Светлана Изюмова
Конспект НОД «Для чего птицам перья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе Изюмовой Светланы Владимировны
1. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
2. Тема: «Для чего птицам перья?»
3. Программное содержание:
Цель: Ознакомление со свойствами перьев и значением их для птиц.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Для чего птицам перья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
образовательные: познакомить с назначением махового, рулевого и пухового пера птиц. Обогатить словарный запас по теме.
развивающие: развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать мелкую и общую моторику.
воспитательные: побуждать к проявлению заботливого отношения к птицам зимой.
4. Словарная работа: обогащение словаря - маховое, рулевое, пуховое перо, орнитолог, лупа.
5. Предварительная работа: наблюдение за зимующими птицами на прогулке
6. Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, экран, слайды к занятию, 3 вида перьев : маховые, пуховые, рулевые, лупы по кол-ву детей, весы, камешки, диски для изготовления кормушек, корм для птиц, стеки, салфетки,
Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Я очень рада видеть вас всех. Доброе утро!
Соберемся все мы в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Сегодня я предлагаю вам стать учеными-исследователями. Ученые-исследователи очень внимательные люди. Давайте проверим, насколько вы внимательны. Повторяйте за мной.
(проводится пальчиковая игра)
Пальчиковая игра «Стая птиц»
Ну-ка, посчитай-ка!
(попеременно кулачок, ладошка)
Сколько птичек в стайке?
(пальцы растопырены)
А теперь внимательно! На каждое название птицы загибайте палец.
Вот ворона, галка тут,
(на каждую птицу загибают палец)
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.
Воспитатель: Сколько назвали птиц? (10)
Воспитатель: Молодцы! Вы очень внимательные, а значит, можете быть исследователями. Изучать мы будем с вами птиц. А вы знаете, как называются ученые, которые изучают птиц? (Орнитологи) Совершенно верно! Все птицы разные, а что у них общего?
Дети: тело птиц покрыто перьями
Воспитатель: Верно, уважаемые коллеги орнитологи! А вы хотели бы узнать, какую роль играют разные перья для птиц? Давайте попробуем исследовать, как устроено перо птицы и для чего служит. Приглашаю вас, коллеги, надеть специальную форму исследователей и пройти за лабораторные столы.
2. Основная часть
Воспитатель: Птицы, единственные на земле существа, имеющие перья. Одинаковые ли птицы и их оперение? (На экране 2 слайда)
Дети: Птицы разных размеров, цвет пера разный.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на перышки, которые находятся на ваших лабораторных столах.
Одинаковые ли они? Чем отличаются?
Дети: По цвету, размеру, форме.
Воспитатель: Возьмите маленькое перо. Эти перья расположены на крыле. Крыльями птица машет, чтобы взлететь и летать. Это перо называется «маховое», от слова «махать». Помашите пером, что вы ощущаете?
Дети: Воздух, потоки воздуха, дуновение ветерка.
Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит воздух, поднимая птицу вверх - это перо «маховое». Рассмотрите его через увеличительное стекло, лупу.
Что вы видите? (Пушинки пера очень плотно прижаты друг к другу) А если бы могли посмотреть на это перо в микроскоп и увеличить изображение еще больше, то мы бы увидели, что на каждой пушинке есть крючки, которые удерживают их вместе.
(Показ на экране строения пера, пушинок и крючков)
Ученые, подсмотрели этот секрет и изобрели застежку «молния». Вот какая мудрая природа!
Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно? (Обследуем пальчиками)
Дети: Плотное, жесткое, большое.
Воспитатель: Интересно, легкое оно или тяжелое? Положите на одну ладошку перо, на другую камень. Сделайте вывод.
(Дети кладут на руку перо, а на другую – камень. Делают вывод.)
Дети: Перо – легкое, а камень – тяжелый.
Воспитатель: Как еще можно взвесить перо и камень? При помощи какого прибора?
Дети: с помощью весов.
(Взвешиваем на весах – перо, камень. Делаем вывод.)
Дети: Перо легкое, а камень тяжелый.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому что чаша весов, на которой лежит камень, опустилась вниз, а чаша с пером поднялась вверх.
Воспитатель: А как вы думаете, где человек мог использовать такие перья?
Дети: Раньше перьями писали.
Воспитатель: Действительно, такими перьями писали, пока не изобрели перьевые, а позже шариковые ручки для письма.
Воспитатель: А сейчас я попрошу вас встать. Подойдите поближе, встаньте в круг. Посмотрите, какие перья есть у меня в коробке. Положите это маленькое перышко на правую ладошку. Мы подуем на перо. Вместе все: еще, еще! Наше перышко летит! Как оно опускается на пол: быстро или медленно? На что похоже наше перышко?
Дети: перо падает медленно, плавно кружится. Похоже на снежок, пушок.
Воспитатель: Поймайте перышко левой рукой! Посмотрите, какое оно, это перо. Вы сказади, что оно похоже на пух. Это пуховые перышки, от слова «пух». Как вы думаете зачем птице такое перо? Чтобы летать?
Дети: Нет, чтобы было тепло.
Воспитатель: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Этими перьями покрыты у птицы : туловище, голова, крылья, лапки. А где человек может использовать пуховые перья птиц?
Дети: Люди используют перья птиц в пуховиках, в подушках.
Воспитатель: Положите перышко в коробку. Присаживайтесь за свои столы.
Воспитатель: Ребята, а где еще у птицы есть перья?
Дети: в хвосте
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на самые большие перья у вас на лабораторном столе. Перья на хвосте называются «рулевые». Как вы думаете, почему они так называются?
Дети: они помогают менять направление полета птицы.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Какие перья птиц вы сегодня сравнивали, рассматривали и исследовали?
Дети: Маховые, пуховые, рулевые.
Воспитатель: Для чего птице маховые перья?
Дети: Чтобы летать
Для чего птице пуховые перья?
Дети: Чтобы было тепло
Для чего нужны рулевые перья?
Дети: Чтобы управлять полетом
Воспитатель: Природа позаботилась, чтобы птицам было тепло зимой, покрыв их тела пуховыми перьями. В суровые зимние дни птицам очень трудно найти корм. А можем ли мы с вами помочь птицам? Как?
Дети: Мы делаем кормушки.
Воспитатель: Молодцы! И я сейчас предлагаю сделать маленькую кормушку для пернатых друзей. Подходите к этому лабораторному столу. Давайте возьмем диск и нанесем не него арахисовое масло. Это лакомство для птиц. А затем поместим диск в коробочку с кормом, так, чтобы он прилип на арахисовое масло. Вот так! (Показ) Приступайте к работе) Дети изготавливают кормушки-диски) Вытрем руки салфетками и покажем наши чистые пальцы. (Провожу пальчиковую игру)
Сколько птиц к кормушке нашей прилетит?
Мы вам расскажем.
2 синицы, воробей,
6 щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем им хватит зернышек!
У вас получилась мини-кормушка с лакомством для птиц. Птицы очень любят несоленые семечки подсолнуха, семена льна, пшено.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: Уважаемые коллеги исследователи! Я благодарю вас за проведенные исследования и прошу вас снять лабораторные халаты. Вам понравилось быть исследователями, орнитологами? Возьмите диски-кормушки для наших зимующих птиц. Расположите их на ветках деревьев и наблюдайте, какие птицы прилетят к вам на обед! Всего вам доброго! До свидания!