Ясуркаева Зарема
Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи «Сочиняем сказку сами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.
Задачи:
учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения;
учить работать по мнемотаблице;
уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве;
Публикация «Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи „Сочиняем сказку сами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
расширять словарный запас детей;
совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты, соответствующие зачину сказки и концовке;
развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память;
воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству; желание действовать сообща, в коллективе.
Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «Назови сказку», «Исправь ошибку», «Кто потерялся?», «Кто лишний?», «Что произойдет, если?»; пересказ сказок по мнемотаблицам; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц; разучивание сказочной зарядки.
Материалы и оборудование: конверт с разрезными картинками, колпаки сказочников, мнемотаблица к сказке, листы будущей книги-самоделки; аудиозапись «В гостях у сказки».
Ход НОД
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу и встают полукругом.
-Ребята, какое у вас настроение?
-Давайте мы с вами поздороваемся со всеми, что нас окружает и с нашими гостями и подарим им наше хорошее настроение.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
Подарите друг другу и гостям нашу добрую и светлую улыбку.
(Дети присаживаются на стульчики)
-Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то у нас в группе обнаружила вот этот конверт (показывает конверт детям). Давайте посмотрим, что же в нём лежит?
Раздается телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку и разговаривает по телефону.
-Ребята, как вы думаете, кто мне звонил? Мне звонила воспитатель из младшей группы. Оказывается, это она оставила нам конверт. Елена Анатольевна рассказала, что у них в группе пропала книга с любимыми сказками. Она просит нас помочь ее малышам и придумать для них новую сказку. Поможем Елене Анатольевне? А кто будет героями сказки, вы узнаете, когда выполните задание, которое находится в конверте.
Воспитатель открывает конверт.
-Посмотрите, здесь разрезанные картинки. Собрав их, вы узнаете, про кого мы будем придумывать нашу сказку для малышей. Для этого мы разделимся по парам.
Дети в парах собирают картинки с героями будущей сказки.
- Ну, что, ребята, сочиним сказку для малышей?
- Но сначала давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на свете.)
- Кто сочиняет сказки?
- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы –Яги!
- Какое волшебство бывает в сказке? (волшебные предметы, превращения, сказочные герои)
- А какие герои появляются в сказке (добрые и злые)
- Из каких частей состоит сказка? (Зачин, основная часть, концовка)
- С каких обычно слов начинаются сказки? («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».)
- Следующая часть сказки – основная часть. А вы знаете, что такое основная часть сказки? (самые интересные события, герой попадает в какую-либо историю).
- Как называется последняя часть сказки? (Концовка)
- Какими словами заканчиваются сказки?
(«Стали жить, поживать и добра наживать»,
«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец»,
«Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»,
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)
- Давайте ещё раз повторим, из каких частей состоит сказка : начало, основная часть, концовка.
СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА
(Построение.)
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
- Ребята, а может кто-то из вас знает, как ещё по-другому называют людей, которые сочиняют и рассказывают сказки? Таких людей называют сказочниками. И вот для того чтобы у вас получились необычные, интересные сказки, я предлагаю вам превратиться в сказочников. Давайте наденем колпаки сказочников и произнесем вместе со мной слова:
«В нашей группе чудо совершается.
Дети в сказочников превращаются»
(Звучит сказочная музыка)
- Ребята, а чтобы было ещё легче сочинить сказку, вам поможет вот эта волшебная таблица.
- Давайте рассмотрим её.
- Подумайте, какими словами начнется наша сказка? (варианты)
- Кто будет главным героем нашей сказки? (Заяц)
- Как вы думаете, какой он? Какой заяц по характеру?
- Где будут происходить события? (Ответы детей)
- Где жил зайчик? (В избушке на опушке леса)
- Куда и зачем пошёл заяц? (В лес за грибами и ягодами)
- Это какая часть сказки? (Начало)
- Кого он встретил на пути?
- Что произошло при встрече зайчика с лисой?
- Что сделала лиса?
- Кто пришел зайчику на помощь?
- А это какая часть сказки? (основная часть)
- Какая часть сказки осталась? (Концовка)
- Чем же закончилась сказка?
- С таблицей мы разобрались. Давайте попробуем сочинить сказку про этого зайчика.
А наши гости помогут нам, будут записывать нашу сказку.
Воспитатель раздаёт гостям заранее подготовленные листы бумаги.
Сочинение сказки по мнемотаблице.
Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса.
Однажды заяц пошёл собирать для друзей грибы и ягоды. Насобирал целую корзину грибов и ягод.
Идёт он домой, навстречу ёжик. «Что заяц несёшь?» - спрашивает ёжик. «Грибы и ягоды» - отвечает заяц. И угостил ёжика грибами.
Пошёл он дальше. Навстречу скачет белка. Увидела белка грибы и говорит: «Дай мне зайчик грибов, я бельчатам их своим дам». Угостил заяц белку и пошёл дальше.
Навстречу идет медведь. Дал он медведю ягод отведать и дальше пошёл.
Навстречу лиса. «Отдай заяц мне свою корзину!» Схватил заяц корзину с грибами и ягодами и убежал от лисы. Рассердилась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к его избушке и разрушила её. Приходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами.
Узнали лесные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом лучше прежнего. И стали они жить-поживать, да лесных друзей в гости принимать.
- Ребята, а как можно назвать нашу сказку? («Сказка про доброго зайца», «Приключение зайчика в лесу»).
- А как вы думаете, чему учит наша сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т. е. взаимовыручке)
- Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца?
Выслушиваются 2-3 ребенка.
-Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку для малышей. Давайте с вами изготовим книгу с нашей сказкой и подарим её малышам. Наши гости помогли нам и записали нашу сказку, так как вы писать ещё не умеете. А позже мы с вами сделаем иллюстрации к нашей сказке. Договорились?
Воспитатель собирает листы у гостей.
-Но пришло время становиться обычными ребятами, давайте все вместе произнесем слова:
«В нашей группе чудо совершается -
Сказочники в обычных детей превращаются»
Звучит сказочная музыка. Дети снимают волшебные колпачки.
Рефлексия.
- Кем вы сегодня были?
- О ком была ваша сказка?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вам показалось сегодня самым интересным?
- Что было сложным?
- А что легко удалось сделать?