МААМ-картинки

Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы «Из прошлого ложки» (5 фото)

Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы «Из прошлого ложки»

Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы «Из прошлого ложки»

Цель: продолжить знакомить детей с кухонной утварью - ложкой.

Задачи:

• познакомить детей с историей возникновения ложки и ее использованием;

• упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами;

• способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.

Предварительная работа: разучивание русской народной песни «Во кузнице».

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, презентация, расписная посуда, заготовки плоскостных изображений посуды, гуашевые краски, кисточки, вода.

Публикация «Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы „Из прошлого ложки“» размещена в разделах

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: (Слайд 2.)

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка.)

2. Беседа об использовании ложки, истории ее возникновения.

Воспитатель: Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руки ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пищу ложкой.

А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать пищу из горшка гораздо удобнее, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.

Ложка гораздо старше вилки.

Первую ложку древний человек вытесал из камня (Слайд 3.). Она была тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была более гладкая и легкая. К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

А какие ложки вы знаете? (Металлические, деревянные, серебряные.)

Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Он знал, что самое подходящее дерево для этого - липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи (Слайд 4.).

Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками.

На Руси знатные и богатые люди - князья и бояре - садились за стол с серебряными ложками, так как серебряная ложка была дорогой и служила очень долго, а у деревянной ложки быстро стачивались края, которыми задевали о дно тарелки или какой-то посуды (Слайд 5.).

А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а ели у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит - тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.

В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не давал, а ждал, когда тот достанет свою из-за пояса. Даже царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Петр I не кичился своей знатностью и, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой (Слайд 6.). На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды (Слайд 7.). Глаз не отвести от таких ярких ложек!

Позднее появились более практичные ложки - алюминиевые, но они тоже гнулись и ломались, а от горячего - темнели (Слайд 8.).

Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего - нержавейки (Слайд 9.). Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома - украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Это ложки для компота (с дыркой посередине, для ухи - черпак, для муки и т. д. (Слайд 10.)

А для чего еще можно использовать деревянную ложку? (Предположения детей. )

Правильно, как музыкальный инструмент. В России, например, музыканты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия - задорная, плясовая (Слайд 11.).

Ребята давайте попробуем сыграть на ложках русскую народную песню «Во кузнице».

Педагог раздает детям деревянные ложки. Дети пробуют играть на них.

Воспитатель: А теперь немного разомнемся.

Поскорей берите ложку,

Соберите всю картошку!

Игра «Картошка»

Участвуют 5-6 детей. На пол из корзинки высыпается картошка. Дети должны собрать ее с пола большой столовой ложкой. Побеждает тот, кто соберет больше клубней.

4. Раскрашивание гуашевыми красками «Расписная посуда»

(Слайд 12.).

Воспитатель:

Наша ложка хоть куда,

Ею можно без труда

Кашу есть и в ложки бить.

Подарю вам, так и быть!

Воспитатель раздает детям заготовки изображений посуды и предлагает расписать их. Для образца используется заготовка, расписанные педагогом.

Фото «Из прошлого ложки»

Воспитатель: Гордость России - золотая хохлома. Роскошная сияющая хохломская роспись украшает деревянную посуду и мебель.

1. Возьмите гуашь красного цвета и прорисуйте фон посуды.

Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы - фото

2. Желтой и золотой гуашью распишите цветы и узоры.

Фото №1 Цель продолжить знакомить детей с кухонной утварью ложкой

3. Зеленой, красной и черной гуашью раскрасьте листья и ягоды. Наша расписная посуда готова!

Фото №2 Задачи познакомить детей с историей возникновения ложки и ее использованием упражнять в ведении диалога активизировать речь новыми словами способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков

3. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, о какой кухонной утвари мы сегодня говорили (Слайд 13.).

-Какие бывают ложки?

-Что вы узнали из истории ложки?

-Какая ложка самая практичная?

-На каких ложках можно сыграть мелодию?

Воспитатель дает детям домашнее занятие: посмотреть, какие ложки есть у них дома, есть ли среди них деревянные и расписные (Слайд 14.).

Список использованной литературы

1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1 000 загадок. - Ярославль: Академия развития, 1997. - С. 136.

2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2015. - С. 87-91.

3. Народное промыслы. Раскраска. - М. : ООО «Стрекоза», 2016.

Прикреплённые файлы:

lozhka_sk728.pptx | 11452,43 Кб
 
Публикации по теме:

Концерт подготовительной группы для детей старшей группы «Дружба крепкая не сломается» Дети под музыку проходят, садятся на свои места. Ведущая: Ребята! Сегодня у нас весёлый праздник, дети подготовительной группы приготовили.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей 5–6 летКонспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей 5–6 лет Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей старшего дошкольного возраста.

Кружок рисования детей старшей и подготовительной группы.Кружок рисования детей старшей и подготовительной группы. Хочу поделиться с вами работами моих воспитанников. Работы выпонены гушью и акварелью. Это всего лишь малая часть. Мы учимся смешивать краски.

Квест-игра «Зимние приключения» для детей старшей и подготовительной группыКвест-игра «Зимние приключения» для детей старшей и подготовительной группы Сценарий спортивного развлечение на улице для детей старшей и подготовительной группы: Квест- игра «Зимние приключения». Цель: приобщение.

Сценарий праздника русской деревянной ложки для детей подготовительной группы с использованием ИКТСценарий праздника русской деревянной ложки для детей подготовительной группы с использованием ИКТ С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Народные.

Сценарий праздника «В осеннем лесу» для детей старшей и подготовительной группы Сценарий осеннего праздника «В осеннем лесу» Для детей старшей и подготовительной группы Действующие лица: Воспитатель, Лесник, Дядюшка.

Сценарий праздника к Дню знаний «Путешествие по сказкам» для детей группы с ТНР, старшей и подготовительной группыСценарий праздника к Дню знаний «Путешествие по сказкам» для детей группы с ТНР, старшей и подготовительной группы Действующие лица: 2 Ведущих и воспитатели групп Емеля Волк Василиса Премудрая Оборудование: • Печка, подушка, балалайка, 2 ведра,.

Сценарий праздника на улице для детей старшей и подготовительной группы «Масленица» «Масленица» Сценарий праздника на улице для детей старшей и подготовительной группы Цель: Приобщать детей к народным традициям. Задачи:.

Конспект занятия «Виртуальная экскурсия «Краснодар — город воинской славы» для детей старшей и подготовительной группыКонспект занятия «Виртуальная экскурсия «Краснодар — город воинской славы» для детей старшей и подготовительной группы Виртуальная экскурсия «Краснодар - город воинской славы» для детей старшей и подготовительной к школе группы МАДОУ МО г. Краснодар «Детский.

Занятие по познавательному развитию «Гиганты прошлого» в старшей группе Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему «Гиганты прошлого» Цель: Ввести понятие «прошлое» на примере представителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы «Из прошлого ложки»
Опубликовано: 6 августа 2022 в 09:20
+338Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД