Конспект НОД «История русского костюма»

Юлия Киндякова
Конспект НОД «История русского костюма»

Программное содержание: Повышение общей осведомлённости, расширение знаний детей об одежде и ее деталях, расширение и обогащение словаря с использованием устного народного творчества и его элементов. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, запомнить элементы костюма. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными (употребление правильных окончаний). Воспитывать, любовь к родному краю, бережное отношение к одежде.Материалы: иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. Куклы в русских национальных костюмах. Аудиозаписи русских народных песен.

Ход занятия:

Организационный момент.Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Варварушке в деревню. Но для начала со всеми поздороваемся (динамическое упражнение): - С добрым утром, глазки! -Вы проснулись”? - С добрым утром, ушки! -Вы проснулись? - С добрым утром, ручки! -Вы проснулись? - С добрым утром, ножки! -Вы проснулись? - С добрым утром, солнце! -Мы проснулись!Воспитатель : Ребята, вы любите ходить в гости?Дети: Да! Вот мы и готовы отправиться в путь.А на чем мы отправимся в путь- отгадайте: Братцы в гости снарядились. Друг за друга уцепились И помчались, в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд.) Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте места в своих купе, закройте глазки и поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.) Вот мы и приехали в гости к бабушке Варварушке. Давайте поиграем в игру и расскажем, какие мы. Игра "К бабушке в гости приехали внуки" (Развитие артикуляционной моторики) Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки, С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы). Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед). Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка). Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами). Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком). С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих же движений языком в положении за нижними зубами). Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание обеих щек, губы не пропускают воздух). И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременно надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через рот). Какое у нас сейчас время года? Осень. Осень если дует ветер, какая погода? Ветреная. Давайте с вами изобразим, как дует ветер.

Дует легкий ветерок – ш-ш-ш Полный спокойный ненапряженный выдох И качает так листок – ш-ш-ш Дует сильный ветерок – ш-ш-ш Активный выдох с наклонами головы И качает так листок – ш-ш-ш вправо-влево.В лес пойдем сейчас гулять Будем правильно дышать: Носом воздух мы вдыхаем, Через ротик выдыхаем. Должен каждый так уметь, Чтобы больше не болеть!Дети делают вдох через нос и выдох через рот Воспитатель: Я предлагаю вам пойти в гости к бабушке Варварушке. А живёт она вон в том домике, (указывает на макет домика). Сейчас мы тихонько подойдем и посмотрим, что там она делает. Вместе идут и заглядывают в окошко.Дети: А там нет бабушки.Воспитатель: Да действительно, ребята, в домике никого нет. Наверное, бабушка Варварушка пошла на базар. Давайте подождём её и пока поиграем. Мы с вами знаем пословицы и поговорки об одежде. Пословицы и поговорки про одежду «Я начну, а ты продолжи» «Шуба тепла и богата – жить вам легко и богато»

Реклама 04

«Друг лучше старый, а платье новое» «По одежке встречают, по уму провожают» «У бабы рубашка –те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи» «Не поносишь старого – не носить и нового» "Какова пряха, такова и рубаха". "Не одежда красит человека, а добрые дела". "Не украшай платье, а украшай ум". "Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а что бы ум копить". "Красавина и в старом платье хороша. " Игра «Наоборот» Пришивать – отрезать Яркий – бледный Снимать – надевать Вешать – снимать Сухой – сырой Расстёгивать – застёгивать Лёгкий – тяжёлый Завязывать – развязывать Дорогой – дешёвый Чистить – пачкать Длинный – короткий Шнуровать – развязывать Найти – потерять Чистый – грязный Покупать –продавать Воспитатель: Как вы думаете, ребята, в какой одежде ушла на базар бабушка Варварушка? Давайте мы с вами узнаем, в чем могла пойти бабушка Варварушка на базар, послушаем истории об одежде. Будьте внимательны. «Сядем рядком, да поговорим ладком» Сегодня я расскажу вам об истории мужской и женской одежды, о том, как люди одевались в старину. Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины

и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском (показ иллюстраций).

Сарафанный комплект носили на Руси в будни и в праздники начиная с 14 века. Изготавливался сарафан из холста, домотканого сукна, шелка, парчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой. (показ иллюстраций).Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица. Вот так одевались женщины на Руси. В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность. - Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки). - А причёски? (коса или распущенные волосы). -Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники,платки)

Игра «Какой сарафан, кокошник, рубашка?» Сарафан – нарядный, широкий, узорчатый, разноцветный, новый, праздничный… Кокошник – нарядный, украшенный, разноцветный, узорчатый, праздничный… Рубашка – удобная, нарядная, вышитая, праздничная, женская, новая… Пальчиковая гимнастика «Две подружки, две портняжки…» Две подружки, две портняжки. (Показать ладошки) Взяли в руки по катушке, (Сжать пальцы в кулачки) Даже сшили сарафан, Деду вышили кафтан, Бабушке зашит жакет, Больше дырочек в нем нет, Дядюшке из юбки новой Перешит жилет лиловый. А девчонкам и мальчишкам Перешито по штанишкам. (Разжать по одному пальчику на обеих руках) Игра «Одень куклу в женский русский народный костюм" Детям раздают картинки с изображением элементов костюма (сарафан, кокошник, рубашка) и куклу. Каждый ребенок составляет свой женский русский народный костюм. Продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета. Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т. е. плохо»). Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.

Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи был кафтан. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. - А что носили мужчины на голове? (Кепки, картузы, шапки) Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Вот так одевались люди в Древней Руси.

Игра «Одень куклу в мужской русский народный костюм» Детям раздают картинки с изображением элементов костюма (штаны, рубашка и кепка) и куклу. Каждый ребенок составляет свой мужской русский народный костюм. Загадки про элементы костюма Эта часть костюма Не мужской кафтан. Носит красна девица Длинный (сарафан) С давних пор краса девицы Не румяна,не ресницы. Всюду русская краса- С лентой длинная (коса) Ходит девица с косой С непокрытой головой, Красоте помощник- Расписной (кокошник)

Ворот вышит,а застёжка Сбоку подборотка. Всем наряд известен этот Как (косоворотка)На руси с давних пор Головной носят убор. Они для женщин-украшенье, Носят их они с уменьем. (кокошники, платки)Сюрпризный момент: стучат в дверь. Кто приехал? Мы, мы, мы! Ах, бабушка, Варварушка, это ты? Да, да, да!Воспитатель: Ребята, наша бабушка Варварушка пришла! Ой где же ты была, бабушка Варварушка?Бабушка Варварушка: Здравствуйте, детушки! Уж как я рада вас видеть!

Спасибо, что ко мне зашли. Была я на Ярмарке. Вот купила там волшебный сундучок. Хочу с вами поиграть. Отгадайте загадки из моего волшебного сундучка. Игра "Герои из сказок" • Румяный, круглый, тёплый бок, сбежал от бабки (Колобок) • Огнём он всё живое губит, он не жалеет никого. – Зато Иван - царевич срубит мечом все головы его (Змей Горыныч). • Ах ты, Петя – простота сплоховал немножко, Не послушался кота, выглянул в окошко (Петушок – золотой гребешок). • По тропе шагая бодро сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению). • Эта сказочная штучка – плод и неба, и земли. То, что дедка, бабка, внучка вместе вырвать не смогли. (Репка). Дети собирают разрезанные картинки с героями сказок.

Бабушка Варварушка: Ребята, подождите! Я в дом только загляну. Вот вам кренделя в подарок от меня. Спасибо вам, приходите ещё. Хоровод «Земелюшка- чернозём»

Воспитатель. Пора и нам возвращаться в детский сад. Занимаем места в купе и едем на поезде. Вот мы и приехали. Вам понравилось в гостях? Что вы там делали? О чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали на занятии?

Публикации по теме:

«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру «Знакомство с женским русским народным костюмом»Занятие № 1 Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру по изучению женского русского народного костюма «Верхняя одежда» «Верхняя одежда»(занятие № 2) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст.

Фотоотчет об экскурсии в «Музей русского костюма»Фотоотчет об экскурсии в «Музей русского костюма» Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
Конспект НОД «История русского костюма»
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 19:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Детский мастер-класс по изготовлению открытки на 8 марта из бумаги
Мастер – класс рассчитан на детей от 3 лет, будет полезен воспитателям, неравнодушным родителям. Назначение: подарок. Цель: создание открытки к...
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»
Цель: учить передавать характерные элементы филимоновской росписи Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя...
Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый...
Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением. Задачи:...