Елена Будинова
Конспект НОД «Красная весна» по развитию речи и обогащению словаря детей 5–6 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о весенних изменениях в природе.
2. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
3. Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
Публикация «Конспект НОД „Красная весна“ по развитию речи и обогащению словаря детей 5–6 лет,» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
3. Развивать диалогическую и монологическую речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами : что, когда, какая, потому что.
4. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
5. Воспитывать у ребят заботливое отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Социализация», «Физическая культура».
Материал и оборудование: доска, иллюстрации с животными и растениями, мяч, фланелеграф, цветные нитки.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Весна», чтение стихотворений, экскурсия в парк.
Словарная работа : весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Ход занятия:
I ч. Воспитатель читает народные припевки:
Выгляни, солнышко, из-за гор - горы,
Выгляни, солнышко, с утренней поры.
Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую Ягу,
Старую Ягу, ведьму Зиму?
Как она, лютая, от Весны ушла?
От красной бежала,
В мешке стужу несла,
В мешке холод несла,
Холод на землю трясла!
– Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Зима сменяется весной).
- Как вы думаете, почему автор называет зиму - “ведьма”, а весну - “ Красная”?
- Подумайте, а почему ушла “лютая зима”? (Пригрело солнышко, стало теплее).
- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
- Послушайте, как в народе называли весенние месяцы и угадайте почему?
Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май - травень, цветень.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все ждут радости и тепла.
I Iч. На доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды, животных и растений весной.
- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).
- А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (Проталины, снег тает, текут ручьи, сосульки).
- Кто из вас знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение.
- Догадайтесь, что такое сокодвижение?
Выслушиваю детские предположения и обобщаю:
- От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
- А что происходит с почками дальше? (Лопаются, распускаются листочки).
- А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травкой).
Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?
- Конечно, весной. А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)
- Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды?
(Когда много солнца, погода становится теплее).
- Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом.
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали кормом).
- А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.
- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
- Весной вся природа пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая.)
Физкультминутка.
III ч. Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнёзда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья и т. д.
IV ч. - Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки - голубые; солнце – ярко-желтое).
- Я вам предлагаю заняться необычным делом: из этих цветных ниток на фланелеграфе нужно выложить весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться, чтобы получилось две группки детей, и договориться кто и что будет выкладывать из ниток.)
Дети выполняют задуманное, после они рассказывают о содержании “картинок”.
Воспитатель подводит итог занятия.