Командина Светлана
Конспект непрерывной образовательной деятельности «О чем рассказала флешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы
«О чем рассказала флешка»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст. Старшая группа.
Тема НОД: «О чем рассказала флешка»
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „О чем рассказала флешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Цель: создать условия: для формирования познавательных действий в процессе экспериментирования (с водой, песком, глиной, красками, тканью); формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей сохранения и передачи информации.
Задачи:
Образовательные :
• дать элементарные представления об истории сохранения и передачи информации.
Развивающие:
• развивать мышление, внимание: умение анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
• воспитывать у детей интерес к социокультурным ценностям, творческую самостоятельность, дружелюбие.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности : игры-исследования,
физминутка, дыхательная гимнастика, беседа.
Педагогические методы: игра (мотивация деятельности, экспериментирование, наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация видеоматериала с использованием ИКТ, рисование.
Оборудование: мультимедийная система, презентация, магнитафон, карточки с изображением иероглифов; на каждого ребенка: деревянные палочки, тарелочка с цветным песком, дощечки с глиной, ёмкости с водой, подносы, пяльцы, ткань 25*25, печати с буквами, краски, формочки для краски, подставки для кисти, кисти, салфетки, листы бумаги.
Ход НОД.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Татьяна Николаевна. А имена на ваших бейджиках помогут мне знать как вас зовут. Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).
Совершенно верно – это флешка. Здесь могут поместиться и книги, и фотографии, и письма. Так люди в современном мире сохраняют информацию. Как вы думаете, всегда ли люди пользовались флешкой?
Я приглашаю вас в одно увлекательное путешествие, в котором вы узнаете, как же люди раньше сохраняли информацию.
Отправляемся?
Дети: Да
Воспитатель: А как нам попасть в прошлое?
Дети: Варианты ответов
Воспитатель: поможет нам в этом машина времени (загорается машина времени, звучит музыка). Дети входят вовнутрь круга. Передают по кругу палочку-перемещалочку.
Воспитатель: Вы догадались, где мы?
Ребята, мы с вами попали в древний Египет (звучит музыка Египта). Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Пробовали они писать на различных материалах. Хотите узнать, какой материал они выбрали? Предлагаю вам пройти и присесть за столы, попробуем написать, как жрецы.
(дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).
Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей: песок, глина, вода).
Молодцы! Вы назвали все материалы.
Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там круг, треугольник, квадрат. (дети рисуют).
Что получается, ребята? (ничего)
Как же так, а почему? (дети отвечают)
Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете - не видно! Можно сохранить информацию с помощью воды?
Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте солнце на песке. (Дети пишут, рисуют)
Скажите, ваши изображения видны? (да)
Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому ни-будь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.
Что стало с вашей надписью? (ответы детей)
Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?
Потому что песок какой? (сыпучий)
Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине. Поставьте 5 точек, 3 палочки. Получилось?
Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)
Она осталась? (да)
Подуйте на нее (дуют)
Что с ней стало? (сохранилась)
Какой же природный материал сохранил информацию?
Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)
Вот так и древние жрецы пробовали писать на разных материалах и выбрали глину (на экране слайды с изображением глиняных дощечек)
Для записи жрецы использовали глиняные дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, после эти пластины обжигали, чтобы информация сохранилась на долгие-долгие года. Вот какой секрет был в древнем Египте. (слайд)
Воспитатель: Машина времени нас ждет и нам пора отправляться снова в путешествие. (дети входят в машину времени, звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в древний Китай, (на экране слайды с изображение природы и зданий Китая). Китайцы выращивают рис, чай. Ещё они любят украшать свои дома и улицы красивыми фонариками.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что китайцы очень много времени уделяли своему здоровью, поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.
Физминутка
Встанем, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом. Готовы?
(Звучит китайская музыка)
Поприветствуем друг друга по-китайски. (ладони сложены вместе, наклон вперед)
Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо.
Поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.
Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы (руки в стороны, повороты в лево, в право, пружинка)
Какие красивые зонтики!
А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. молодцы.
Еще в Китае любят пить чай. Превратимся с вами в чайник, наливаем чай (рука на поясе, другая в сторону, согнута в локте, наклон в сторону) Чай горячий, подуем.
Поблагодарим друг друга по-китайски. (ладони сложены вместе, наклон вперед)
Воспитатель: Предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу (садятся на ковер).
Воспитатель: Прежде чем изобрести бумагу китайцы сохраняли информацию на шелке, это такая нежная материя. Дело в том, что в Китае для написания использовали специальные символы, которые называются иероглифы. Повторим это интересное слово. (воспитатель показывает иероглифы и их обозначения). Один иероглиф обозначает целое слово. Как вы думаете, что означает этот иероглиф. (крепит на магнитную доску изображение). Я предлагаю вам выбрать понравившийся и написать на ваших кусочках шелковых страниц, спрашивает у детей, по окончанию работы, что они нарисовали). Обозначение иероглифов: (горы, река, солнце, человек, трава)
Воспитатель: Машина времени снова нас ждет и нам пора отправляться дальше (дети садятся в машину времени, звучит музыка, музыка сменяется на русскую народную).
Воспитатель: На этот раз мы переместились в древнюю Русь (на экране слайды, с изображением древней Руси, воспитатель комментирует изображения : красивые высокие деревянные терема с круглыми куполами, люди в красивых, расшитых миодеждах). Сначала на Руси сохраняли информацию на бересте.
Воспитатель: Береста это кора березы, её срезали очень аккуратно, чтобы не повредить. (показывает слайды с изображение бересты). А писали на ней с помощью специальной острой палочки, которой выцарапывали буквы. Это был очень тяжелый труд, поэтому люди очень обрадовались, когда появились бумага и печати. Буквы вырезали из дерева, или делали из железа, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Так люди на Руси сохраняли информацию. Предлагаю вам с помощью печатей напечатать своё сообщение. Рассмотрите печати, они разные. Подумайте, какую информацию вы хотели бы передать, подберите необходимую печать (дети делают отпечатки, рассказывают свои истории : узнаем, о чем нам хотела сообщить) Печати помогли вам сохранить и передать информацию другим.
Воспитатель: Машина времени нас ждет и нам пора отправляться снова в путешествие (дети заходят в машину времени, звучит музыка). Дети перемещаются в современный мир.
Воспитатель: Мы с вами переместились в современный мир (фото современного Саратова).
Воспитатель: Ребята, вы узнали, в каком городе мы оказались.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран (изображения компьютера, флешки, диска) назовите эти предметы? Они помогают сохраняют информацию в наше время.
Современные люди даже общаются при помощи компьютера. Слышите, с нами тоже кто-то хочет пообщаться. Кто же это? (звонок скайпа)
(Видео из библиотеки)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владиславовна. Я работаю в библиотеке. В данный момент я нахожусь у себя на работе. Я знаю, что у вас в детском саду каждый день происходит что-то новое. Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? ( ответы детей: мы сегодня узнали как люди в древности сохраняли и передавали информацию. В Египте- на глиняных дощечках, в Китае- на щелке, на Руси- на бересте, потом с помощью печатей)
У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята. Ждем вас в нашей библиотеке, где много книг, которые расскажут вам и космосе, и о животных, много интересных сказок. До скорой встречи! (ответы детей)
Воспитатель:
И мне пора с вами прощаться, на память о нашей встрече я хотела бы вам подарить блокноты. Здесь пока нет никакой информации нарисовать, напечатать сохранить любую информацию и поделиться с ней с друзьями.