Марина Пурусова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель:
Приобщать детей к истокам русской культуры.
Задачи:
Развивающие:
• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
• Развитие интереса к русским традициям и промыслам,
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Обучающие:
• Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Семейные обычаи на Руси“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
• Закреплять использование нетрадиционных методов рисования: с использованием угля.
• Закреплять геометрические формы.
• Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок, сундук;
Определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый, колыбелька. Разучивание поговорок, прибауток.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан, камень с надписью.
Атрибуты русской избы: печка, чугунок, самовар, сундук, сарафан, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла, игрушки и посуда древних славян;
уголек, зернышки, монетки, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы.
Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Рассматривание русских узоров, орнаментов.
Ход занятия:
Дети входят в раздевалку.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, что нового вы видите в раздевалке?
Дети:
- Сундук
Воспитатель:
- Правильно. А для чего нужен сундук?
Дети:
В старину в нем хранили одежду.
Воспитатель:
- А для чего замок?
Дети:
- Чтобы запирать сундук.
Воспитатель:
- Да, хозяева запирали сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо. А иногда и плохо, что есть замок. Почему?
Дети:
- Можно потерять ключ – тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться.
Воспитатель:
- Ребята, а крышка у сундука – это хорошо?
Дети:
- Хорошо. Вещи не будут пылиться. Не будет видно, что лежит.
Воспитатель:
- Но иногда и плохо, что есть и крышка у сундука. Почему?
Дети:
- Можно прихлопнуть палец.
Воспитатель:
- поэтому мы сейчас аккуратно и осторожно откинем крышку нашего сундука и посмотрим, что в нем лежит. Это русские рубашки, сарафаны и платки. Давайте мы оденем наряды и отправимся в путь.
Воспитатель:
-А когда носили эти вещи?
Дети:
- В старину.
Воспитатель:
- Да, это вещи из далекого прошлого. Мы сейчас живем, в какой стране?
Дети:
-В России!
Воспитатель:
- Правильно, а в старину называли Русь – матушка. А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на Руси?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда, возьмемся за руки, отправимся в путешествие.
Аутотренинг (под тихую светлую музыку).
День наступает,
Природа оживает
Солнце встает
Нам светло дает.
Друг на друга поглядим
Про себя поговорим
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие
Все у нас пригожие»
Мы собираемся
В долгий путь отправляемся.
- Ну, что же, в путь!
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.
Налево пойдешь – в старину попадешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадешь.
Направо пойдешь – ничего не найдешь.
Дети, куда же пойдем? Направо или налево?
Дети:
Налево.
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали?
Дети:
- В избу.
Воспитатель:
- Правильно. Но прежде чем войти в дом мы должны покланяться хозяевам.
ДЕТИ КЛАНЯЮТСЯ И «ЗАХОДЯТ» В ИЗБУ
В этой избе живет семья. В старину маму и папу называли матушка и батюшка.
Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
Дети:
- Здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда, сундук и т. д.
Воспитатель:
- Я вижу предмет, про который знаю загадку, а вы найдите отгадку: «Стоит толстяк, подбоченившись бок, шипит и кипит, всем пить чай велит».
Дети:
- Самовар.
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это самовар?
Дети:
- Он толстый. И из него пьют чай.
Воспитатель:
- Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нем кипятят воду и потом пьют чай. Посмотрите нас здесь ждали – накрыли стол. Но по традиции первым за стол садился главный в доме – батюшка и так же он начинал первым кушать.
- Посмотрите у нас в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка.
Ребенок, достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:
- Она только сегодня родилась, поэтому и плачет.
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена.
Воспитатель:
- Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Девочку нашу назовем - Аленушкой.
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, её все будут называть ласково Аленушка. А когда она вырастет, то её уже будут называть Алена. Мы растем, и имя наше растет.
- А вы знаете, что обозначает имя Алена?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Это имя древнерусское, обозначает алая, красивая. Так звали богиню утреней зари — Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй, покладистой и бережливой, жизнерадостной и счастливой. Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети: - Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
- А кто знает, зачем нашей Аленушке эти вещи? На Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.
Воспитатель кладет уголек:
- Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.
- А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыт.
- Когда клали монетку - будь всегда богат.
Воспитатель:
- А вспомните, что приговаривали, когда купали ребенка?
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Аленки-
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Воспитатель: - Вытирая, говорили-
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
- Дети, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
- Одевали.
Воспитатель:
- А во что одевали ребеночка?
Дети:
- В рубашку.
В старину лён считался лечебным материалом, одежда изо льна экологически чистая, тело в ней «дышит».
Теперь мы понимаем, что когда одевали ребеночку льняную рубашку, родители хотели, чтобы малыш вырос здоровым.
Рассмотрите внимательно рубашку. Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
- А теперь посмотрите внимательно на свои наряды, что вы видите?
Дети:
- Узоры, орнаменты….
У нашей Аленушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ей в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Аленушки – и не простой подарок, а настоящий оберег, чтобы он оберегал его от бед? Придумаем обережные узоры для сарафанчика Аленушки и подарим их.
Давайте пройдем в мастерские, у нас для этого есть все необходимое.
Физкультминутка.
Гроза
Встало солнышко с утра,
И ушли мы со двора,
Мы топтали на полянке
Тонконогие поганки,
Землянику собирали,
Веселились и играли.
Вдруг все небо потемнело,
Что-то страшно загремело,
Смотрим мы во все глаза —
Начинается гроза!
То ли прятаться под дубом,
То ли прочь бежать отсюда,
Но гроза отгрохотала,
Поплыла и с глаз пропала.
Завтра мы пойдем опять
На полянку поиграть.
Воспитатель:
Вот мы и пришли в наши мастерские. А вы знаете, чем рисовали на Руси?
- Угольками. Перышками.
Создавая оберег, выберите, какие элементы вы хотите использовать для узора. Вы можете создавать геометрические узоры. Геометрический ромб – главная, фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца.
Также очень красив в исполнении растительный орнамент.
В старину украшали одежду, рушники, и другие предметы быта различными веточками, ягодками, кустиками, цветами. Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые обережные узоры для сарафанчика Аленушки. Вы можете использовать образец.
Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям.
- Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д.
Воспитатель:
- Ребята, давайте все вместе рассмотрим наши работы.
Дети объясняют, какие средства они использовали, какие цвета, и формы они использовали.
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.
Воспитатель:
- Дети, можно дарить такие подарки, они вам нравятся. А теперь давайте подарим, Алёнушке наши подарки и пусть каждый пожелает ей что-нибудь.
Проходят в избу.
Дети:
- Никогда не болей, будь здорова.
- Слушай отца - батюшку да родную матушку.
- Будь добра, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
А у нас есть и для гостей подарки и пожелания:
- Будьте здоровы, живите богато.
- Будьте в дому, как оладышек в меду.
- Дай Бог вам удачи.
- Житья вам, бытья и здоровья.
Воспитатель:
- Дети, а вам понравился день рождения Аленушки? А какое у вас настроение? А что больше понравилось?
Дети:
- Нам понравилось готовить подарки.
Воспитатель:
- Подарком может быть не только узоры для одежды, но и красивая, расписная посуда, расписные игрушки. Давайте кследующему дню рождению научимся украшать посуду узорами, орнаментами и вернемся с новыми подарками для Аленушки.