Лилия Насертдинова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мир вокруг нас»
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьей.
Задачи: образовательные:
- формировать основу экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с явлениями природы через практическую деятельность;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
- учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, любознательность;
- развивать и совершенствовать познавательный интерес семьи вместе с детьми в процессе экспериментирования, установления причинно-следственной зависимости, умения делать выводы;
Воспитательные: воспитание у детей интереса к процессу познания.
Методические приемы: словесный, наглядный и практический метод обучения.
Материал и оборудование: оборудование, необходимое для экспериментов: трубочки, шарики, вода в стаканчиках, блюдца, краска для окрашивания воды, иллюстрации для показа, аудиозапись мультимедийное устройство.
Предварительная работа:
С детьми: ознакомление с физическими свойствами объектов природы через ООД; чтение, показ иллюстраций, наблюдения, дидактические и развивающие игры, самостоятельная деятельность, организация элементарной экспериментальной деятельности, опыты, трудовые поручения. С родителями: проведение бесед и консультаций «Играя, познаем природу», «Люби и охраняй окружающую природу», «Дом, в котором мы живем».
Словарная работа: лаборатория, опыты, прозрачный, «невидимка».
Предполагаемый результат: у детей сформирована положительная мотивация к поисково - познавательной деятельности.
I. Вводная часть
В группе оборудованы мини лаборатории со всем необходимым оборудованием для экспериментальной деятельности детей и родителей по темам: «Воздух невидимка», «Волшебница вода», «Что такое снег и почему он белый», «Космос». Родители и дети занимают места за столами - мини лабораториями.
Входит воспитатель со второй подгруппой детей, дети встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (ответы детей)
Правильно. А что необходимо для жизни всем живым существам и человеку, растениям и животным?
Дети: вода, воздух, пища и т. д.
Воспитатель: Молодцы, а для чего нам нужен воздух?
Дети: Дышать.
Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо»
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо - вдох. Голову вправо - выдох (губы трубочкой). Голова прямо - вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо - вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
Повторить 2 - 3 раза:
Подуем на плечо, подуем на другое.
Нас солнце горячо, пекло дневной порой.
Подуем на живот, как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака, и остановимся пока.
Потом повторим всё опять: раз, два и три, четыре, пять.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, сколько человек может прожить без воды? (Несколько дней). А без воздуха? (Не больше пяти минут).
II. Основная часть
Сегодня мы с вами поговорим о том, что нас окружает. Отправимся к настоящим юным исследователям. Ученые - исследователи работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется, кто знает?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Влево, вправо повернулись, в лаборатории очутились. Вот мы с вами в исследовательском центре.
Мы опыты начинаем, постарайтесь все понять,
Многое можно здесь узнать.
В первой лаборатории проводится поисковая - экспериментальная деятельность «Воздух невидимка» (Ребенок представляет себя и маму)
Дети наблюдают за экспериментами, которые ставят Самира с мамой и вместе с ней выясняют:
- Что такое воздух?
- Как можно увидеть воздух?
- Для чего нам нужен воздух?
- Имеет ли воздух вес? (Нет)
- Имеет ли воздух свой запах? (Нет)
- Издает ли воздух свист? (Да)
- Что легче вода или воздух? (Воздух)
- Где воздух чище в лесу или в городе?
- Что нужно делать, чтобы воздух всегда оставался чистым?
- Детям предлагают поймать воздух, надувая воздушный шарик.
В конце эксперимента, воспитатель обращается к детям с вопросом:
Ребята, что будет, если воздух вдруг исчезнет?
Дети: Без воздуха мы просто погибнем. Воздух нужен для всего живого: человеку, животным, птицам и растениям.
Во второй лаборатории «Волшебница вода», исследовательская работа проводится с водой. Где на все интересующие вопросы детей находим ответ вместе с Данией и ее мамой.
- Имеет ли вода свой цвет, форму вкус?
В этой лаборатории выясняется, что вода не имеет вкуса, но если мы туда добавим соль или сахар, появится вкус - детям предлагают на пробу соленую и сладкую воду, для определения вкуса воды
Для выяснения того, имеет ли вода свою форму и цвет, проводится опыт: окрашивание воды красками, а если мы зальем воду в формочки, то получатся ледяные формочки (Показ)
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода?
Дети: Жидкость.
В третьей лаборатории «Что такое снег и почему он белый» работу проводят Алия с мамой. Вместе с ними дети узнают: что такое снег, почему он хрустит и т. д.
Воспитатель: А можно ли есть снег? (Нет, так как проведение опыта показал, что на снегу есть частички грязи, это видно, если мы процедим его через марлю)
В четвертой лаборатории «Космос» проходит познавательная деятельность по изучению «Солнечной системы».
Воспитатель: Солнечная система состоит из планет, которые вращаются вокруг нашего Солнца. В дополнение к планетам, Солнечная система также состоит из спутников, комет, астероидов, малых планет, пыли и газа. Подробнее об этом нам расскажет Эмилия с мамой.
Воспитатель: На какой планете есть жизнь? Эта планета называется Земля. (Показ иллюстраций)
III. Заключительная часть
Итак, наша экскурсия подошла к концу, вы все были внимательными и активными, но нам нужно возвращаться в детский сад (Дети прощаются с участниками лаборатории)
Воспитатель: Влево, вправо повернулись, в детский сад назад вернулись.
- Ребята, когда вы вырастите, в какой лаборатории хотели бы работать?
- Какая лаборатория вам больше понравилась?
- Что именно вам понравилось?
Воспитатель: Спасибо всем за внимание! До следующих встреч!