Приложение МААМ

Конспект НОД «Колокола России» по духовно-нравственному воспитанию

Наталья Сундукова
Конспект НОД «Колокола России» по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок» г. Николаевска

Непосредственно-образовательная деятельность,

направленная на визуализацию духовно – нравственных традиций

«Колокола России»

Подготовила и провела: воспитатель Сундукова Н. А.

Цель:развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „Колокола России“ по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах

образовательные:

-формировать знания о колоколах и колокольных звонах России;

-познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;

-отметить, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре в прошлом и в настоящем времени.

воспитательные:

-воспитывать у детей интерес к историческому и культурному прошлому русского народа;

-формировать желание быть продолжателем русских традиций.

развивающие:

-развивать умение решать познавательные задачи в наглядно-образном и наглядно-действенном плане;

-совершенствовать умение использовать объяснительную речь, речь-доказательство, разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты, крылатые выражения, малые фольклорные формы).

Словарь: колокол, колокольня, колокольный, колокольчик; звон, звонарь, звонница, звонить; набат, благовест, бубенец, царь-колокол.

Оборудование: выставка разных колокольчиков, иллюстрации колоколов, рисунки-раскраски, аудиозапись колокольных звонов, мультимедийный проектор, краски,заготовки колокольчиков, вода, кисти, разрезные картинки колокола 2 шт.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций из альбома «Колокола России»;

-разучивание пословиц, скороговорок, загадок, легенд, стихов;

-лепка сувенирных колокольчиков из пластилина и соленого теста;

-раскраски «Колокольчики»;

-экскурсия в Храм Святой Троицы;

-слушание звонов России на аудиокассете;

Ход НОД:

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Воспитатель: о чем это стихотворение (высказывания).А для чего нужны колокола и колокольный звон? Без чего не бывает храма, церкви? А хотите узнать? Я приглашаю вас в фильм-путешествие «Колокола России». Занимайте места в зрительном зале.

Воспитатель: скажите, кто бывал в церкви с мамой и папой. Что вы там видели, что запомнили (высказывания детей).

Воспитатель:в нашем городе есть Храм Святой Троицы. И мы с ребятами не так давно совершили экскурсию в наш Николаевский Храм Святой Троицы.

1 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с экскурсией)

Воспитатель: православные Храмы. Храм — красивое здание.

2 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением Храмов)

Храм отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. Чем же? (предположения детей.). Люди во все времена строили Храмы и колокольни из любви к Богу. Колокола зовут людей в Храм для общения с Богом. В храмах молятся иконам Господа Иисуса Христа, его матери - Пресвятой Богородице, святым и просят у них помощи в разных делах, просят здоровья, и Господь Бог помогает всем хорошим людям, тем, кто не делает зла своим близким и друзьям.

У входа в Храм или над его входом есть башня, которая называется колокольня.

3 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колокольни)

Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить (Ответы детей).

Как называют человека, который звонит в колокола? (Ответы детей).

Воспитатель: человека, звонящего в колокола, называют звонарь.

4 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением звонаря)

Подумайте, что обозначает слово колокол. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.

Воспитатель: у каждой вещи есть своя история происхождения. Я хочу рассказывать удивительную историю о судьбе колоколов.

Колокола появились на Руси еще в древние времена. По преданию, в 15 веке один монах, живший в Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик.

5 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением цветка- колокольчика)

И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.

6 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колоколов разного вида)

На Руси вообще колокола считали живыми существами. Имя давали, даже были при крещении мать и отец.

Благовест - извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.

Набат - о пожаре и других бедствиях.

Всполошный – извещал о бунте, или если подступал враг.

Вечевой - собирал жителей на собрание на главную площадь города.

Давайте послушаем, как звучат колокола. (слушаем колокольный звон)

- Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!

Кто догадался, что в загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение).

- На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).

7 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колокола в картинке).

У колокола есть тело — сам колокол, пояс — это самое широкое место колокола, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; язык — металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс.

Дидактическая игра "Собери колокол".

Цель игры: закрепить знания детей о составных частях колокола.

Материал: 2 разрезанных колокола (на подгруппу детей, их составляющие: уши, матица, верхний пояс, нижний пояс, язык.

Ход игры:

Детям раздают разрезанные карточки. Из составных частей составляют целое. Дети отвечают на вопросы воспитателя:

1. С чего начинается колокол? (С ушка.)

2. Что является основой колокола? (Плечи, матица.)

3. Где располагается орнамент? (На верхнем, нижнем поясах.)

4. Что раскачивают у колокола? (Язык.)

Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать?

(предложить подумать и высказать свое мнение).

- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.

Отчего же зависит звук колокола?

Язык у колокола, как смычок у скрипки. Чем толще язык, тем и звук будет глубже, ниже. Чем тоньше язык – звук будет выше. Язык для колокола подбирали индивидуально.

Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.

- А как вы думаете, где размещают колокола?

(На высоких колокольнях или в звонницах).

- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (предложить подумать, поразмышлять).

Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий", т. е колокольня Ивана Великого.

8 слайд. (обратить внимание детей на экран).

- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение).

- Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.

(Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).

Знакомство с "Царь-колоколом".

- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?

(предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).

9 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением Царь-колокола).

- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил.

Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства?

(предложить подумать, поразмышлять).

Какими словами можно рассказать о нем? (величественный, могучий. огромный, громкий).

Игра: «Какой колокольчик звучит?» (5-6 инструментов).

Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке маленький колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной, говорят слова:

Дили- дили- дили -дон!

Слышится со всех сторон.

Весело играем мы,

Звонче, колокол, звени!

Воспитатель: у меня для вас есть подарок - бумажные колокольчики. Предлагаю украсить их красивыми орнаментами, узорами. А потом мы издадим свою книгу о колоколах в своей группе.

Рефлекся. Что нового мы сегодня узнали интересного, что понравилось, запомнилось больше всего?

Колокол русский, народный,

Колокол Церкви святой!

Чуден твой голос свободный,

Люб отголосок мне твой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку» Тема. Путешествие в Африку. Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, углублять представление.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Доброта спасёт мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ясли-сад №9 «Солнышко» с. Яркое Поле Кировского района Республики Крым.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе «Маковое зёрнышко» Выполнил: воспитатель старшей группы «Б» МК ДОУ Павловский д/с №8 Бережная О. А. Цель: формировать представление детей о доброте, как о.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию в средней группе «Наша дружная семейка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№65 «КОСМОНАВТ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь дана на добрые дела» Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела» Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела» Елена Евгеньевна Барукова Воспитатель Туманненской ООШ Конспект.

Конспект НОД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по моей Родине» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (Духовно-нравственное воспитание). Задачи приоритетной образовательной.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Город игрушек» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение городского округа Балашиха детский сад № 52 «Малинка» НОД «Город.

НОД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Хочешь, есть калачи-не сиди на печи» Цель:Воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка через устное народное творчество. Задачи: Приобщать дошкольников к русской культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Колокола России» по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 22 мая 2017 в 14:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Колокола России» по духовно-нравственному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сундукова (УИ 1190250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД