Анастасия Косоурова
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Путешествие в тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: создание условий для формирования у детей представления о природных условиях тундры, о животном и растительном мире.
Задачи:
- Образовательная: познакомить детей с особенностями природных условий тундры.
- Развивающая: развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе тундры.
Материалы и оборудование: картинки тундры, оборудование для опыта, пособие для игры «Кто в теремочки живет?».
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе „Путешествие в тундру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тундра. Природная зона
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Этапы занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Заинтересовывающий момент
- Все вы помните сказку «Теремок»?
(Да)
- Сегодня мы с вами попытаемся рассказать ее по-новому, ведь жалко развалившийся домик.
(Да, жалко, но в мультфильме звери его заново построили)
- А мы просто по-другому расскажем. Представьте, что в поле стоял вот такой теремок. Как вы думаете для кого он построен?
(Для животных с Северного полюса)
- Правильно. Теперь давайте будем рассказывать сказку. Я раздам вам карточки с изображением животных, а вы должна правильно найти для них теремок. Попробуйте придумать прозвища для своего животного, как в сказке – лягушка-квакушка, комар-пискун и т. п.
-Посмотрите на это животное, как вы думаете оно живет на Северном полюсе?
(Нет)
- Ребята, такое животное на Северном полюсе не живёт – оно травоядное.
- А о том, где живёт северный олень, мы узнаем в нашем путешествии по тундре.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Давайте сядем все красиво, спинки выпрямим, ножки поставим вместе. Вот мы и в самолете, прислушайтесь к звуку мотора самолета.
- В нашем путешествии мы узнаем, где живет северный олень. Вот мы и прилетели. Здесь снова зима, снег.
- Кого вы здесь видите?
(Стадо оленей)
- А о чем говорит присутствие в этих местах оленей?
(О том, что появилась растительность)
- А что необходимо всем растениям для жизни?
(Свет, тело, вода)
- Выходит, что в этом месте все это есть? Оно называется тундра.
- Но почему растительность так скудна – только мхи, лишайники да иногда низкорослые березки, прижавшиеся к земле?
- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем разобраться. Проведем эксперимент, но перед этим давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
(быстрый шаг)
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
(выполнять движения будто умываемся)
Вот так славно освежились
(показать большой палец)
Приезжайте в тундру к нам
(показать руками на себя)
К белым, тающим снегам
(руки в стороны)
Проведение опыта
- Вот два одинаковых непрозрачных цветочных горшка, наполненных землей.
- Скажите, одинаковые ли эти горшки?
(Да)
- Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды.
- Как вы думаете, что должно произойти?
(Вода уйдет в землю)
- Наливаю воду в первый горшок. Вода действительно уходит в землю.
- Теперь налью воду во второй горшок.
- Посмотрите, вода почему-то осталась на поверхности. Вероятно, ей что-то мешало просочиться внутрь. Что же?
- Давайте аккуратно раскопаем землю и посмотрим. Так и есть – стекло.
- В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой, и вода, так же, как и в случае с цветочным горшком, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно замерзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.
- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре?
(Короткие, т. к. они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту)
- Какими же тогда вырастают сами растения?
- Вот так – с помощью двух цветочных горшком – мы поняли, почему образуются болота и почему растения в тундре не бывают большими.
- Мы с вами провели опыт. Учась в школе, на уроках физики и химии вы будете проводить много опытов, которые помогут вам лучше понять мир, в котором вы живете.
- Итак, в тундре есть растения. Что из этого следует?
(Что есть и животные, которые ими питаются)
- Как они называются?
(Травоядные)
- Кто же это?
(Северный олень, заяц)
- На них охотятся волки, песцы, полярная сова. Как можно назвать этих животных?
(Хищники)
- Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия
Систематизация знаний
- Теперь вы можете рассказать, как должен выглядеть «Теремок» для северного оленя?
- Чем он похож на «Теремок» для белого медведя? Чем отличается?
Рефлексия
-Что вам понравилось в нашем путешествии?
-Кому вы можете рассказать о нашем путешествии?
- Вы все большие молодцы, спасибо вам огромное за занятие!