, звенят, стекают, скачут)
Ручьи? (журчат, бегут, текут)
Хорошо. Умнички!
6. - А теперь отгадайте загадку: Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(сосулька)
-Верно. Пройдите к столам, найдите на своих листочках сосульку, обведите и закрасьте её голубым карандашом. (Дети садятся за столы, выполняют задание.) Что еще там нарисовано? Верба самая первая просыпается от зимнего сна, ее набухшие почки похожи на маленьких птенцов.
7. Итоги. Наше занятие закончилось. Что вам запомнилось больше, что понравилось? О чем мы говорили, что делали? (Ответы детей) Мне очень понравилось, как вы занимались.